Проектная дорожная карта
Класс: 4.
Предмет: окружающий мир.
Тема внеурочного занятия: «Пульс».
Тема проекта: «Что такое ЧСС и его изменения».
Исследуемый объект: частота сердцебиения.
Цель проекта: создание условий для расширения, углубления и закрепления знаний, обучающихся о частоте сердечных сокращений посредством проведения эксперимента.
Задачи проекта:
- познакомить обучающихся с понятием «ЧСС».
- сравнить с обучающимися частоту сердечных сокращений в покое и после физической нагрузки.
- тренировать обучающихся планировать исследовательскую деятельность предоставлении алгоритма.
Продукт проекта: дневник исследований.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: обучающиеся демонстрируют умение проводить эксперимент по изучению частоты пульса человека в спокойном состоянии и при физической нагрузке.
Регулятивные УУД: обучающиеся демонстрируют умение планировать исследовательскую деятельность при составлении алгоритма.
Коммуникативные УУД: обучающиеся демонстрируют навыки работы в группах при проведении исследования по изучению частоты пульса человека в спокойном состоянии и при физической нагрузке.
Личностные УУД: обучающиеся демонстрируют знание основ здорового образа жизни при обсуждении вопроса о физических нагрузках.
Гипотеза проекта: если частота сердечных сокращений в покое 60-70 уд/ мин, то после физической нагрузки уд\ мин будет больше.
Этап занятия. Задачи занятия. | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Методы исследования | Дидактические средства и оборудования | Продукт |
Организационно-мотивационный этап. Задача: настроить обучающихся на получение новой информации. | -Приветствие. - Когда вы слушаете, вы забываете, Когда вы видите, вы понимаете, Когда вы действуете, вы научаетесь. | -Обучающиеся приветствуют учителя. | - | Стихотворение. | - |
Этап целеполагания и гипотезы. Задача: создать условия для формирования умения обучающихся формулировать проблему гипотезы исследовательской деятельности. | -Сегодня на занятии я предлагаю вам прислушаться к этому совету и действовать, чтобы научиться. Но действовать мы будем в роли исследователей. -Чтобы узнать, что именно мы будем исследовать на нашем занятии, предлагаю вам разгадать ребус. -Какое слово у вас получилось? -Что такое сердце? Где оно находится? -Можем ли мы услышать как работает наше сердце? Что мы слышим? -Как называется этот стук? М -Что такое пульс? -Как вы думаете, есть ли отличие в работе сердца и частоте сердечных сокращений, когда вы спокойно сидите и когда вы позанимались спортом? -Ответив на мои вопросы, определите тему проекта. -Предположите, какой будет цель нашего проекта? -Определите задачи, которые мы должны будем выполнить к концу занятия, чтобы достичь цели. -Определите гипотезу проекта. -Чтобы в конце нашего занятия узнать, справились ли мы с задачами и выполнили ли все, что запланировали, предлагаю вам на протяжении всего занятия заполнять дневник исследований. | -Обучающиеся выполняют задание. -Обучающиеся отвечают на вопросы: сердце. -Сердце – это главный орган кровеносной системы. -Можем услышать как работает наше сердце приложив руку к груди, запястью и т.д., оно стучит. -Пульс. -Обучающиеся выражают свое мнение. -Тема проекта: «Что такое ЧСС и его изменения». -Цель проекта: изучить работу сердца и состояние пульса в моменты разной физической активности. -Познакомиться с понятием «пульс». Сравнить пульс в покое и после физических нагрузок. -Гипотеза: если частота сердечных сокращений в покое имеет одно значение, то после физической нагрузки уд/мин будет больше. | Проблемная ситуация. | Карточка №1 (ребус). Дневник исследований. | Дневник исследований. |
Подготовительно-планирующий этап. Задача: создать условия для развития умения обучающихся собирать необходимую информацию для исследовательской деятельности, используя источники. | -Перед тем как приступить к работе по изучению пульса, предлагаю вам, как исследователям, открыть наш дневник исследований и составить, а также записать план проекта. -Скажите, что нам известно о пульсе? -Что мы еще не знаем? -Что нам нужно сделать, чтобы получиться необходимую информацию? -Как вы думаете, где мы можем найти ответ на первый этап? -С помощью чего мы можем исследовать пульс в покое и после физических нагрузок? | -Обучающиеся составляют и записывают план проекта: 1. Выбрать источники информации, изучить и обобщить информацию по теме «Что такое ЧСС и его изменения». 2. Провести исследование связи изменения пульса и физических нагрузок. 3. Оформить результаты проекта (дневник исследований). 4. Защитить и оценить проект. -Книги, словари, энциклопедии, журналы. -Датчик измерения пульса в лабдиске. | Составление плана работы. | Дневник исследований. | Дневник исследований. |
Экспериментальный этап. Задача: создать условия для развития умения обучающихся собирать необходимую информацию для исследовательской деятельности. | -Предлагаю вам ответить на первый вопрос в нашем дневнике исследований и написать понятие слова «ЧСС». -Перед тем как приступить к следующему этапу, предлагаю посмотреть на экран и повторить правила работы с лабдиском: 1. Аккуратно извлекайте датчики из ЛабДиска. 2. Руки при работе с ЛабДиском должны быть сухими. 3. Используйте стилус, прикрепленный на задней части ЛабДиска для работы с сенсорным экраном. 4. Перед началом работы с ЛабДиском зарядите его. -Чтобы выполнить следующий этап, выберите одного человека, который поможет вам определить частоту сердечных сокращений в покое и после физической нагрузки. -Сперва измерьте частоту сердечных сокращений в покое, прикрепив клипсу к мочке уха или пальцу. Затем произведите физическую нагрузку, например, выполните приседания 10 раз и проведите все тот же опыт по измерению пульса. -Запишите данные в таблицу в вашем дневнике исследований. Ниже ответьте на вопрос «Что происходит с ЧСС после физической нагрузки» и обведите один из вариантов: «частота сердечных сокращений увеличилась» или «частота сердечных сокращений уменьшилась». -Проверьте с помощью секундомера, сколько понадобится времени, чтобы после физической нагрузки пульс стал меньше 90 уд/мин. Запишите ответ в дневник исследований. -Запишите вывод, который вы можете сделать после проведения эксперимента. Прочитайте свои варианты ответа. | -Обучающиеся выполняют поиск информации в информационных источниках и записывают ответ в дневник исследований. -Обучающийся повторяют правила работы с лабдиском. -Обучающийся выполняют опыт с измерением частоты сердечных сокращений. -Обучающиеся анализируют проделанную работу. -Обучающиеся выражают свое мнение. Вывод: в спокойном состоянии частота сердечных сокращений уменьшается. Вывод: при физической нагрузке частота сердечных сокращений увеличивается. | Анализ источников. Проведение опыта. Фиксация результатов. | Информационные источники. Проектор. Лабдиск. Секундомер. | Дневник исследований. |
Заключительный этап. Задача: провести рефлексию исследовательской деятельности. | -Скажите, согласны ли вы, что мы смогли достичь цели? Все ли задачи мы выполнили? -Смогли ли мы подтвердить нашу гипотезу? -Подведите итоги вашей исследовательской деятельности. Заполните таблицу на последней странице исследовательского дневника. Поставьте знак «+», если вы выполнили условия, «-», если условие не выполнено. 1. Собрали необходимую информацию. 2. Провели эксперимент. 3. Зафиксировали информацию. 4. Сделали вывод, подтвердилась ли гипотеза. -Чтобы узнать, как вы оцениваете свою работу на занятии, предлагаю вам ответить на вопросы: 1. Довольны ли вы своим выступлением? 2. Что вам особенно понравилось и запомнилось? 3. Что нового вы узнали для себя? | -Обучающиеся выражают свое мнение. -Обучающиеся проводят самооценку. | Фиксация результатов. | Карточка №2 (самоанализ). Дневник исследования. | Результаты исследования занесенные в дневник исследования. |
К
арточка №1
К
Фамилия, имя ___________________________
Ответь на вопросы:
1. Довольны ли вы результатом исследования?
_________________________________________
2. Что вам особенно понравилось и запомнилось?
_________________________________________
3. Что нового вы узнали для себя?
_________________________________________
арточка №2
Дневник исследований
Тема проекта:
_____________________________________________
Цель проекта:
________________________________________________________________________________________________________
План проекта:
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Задания
1. Запишите определение понятия «ЧСС».
____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. С помощью ЛабДиска определите и запишите в таблицу ЧСС в покое и после физической нагрузки (выполнить приседания - 10 раз).
ЧСС в покое | ЧСС после физической нагрузки |
| |
3. Обведите карандашом один из вариантов ответов, который верно отвечает на вопрос: «Что происходит с ЧСС после физической нагрузки?».
Частота сердечных Частота сердечных сокращений увеличилась сокращений уменьшилась
4.Сколько понадобится времени, чтобы после физической нагрузки пульс стал меньше 90 уд/мин.
________________________________________________
5. Запишите вывод, который вы можете сделать после проведения эксперимента.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка выполненной работы
Заполните таблицу. Поставьте знак «+», если вы выполнили условия, «-», если условие не выполнено.
№ | Задания | Оценка |
1. | Собрали необходимую информацию. | |
2. | Провели эксперимент. | |
3. | Зафиксировали информацию. | |
4. | Сделали вывод, подтвердилась ли гипотеза. | |