СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование проблемно - деятельнстного метода обучения в практике учителя начальных классов

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемно-деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. При проблемно-деятельностном подходе к обучению преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности, результатом чего является знание. Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. 

Просмотр содержимого документа
«Использование проблемно - деятельнстного метода обучения в практике учителя начальных классов»

Использование активных форм и методов в современном образовании.

Скажи мне - и я забуду,

Покажи – и я вспомню

Вовлеки меня в процесс - и я пойму,

Отойди – и я буду действовать.

Китайская пословица


Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна. Будущее нашего государства – это сегодняшние дети: дошкольники, школьники, студенты. Главная цель, стоящая перед учителями и учениками школы, – это развитие поликультурной личности, которая знает историю и традиции своего народа, владеет несколькими языками, стремится к саморазвитию и самосовершенствованию. Всего этого можно достичь, организуя свой урок так, чтобы он был актуальный для настоящего времени, действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства. Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов образования?

Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных как в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике. Известно, что до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в этот сложный мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать. И задача педагога так построить процесс обучения так , чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.

            Не секрет, что мы запоминаем:
10% того, что мы читаем,
20 % того, что мы слышим,
30 % того, что мы видим,
50% того, что мы видим и слышим,
70% того, что мы говорим,
90% того, что мы говорим и делаем.

В практике работы учителя выделяют 3 уровня активности:

Активность воспроизведения — характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.

Активность интерпретации — связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

•  Творческая активность — предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.

В настоящее время наиболее распространенными являются следующие активные методы обучения:

практический эксперимент;

метод проектов — форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость;

групповые обсуждения — групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах учащихся (от 6 до 15 человек);

мозговой штурм — специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника;

деловые игры — метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку определенных рецептов эффективной учебной и профессиональной деятельности;

ролевые игры — метод, используемый для усвоения новых знаний и отработки определенных навыков в сфере коммуникации. Ролевая игра предполагает участие не менее двух “игроков”, каждому из которых предлагается провести целевое общение друг с другом в соответствии с заданной ролью;

баскет-метод — метод обучения на основе имитации ситуаций. Например, обучаемому предлагают выступить в роли экскурсовода по музею В материалах для подготовки он получает всю необходимую информацию об экспонатах, представленных в зале;

тренинги — обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам;

обучение с использованием компьютерных обучающих программ;

анализ практических ситуаций (case-study) — метод обучения навыкам принятия решений; его целью является научить учащихся анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.


Формы и особенности  использования активных методов обучения

Выбор конкретного активного метода обучения зависит от различных факторов. В значительной степени он определяется численностью учащихся. Но в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей урока.

Для выбора конкретного активного метода можно воспользоваться приведенной классификацией методов активного обучения:



Дидактические цели занятия

Метод активного обучения

Обобщение ранее изученного материала

Тематическая дискуссия, мозговой штурм

Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала

Мозговой штурм, деловые игры

Развитие способности к самообучению

Деловые игры,  ролевые игры, 

анализ практических ситуаций

Повышение учебной мотивации

 Деловые игры,  ролевые игры,

обучение с использованием компьютерных обучающих программ

Отработка изучаемого материала

Тренинги

Применение знаний, умений и навыков

Анализ практических ситуаций

Использование опыта учащихся при предъявлении нового материала

Тематическая дискуссия

Моделирование учебной или профессиональной деятельности

Деловые игры,  ролевые игры, 

анализ практических ситуаций

Обучение навыкам межличностного общения

Ролевые игры

Эффективное создание реального объекта, творческого продукта

Метод проектов

Развитие навыков работы в группе

Метод проектов

Выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции

Анализ практических ситуаций

Развитие навыков принятия решений

Анализ практических ситуаций

Развитие навыков активного слушания

Тематическая дискуссия



У каждой методики есть свои плюсы и минусы.

+   Активные методы обучения помогают:

  •  развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика,

  • учить учащихся самостоятельно добывать знания,

  •   развивать интерес к предмету,

  •  позволять активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

-  Активные методы обучения имеют недостатки

Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому :

  • не могут совладать со своими эмоциями, следовательно  на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем; 

Вывод

Грамотное использование активных методов обучения позволяет строить учебный процесс с учетом принципов научения. Важно отметить, что ни одна из форм обучения не является единственно верной для достижения поставленных целей обучения; сохранению внимания и работоспособности обучаемых способствует использование разнообразных методов. Таким образом, использование активных методов обучения позволяет    обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности.   А применять ее или нет, это уже дело педагога и его творчества.