Использование активных форм и методов в современном образовании.
Скажи мне - и я забуду,
Покажи – и я вспомню
Вовлеки меня в процесс - и я пойму,
Отойди – и я буду действовать.
Китайская пословица
Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна. Будущее нашего государства – это сегодняшние дети: дошкольники, школьники, студенты. Главная цель, стоящая перед учителями и учениками школы, – это развитие поликультурной личности, которая знает историю и традиции своего народа, владеет несколькими языками, стремится к саморазвитию и самосовершенствованию. Всего этого можно достичь, организуя свой урок так, чтобы он был актуальный для настоящего времени, действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства. Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов образования?
Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных как в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике. Известно, что до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни. Каждому человеку, вступающему в этот сложный мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать. И задача педагога так построить процесс обучения так , чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка. Учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения.
Не секрет, что мы запоминаем:
10% того, что мы читаем,
20 % того, что мы слышим,
30 % того, что мы видим,
50% того, что мы видим и слышим,
70% того, что мы говорим,
90% того, что мы говорим и делаем.
В практике работы учителя выделяют 3 уровня активности:
• Активность воспроизведения — характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу.
• Активность интерпретации — связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.
• Творческая активность — предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.
В настоящее время наиболее распространенными являются следующие активные методы обучения:
практический эксперимент;
метод проектов — форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость;
групповые обсуждения — групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах учащихся (от 6 до 15 человек);
мозговой штурм — специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника;
деловые игры — метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку определенных рецептов эффективной учебной и профессиональной деятельности;
ролевые игры — метод, используемый для усвоения новых знаний и отработки определенных навыков в сфере коммуникации. Ролевая игра предполагает участие не менее двух “игроков”, каждому из которых предлагается провести целевое общение друг с другом в соответствии с заданной ролью;
баскет-метод — метод обучения на основе имитации ситуаций. Например, обучаемому предлагают выступить в роли экскурсовода по музею В материалах для подготовки он получает всю необходимую информацию об экспонатах, представленных в зале;
тренинги — обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам;
обучение с использованием компьютерных обучающих программ;
анализ практических ситуаций (case-study) — метод обучения навыкам принятия решений; его целью является научить учащихся анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.
Формы и особенности использования активных методов обучения
Выбор конкретного активного метода обучения зависит от различных факторов. В значительной степени он определяется численностью учащихся. Но в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей урока.
Для выбора конкретного активного метода можно воспользоваться приведенной классификацией методов активного обучения:
Дидактические цели занятия | Метод активного обучения |
Обобщение ранее изученного материала | Тематическая дискуссия, мозговой штурм |
Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала | Мозговой штурм, деловые игры |
Развитие способности к самообучению | Деловые игры, ролевые игры, анализ практических ситуаций |
Повышение учебной мотивации | Деловые игры, ролевые игры, обучение с использованием компьютерных обучающих программ |
Отработка изучаемого материала | Тренинги |
Применение знаний, умений и навыков | Анализ практических ситуаций |
Использование опыта учащихся при предъявлении нового материала | Тематическая дискуссия |
Моделирование учебной или профессиональной деятельности | Деловые игры, ролевые игры, анализ практических ситуаций |
Обучение навыкам межличностного общения | Ролевые игры |
Эффективное создание реального объекта, творческого продукта | Метод проектов |
Развитие навыков работы в группе | Метод проектов |
Выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции | Анализ практических ситуаций |
Развитие навыков принятия решений | Анализ практических ситуаций |
Развитие навыков активного слушания | Тематическая дискуссия |
У каждой методики есть свои плюсы и минусы.
+ Активные методы обучения помогают:
развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика,
учить учащихся самостоятельно добывать знания,
развивать интерес к предмету,
позволять активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
- Активные методы обучения имеют недостатки
Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому :
Вывод
Грамотное использование активных методов обучения позволяет строить учебный процесс с учетом принципов научения. Важно отметить, что ни одна из форм обучения не является единственно верной для достижения поставленных целей обучения; сохранению внимания и работоспособности обучаемых способствует использование разнообразных методов. Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть особенности. А применять ее или нет, это уже дело педагога и его творчества.