Тема: Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников.
Дошкольный возраст - самый ценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развиваются эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования внес изменения в приоритетные направления дошкольного образования. Новой задачей стало обеспечение развития способностей ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения знаний в формах, специфических для конкретного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.
Целью моей работы стало – посредством экологического воспитания детей заложить потенциал их всестороннего развития, развить важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, установка взаимосвязей, обобщение.
Я поставила перед собой задачу: формировать представления у детей о растительном и животном мире, природе родного края во взаимосвязи со средой обитания, экологически грамотного поведения в природе и гуманного отношения к ней.
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста осуществляется посредством использования игровых технологий, в процессе самостоятельной деятельности, развития собственной познавательной активности, творчества детей через различные виды деятельности. Работу по экологическому воспитанию я организую в различных формах – игры, беседы, наблюдения, экспериментирование.
Одной из структурных единиц, представляющих определенные направления развития и образования детей, является познавательное развитие, предполагающее экологическое воспитание. В процессе развития общества экологическое образование приобретает особую остроту. В связи с этим необходимо больше уделять внимания экологическому образованию детей уже с первых лет их жизни, так как именно в этот период у ребенка складывается первое мироощущение - он получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления и сознания.
В этот период закладываются основы взаимодействия с природой. При помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети дошкольного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.
Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
Игровые технологии влияют на формирование произвольности всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослых.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр «игровые технологии» обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровые технологии создаются при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования дошкольников к экологическому образованию.
Весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения - ребенок учится, играя.
В своей работе по экологическому воспитанию использую разные виды игр экологической направленности, используемых мною в качестве игровых технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста, как в рамках непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах.
В группе организована предметно-развивающая развивающая среда. В ней представлены: пособия, календарь природы, альбомы перелетных, зимующих, кочующих птиц, диких и домашних животных, папки для детей, разнообразие комнатных растений, разнообразный природный материал. Здесь ребята всегда могут все посмотреть, потрогать, сравнить.
Для повышения эффективности работы по экологическому воспитанию используются разнообразные формы и методы. Один из таких методов - экологические игры.
Экологические игры бывают:
ролевые;
дидактические;
имитационные;
соревновательные;
игры-путешествия.
Ролевые игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности.
Соревновательные игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, КВН, Экологическая викторина, «Поле чудес» и т.д.
Успешно применяются в практике экологического воспитания детей дошкольного возраста игры-путешествия, в которых дети попадают на Северный полюс, на дно океана и т.д.
В своей работе я также использую дидактические экологические игры и упражнения, например:
«Угадай по описанию» - воспитывает умение называть основные признаки предметов, развивать наблюдательность.
«Какая это птица» - закрепление знаний детей, о том какие звуки издают птицы.
«Да или нет» - закрепление знаний о частях тела животного, птицы…
«Угадай что в сундучке» - обучение узнаванию предмета с помощью одного из анализаторов.
Различные ботанические, зоологические лото, пазлы, демонстрационные картины помогают детям закреплять и систематизировать знания, формируют навык пользования моделями. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на занятии предлагает воспитатель, и этим она отличается от свободной игры. Воспитатель играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и ее участник.
В экологических играх я применяю наглядный художественно оформленный материал, придумываю интересные игровые моменты, действия, занимаю всех детей решением единой задачи. Можно прибегнуть к помощи сказочных героев, музыкального сопровождения.
Ребята научились наблюдать за сезонными изменениями, за погодными явлениями, выделять основные признаки времен года. В уголке природы малыши помогают воспитателю ухаживать за комнатными растениями (полив, опрыскивание, рыхление, освещение), усваивая значение всех этапов ухода за живыми объектами.
Проводим соответствующую работу и с родителями. Организовывая консультации и беседы экологического содержания, например «Прогулки с ребёнком», «Азбука поведения в природе», «Домашняя экология», «Экологические игры», и так далее, которые направлены на повышение экологического сознания и воспитание трепетного отношения к природе у детей в условиях семьи. Подбираю соответствующий материал для родительского уголка. Наши родители проявляют большой интерес к информации в родительских уголках. В помощь родителям оформляем уголок «Встреча с природой», где помещаем статьи, стихи, загадки по теме, приметы, экологические игры для разучивания и игровых занятий с детьми дома.
Богатая информация в родительском уголке, позволяет не только привлекать внимание родителей, но и вызывать их на общение. Родители активно участвуют в экологических мероприятиях (озеленение участка, акция «Птичья столовая», «Огород на окне» и так далее). Организовываем выставки поделок, методической и художественной литературы.
Проводим конкурсы рисунков по теме с участием родителей. Наши родители активно участвуют в конкурсах, например: «Зелёная планета», «Моё любимое животное», «Осенняя палитра». Рекомендуем родителям телевизионные передачи, которые необходимо посмотреть, что почитать ребёнку, куда можно сходить с ребёнком (цирк, зоопарк, на выставку в выставочный зал или краеведческий музей, какие можно организовать игры в домашних условиях).
Таким образом, в процессе игр экологического содержания дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности; дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков.
Наблюдается хороший результат нашей работы. У детей имеются необходимые экологические знания об окружающем мире. Наши воспитанники в процессе игры с желанием поливают и рыхлят растения, протирают пыльные листья у растений, помогают сажать на грядке (в зимнее время в группе) лук, также цветы, семена моркови и свеклы, помогают удалять сорняки, собирают семена цветов для следующей посадки, принимают участие в изготовлении кормушек для птиц, подкармливают птиц, помогают содержать в порядке уголки природы и участки.
Планирование работы на будущее.
1. Продолжить поиск новых источников и новых технологий по экологическому воспитанию.
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Экологическое воспитание дошкольников- это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:
устойчивых знаний о природе, а также взаимосвязей в ней;
бережного отношения к природе;
правильного понимания понятия о том, что такое «здоровый образ жизни»;
эмоциональной отзывчивости к живой природе;
положительных эстетических ощущений от любования самой природой;
умений познавать особенности окружающего мира.
Интенсивно развивается методика экологического воспитания среди дошкольников: совершенствуются методы, создаются программы работы с детьми с учетом специфики природных и социальных условий страны. К числу таких методов относят и игру, в которой обязательно должны быть задействованы взрослые. Взрослому нужно не только руководить, но и участвовать в игре, демонстрируя в игровой форме образцы поведения в жизни.
Известно, что в процессе игры дети лучше воспринимают и запоминают материал. Основная цель использования игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников- это формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственного отношения к окружающей среде, расширение кругозора детей.
Через игровую деятельность, направленную на экологическое воспитание, решаются образовательные и воспитательные задачи, такие как:
• углублять и расширять у детей экологические знания;
•прививать начальные экологические, познавательные, поведенческие навыки и умения;
•развивать познавательную, творческую активность дошкольников в ходе эколого - игровой деятельности;
• воспитывать у дошкольников чувство бережного отношения к природе.
Так как тема экологического воспитания детей в детском саду является актуальной. И учитывая, что игра - это ведущий вид деятельности, педагоги нашего детского сада в работе с детьми активно используют игровые технологии, направленные на экологическое воспитание дошкольников.
Предлагаем классификацию экологических игр, которую наши педагоги используют в своей работе.
Классификация экологических игр
Творческие игры природоведческого содержания. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе, идёт процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему.
Сюжетно-ролевая игра. Тему домашних животных легко представить с помощью Бабы и Деда из «Курочки Рябы», у которых, кроме кур, живут корова, коза, лошадь и другие животные. На занятия «приходит» либо Дед, либо Баба, рассказывают то о корове с теленком, то о козе с козлятами, показывают, как они их кормят травой, сеном, поят водой, Воспитатель дает возможность детям на правах помощников поучаствовать в этих операциях - они кормят сеном игрушечных коров и коз, пасут их, строят для них сараи, сами подражают их действиям и звукам.
Театрализованные игры. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок, игры-драматизации служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.
Строительные игры с природным материалом(песок, вода, глина, шишки, камешки). В процессе этих игр у детей обогащается, совершенствуется чувственный опыт, развиваются познавательные способности.
Строительные игры можно использовать и для подготовки детей к практически-исследовательской деятельности, так как в процессе этих игр дети нередко познают проблемные ситуации, связанные с физическими свойствами материалов.
Дидактические игры. Игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.
Например: «Найди отличие?», «Кто где живёт?», «Летает, прыгает, бегает» (о приспособлении животных к среде обитания);«Птицы-рыбы-звери», «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов)и т.д.
Предметные игры. Игры с использованием различных предметов природы такими как,листья, семена, цветы, фрукты, овощи. Задания способствуют формированию сенсорике, развивают наблюдательность.
Предметные игры дают возможность детям оперировать предметами природы, сравнивать их, отмечать изменения отдельных внешних признаков. Например, такие игры, как «Вершки - корешки»,«Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же по цвету», «Принеси жёлтый листок» и т.д.
Настольно-печатные игры. Игры типа лото, домино, разрезанные и парные картинки «Овощи и фрукты», «Животные и птицы», «Садовод», «Зоологическое лото»; «Ботаническое лото»; « Времена года» и др.
В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.
Лэпбук. Методическое пособие, которое может быть разработано либо педагогами, либо в совместной деятельности взрослых и детей. Наполняя папку материалом экологического содержания не следует забывать о возрастном принципе. Лэпбук может быть посвящён определенной экологической теме. Она может быть конкретизирована, например, «Раздельный сбор мусора», «Кому нужна вода?», «Редкие животные», «Экология», «Времена года» которая может охватывать несколько тем.
Словесные игры. Игры, содержанием которых являются разнообразные знания и само слово. Проводятся они для закрепления знаний у детей о свойствах и признаках тех или иных предметов. В некоторых, играх знания о природе обогащаются и систематизируются. Это игры типа: «Кто летает, бегает и прыгает?», «Что за птица?», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле» , «Нужно - не нужно» и т.д. Важной особенностью таких игр является возможность развивать их с помощью речь дошкольника и различные мыслительные процессы, умение анализировать и описывать, учат детей обобщать явление, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории:
Подвижные игры. Игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых, отражаются явления неживой природы. К таким играм относятся, например, «Наседка с цыплятами», «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Воробышки и автомобиль» и т.д. Подражая действиям, имитирую звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.
Интерактивные и компьютерные игры. Такие игры развивают быстроту мысли, способствуют закреплению пройденного материала. Они преподносятся детям в интересной, игровой форме, с участием героев мультфильмов. Дети получают не только удовольствие, но и обучаются.
Сенсорные игры. Игры помогают преподнести детям необходимые знания об окружающем мире через сенсорные ощущения. Они позволяют развивать мышление, наблюдательность, быть более внимательными к живущим рядом объектам и явлениям природы. Можно назвать такие игры: «Радуга», «Что бывает жёлтым?», «Мягкий, колючий» и др.
Игры с перевоплощением (имитационные).Помогаютс помощью движений изобразить крону дерева, порыв ветра. Такие игры возможны только после неоднократных наблюдений и апробаций различных движений. Например, игры-импровизации под музыку «Весёлый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг ёлки».
Соревновательные игры. Стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурсы, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и т.д.
Игры - экспериментирование.С использованием природного материала связаны игры - экспериментирование с разными материалами: игры с водой, льдом, снегом «Очистим воду», «Вырастим кристаллы», «Волшебная соль», «Царство цветных льдинок»; со светом «Пускаем солнечные зайчики»; с магнитами, стеклом, резинкой «Испытание магнита», «Попрыгунчики»; с увеличительными стеклами «Сыщики», «Мир в цветном стекле».
Таким образом, игра - не только развлечение, но и метод, при помощи которого дошкольники знакомятся с окружающим миром. Использование игровых технологий в воспитании экологической культуры способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру. Ведь забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.