Использование коррекционно- логопедических технологий в условиях ФГОС на логопедических занятиях.
По Федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) я провожу занятия с 1 дополнительным классом, коррекционный курс «Альтернативная коммуникация», 1, 2, 3 классы – коррекционный курс «Логопедические занятия».
Программа «Альтернативная коммуникация» предназначена для коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся 1 класса по специальной индивидуальной программе развития для детей с глубокой интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями в развитии, не владеющих вербальной речью. Поэтому использование альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-логопедической работы. Альтернативные средства общения (мимика, жест, графические изображения) используются для дополнения речи, когда речь невнятная, смазанная. Поэтому основной задачей программы является умение пользоваться доступными средствами невербальной и вербальной коммуникации. Реализацию данной задачи осуществляю через методы коррекционно-развивающей работы.
АРТ-терапию на занятиях я провожу посредством рисования, лепки из теста, пластилина, мозаики, аппликации (изо-терапия). Использую музыкотерапию и двигательную терапию: физминутки, элементы логоритмики, динамические паузы.
АРТ-терапия значима при работе с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, когда дети затрудняются в вербальном высказывании. Невербальное общение для них более естественно. Результаты творчества просты для восприятия.
АРТ-терапия является средством невербального общения. Это наиболее значимо для детей с глубокой интеллектуальной недостаточностью и множественными нарушениями в развитии, не владеющих вербальной речью (обучающиеся 1 дополнительного класса). При организации коррекционной работы с элементами АРТ-терапии, на занятиях создаю атмосферу игры. АРТ-терапия вызывает положительное настроение.
На занятиях использую элементы логопедической ритмики, которая связывает воедино слово (звук), музыку и движение.
Использую:
- упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции;
- пение гласных звуков с движением;
- речевые упражнения с музыкальным сопровождением. Часто дети выполняют речевые упражнения под звучание бубна, погремушки и других различных музыкальных инструментов;
- ритмические упражнения и упражнения на развитие мелкой и общей моторики.
Упражнения на развитие дыхания сочетаю с движениями рук, поворотом туловища, приседанием. В эти упражнения включаю речевой материал, произносимый на выдохе.
Поскольку основной задачей реализации программы «Альтернативная коммуникация» по ФГОС является умение пользоваться доступными средствами невербальной коммуникации, на своих занятиях с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи использую элементы театрализованной деятельности:
- упражнения на развитие мимики, жестов;
- настольный, кукольный театр; пальчиковый театр;
- ритмические минутки.
Использую элементы сказкотерапии, которая развивает все стороны речевой системы в занимательной форме. Элементы сказкотерапии повышают эффективность логопедической работы за счет включения эмоционального компонента в образовательный материал.
Использую игры и игровые упражнения по развитию силы и длительности ротового выдоха, дифференциации носового и ротового дыхания (игра «Катится колобок по дорожке», упражнение «Пыхтит мишка»).
Игра «Домики для друзей-животных» (по сказке «Теремок»). Каждый ребенок «строит» свой домик из различных, разноцветных геометрических фигур, разных по цвету и величине. Цель, которая озвучивается для детей: нужно построить новые домики для всех, кто жил в теремке.
Эффективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи являются информационно-коммуникативные технологии. На занятиях я использую слайд-шоу, мультимедийные видеофрагменты, видеоролики, презентации.
На каждом занятии по ФГОС использую здоровьесберегающие технологии:
- артикуляционная гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- гимнастика для глаз;
- пальчиковая гимнастика;
- релаксационные упражнения для мимики лица;
- физминутки, динамические паузы.