Министерство образования Челябинской области
МГО п. Хребет, МКОУ «СОШ № 73»
Исследовательская работа
Экологические проблемы
поселка Хребет
Работу выполнила обучающаяся 5 класса
МКОУ «СОШ №73»
Агапетова Дарья Руководитель учитель биологии Урсу Анна Ильинична
Миасс - 2017 г.
Содержание
Введение___________________________________________3-4 стр.
Основная часть: _____________________________________5-11стр.
1. Что такое экология?_________________________________5 стр.
2. Экологические проблемы поселка._____________________5-10 стр.
3. Пути решения проблем._________________________________10-11стр.
Заключение_________________________________________12-13стр.
Список литературы___________________________________14стр.
Приложения ________________________________________14-19стр.
Введение.
«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша». (А. П. Чехов).
Наша планета – это единственный дом, в котором мы только и можем жить. Другого у нас нет и не будет…
К этому трудно привыкнуть, но иного выхода у нас нет.
Надо беречь свой единственный дом и жить по правилу: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу приведи в порядок свою планету» (А. Сент-Экзюпери).
Экологические проблемы нашей местности становятся все более глобальными и важными для всего населения. Поселок - это наш общий дом, который мы любим и хотим видеть его красивым. Состояние окружающей среды становится кризисным, что пагубно грозит не только здоровью каждого жителя поселка, но и благополучию всех последующих поколений. Угрожающий облик приняли лесополосы и овраги, которые усеяны бытовым мусором. Несанкционированный, стихийный выброс мусора в лесу превратил его в «океан» бытовых отходов и очаг размножения различных микроорганизмов, что может привести к эпидемии в поселке. Основной экологической проблемой поселка является деятельность Хребетского щебёночного завода.
Цель работы: оценить экологическое состояние поселка и выявить уровень антропогенной нагрузки, разработать предложения по проведению мероприятий по оздоровлению поселка.
Гипотеза: Мы предположили, что бытовые отходы и работа завода нарушают экологию посёлка, наносят вред здоровью.
Задачи:
Проанализировать литературу по теме исследования.
Провести наблюдения.
Проанализировать экологическое состояние посёлка Хребет, выявить наиболее острые экологические проблемы.
Определить основные источники загрязнения.
Рассмотреть пути дальнейшего развития посёлка, направленного на оптимизацию окружающей среды.
Объект исследования: территория поселка Хребет, его производственные объекты.
Предмет исследования: экологическая культура жителей поселка Хребет.
Наш поселок был образован в 1890 году. Сначала поселок был маленькой железнодорожной станцией на ветке Южно – Уральской железной дороги. Во время великой отечественной войны на территорию поселка был переброшен завод для изготовления пуль. После войны в 1947 году завод был перепрофилирован на Хребетский щебеночный завод. Вот с этого времени и начались экологические проблемы нашего поселка, которые существуют и сегодня.
Актуальность: Для дальнейшего существования школы и поселка нужен разумный подход и нравственное отношение к природе. Поэтому необходимо привлечение школьников к поиску механизмов решения актуальных экологических проблем местного сообщества. Необходимо также найти уникальные средства развития человека и продолжения человеческой цивилизации в деревне.
Именно поэтому, мы и решили затронуть одну из главных экологических проблем: загрязнение окружающей среды.
Основные методы, применяемые для исследования: наблюдение, анкетирование, сравнение.
Новизна работы: Экологическая обстановка деревни волновала немало людей, но зачастую они ограничивались простым перечислением проблем, связанных с экологией. Я в своей работе попыталась дать характеристику экологических проблем, выявить основные источники загрязнения, показать влияние различных источников загрязнения на организм человека, рассмотреть пути решения экологических проблем посёлка Хребет.
II. Основная часть.
1. Что такое экология?
Экология – наука об охране окружающей среды. Что такое экология? Под этим термином, впервые употребленным в 1866 г. Немецким биологом Э. Геккелем (1834-1919), понимается наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой. Ученый полагал, что новая наука будет заниматься только взаимоотношениями животных и растений со средой их обитания. Этот термин прочно вошел в нашу жизнь в 70-х годах XX столетия. Однако сегодня о проблемах экологии мы фактически говорим уже как о социальной экологии – науке, изучающей проблемы взаимодействия общества и окружающей среды. Мне кажется, что сегодня понятие «экология» ближе всего к изначальному пониманию греческого термина «oikos (обиталище) + loqos (учение)» как наука о собственном доме, т.е. о биосфере, особенностях ее развития и роли человека в этом процессе. Добавлю от себя: и его поведения в этом доме.
2. Экологические проблемы поселка.
Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую к критической. Среди глобальных экологических проблем можно отметить следующие:
Уничтожены и продолжают уничтожаться тысячи видов растений и животных;
В значительной мере истреблен лесной покров;
Стремительно сокращается имеющийся запас полезных ископаемых;
Мировой океан не только истощается в результате уничтожения живых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов;
Атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых размеров, а чистый воздух становится дефицитом;
Частично нарушен озоновый слой, защищающий от губительного для всего живого космического излучения;
Загрязнение поверхности и обезображивание природных ландшафтов: на Земле невозможно обнаружить ни одного квадратного метра поверхности, где бы не находилось искусственно созданных человеком элементов.
Какие же экологические проблемы нами выявлены в поселке?
На одном из классных часов мы вместе с классным руководителем отправились на места сброса мусора. На данной территории мы увидели различные виды отходов – это пищевые и бытовые отходы, строительный мусор, шприцы. Как известно, содержание в воздухе даже небольшого количества вредных веществ, выделяемых со свалки, пагубно влияет на здоровье человека.
Проходя чуть дальше в лес, мы также увидели «удивительную» картину: лесополосы забросаны пакетами с бытовым мусором, пластиковыми бутылками, жестяными и консервными банками. А это является очень опасным мусором, содержащим в себе вредные вещества со свойствами токсичности, взрывоопасности и пожароопасности. Обычная пластиковая бутылка гниет 400 лет, полиэтиленовый пакет – примерно столько же, алюминиевая банка – до 500 лет. Токсичные вещества, неизбежно входящие в состав такого мусора, проникают в почву, в воду, атмосферу, оказывая пагубное влияние на экологическую обстановку нашей местности. А вот пищевые отходы перегнивают по прошествии всего лишь нескольких дней. Но при смешивании пищевых отходов с жестяными банками, пластмассой и пенопластом начинаются химические реакции. Они вызывают риск заболевания людей, загрязняют воду и разрушают озоновый слой.
Уже сегодня жители небольшого поселка произвели столько отходов, что для их утилизации в естественных условиях потребуется несколько тысяч лет. Поджигание свалки тоже не выход, так как такой дым содержит угарный газ, который блокирует обеспечение кислорода к тканям, легко вступая во взаимосвязь с гемоглобином крови. И по этой причине происходит отравление организма.
Но особенно сильно от деятельности мусора страдает почва. В ее поверхностном слое, на глубине 2-5 см, накапливаются диоксины и его аналоги. Если бы диоксины оставались на этой глубине в почве, то это не было бы так опасно. Но органические вещества, присутствующие в различных отходах, существенно увеличивают продвижение диоксинов в почве, способствуя проникновению их в более глубокие слои и грунтовые воды. Отсутствие на свалке изоляции от подстилающего грунта приводит к сильному поверхностному заражению почвы, грунта и подземных вод.
Отношение обучающихся и учителей к проблеме мусора.
Было проведено анкетирование учащихся 5-9 классов. Цель: изучение мнения школьников по проблеме чистоты в школе. Анкета состояла из 4 вопросов. (Приложение 2).
Опрошено 45 человек. Анализ анкетирования показал, что в целом учащиеся осознают проблему и не равнодушны в вопросах, касающиеся чистоты в школе. На вопрос: «Замечаешь ли ты на полу мусор в классах и коридорах?», 70% ответили – редко, 20 % -да, 10 % -никогда. Большой процент варианта ответа «редко», объясняется тем, что в коридорах школы и класса мусора действительно бывает мало, т.е. редко.
При ответе на вопрос «Как ты относишься к тому, что кто-то бросил мусор на пол?», 65% опрошенных отметили, что делают замечания, 25% -равнодушно отворачиваются, 10% -возмущаются молча.
Почти единодушны учащиеся были в вопросе «Как ты считаешь, станет ли в школе чище, если классы и коридоры будут убирать дежурные класса, а не уборщица?» - 80% ответили «да».
В последнем вопросе опрашиваемым предлагалось написать свои предложения по проблеме соблюдения чистоты в школе, классах. Ребята предлагают применять наказания, проводить ежемесячную генеральную уборку школы самим учащимся. Большинство написали об увеличении числа урн на этажах, было предложение сделать их ярким, заметными.
Учителей нашей школы попросила помочь мне в исследовании, основной целью которого является изучение отношения к проблеме сбора мусора и утилизации бытовых отходов. Им была предложена анкета. (Приложение 3)
На вопрос «Волнует ли вас проблема бытового мусора?» мы получили 100 % положительный ответ.
«Кто, по вашему мнению, должен отвечать за то, что вокруг нашего посёлка свалки занимают огромные площади?». Почти все назвали, что это сами жители, органы местной власти, ЖКХ.
Серьезную опасность представляет сжигание мусора (особенно синтетических материалов и веществ), так как при этом в воздух выделяются токсичные вещества. Однако лишь 20 % опрошенных предложили другой способ - создание специализированных полигонов, организация пунктов приёма вторсырья.
Мы вместе с руководителем посетили основной источник загрязнения поселка Хребетский щебеночный завод для выяснения некоторых вопросов. В результате после общения с директором завода в лице Лебедева Андрея Николаевича мы выяснили много интересных фактов.
Хребетский щебеночный завод был основан в 1947 году. Основным направлением деятельности завода является выпуск щебня различных фракций, при помощи взрывных работ. Сырьём для производства щебня являются высокопрочные граниты и гранодиориты.
Щебень – натуральный качественный заполнитель для высокопрочных бетонов. Добыча щебня состоит из процесса производства изверженных пород типа гранита. Для добычи этого нерудного материала сначала дробят крупные куски твердых горных пород. Щебень изначально является цельной горой, и для того, чтобы его измельчить, проводятся взрывные работы. После чего глыбы при помощи спецтехники помещают в дробильную машину, где гранит измельчается и превращается в щебень.
В основе добычи и использования гранита лежат многочисленные экологические проблемы:
Разрушение среды обитания некоторых живых организмов;
Деградация земель, эрозия грунтов;
Чрезмерное энергопотребление;
Исчерпаемость и невозобновляемость данного природного ресурса;
Пылевое и шумовое загрязнение окружающей среды;
Использование большого количества воды в производственном цикле;
Загрязнение сточных вод;
Твердые отходы производства;
Вредный радиационный фон, который образовывается при работе с гранитом и вызывает профессиональные заболевания работников карьера.
Ведение взрывных работ вызывает загрязнение подземных и поверхностных вод соединениями нитрогена – продуктами разложения вредных веществ; а также сульфатами, ионами магния и кальция. При использовании 1000 т взрывных веществ загрязняется около 40 млн. м3 атмосферного воздуха с превышением ПДК в десятки раз. Вредные газы, образующиеся в результате взрыва, выделяются в воздух на протяжении 1015 часов.
Относительно влияния гранитного производства на здоровье человека следует отметить, что значительное количество работающих при добычи камня поддается вредному действию пыли кристаллического кремния- диоксида, который обуславливает рост среди них заболеваемости рака легких и бронхов. Во время добычи гранита и щебня карьерным способом и обработки в цехах на работников влияют вредные вещества 3-4 классов опасности; шум и вибрация; горячие и холодные микроклиматические условия; трудная работа с общими вредными условиями труда.
Учеными Ю. Томилиным и Л. Григорьевой было исследование влияние радона-222 (который содержится в граните) на работников гранитных карьеров и население, прилегающих карьеру территорий. В воздухе производственных помещений при добычи гранита содержание радона превышает допустимые значения в 2-3 раза. Определено, что около 60% суммарной дозы облучения формирует радон жилых помещений. Все это нуждается в срочной разработке и выполнении мероприятий по снижению влияния радона на человека. Учитывая рассмотренные проблемы, можно утверждать о наличии достаточно негативного воздействия производства гранита на среду обитания и на здоровье человека.
3. Пути решения проблем.
1. Работа учеников школы и сельской молодежи по уборке и озеленению территории поселка.
2. Ведение просветительской работы в школе и поселке: создание экологических листовок, плакатов, экологических вечеров, обращений к жителям поселка.
3. Сотрудничество с руководителями завода.
4. Активное участие в конкурсах различного уровня экологической тематики.
5. Восстановление растительного покрова, посадка деревьев. В 2013 году ученики школы начали посадку аллеи памяти, нужно продолжать и расширять эту работу.
6. Просветительская работа с жителями.
Защита окружающей среды – необходимое условие для жизни, и оно начинается с простых действий, которые доступны каждому. Стоит лишь чуть бережнее и аккуратнее относится к хрупкому миру в округ нас.
Я соблюдаю десять простых правил для охраны окружающей среды. И вместе со мной этих правил придерживается моя семья и одноклассники. Мне бы хотелось, чтобы все ребята нашей школы и взрослые нашего поселка обратили на них внимание.
Десять простых правил для охраны окружающей среды.
Выключайте свет и электроприборы, когда вы ими не пользуетесь.
Откажитесь от одноразовых полиэтиленовых пакетов и одноразовой пластиковой посуды – помните, что разлагаются сотни лет.
Выключайте воду, когда чистите зубы – лучше всего налить ее в стакан и закрыть кран.
Используйте микроволновую печь – подогрев пищи в микроволновой печи помогает сократить до 50% потраченной энергии.
Откажитесь от одноразовых батареек, которые отправляясь в мусор дают разложение кислот и тяжелых металлов. Аккумуляторы, хоть и тратят электричество при зарядке, но наносят меньший ущерб природе.
Посадите дерево или просто купите домашнее растение – помните, растения как фильтры поглощают вредные вещества из воздуха.
Старайтесь использовать бумажный лист с обеих сторон.
Дайте старым вещам и прочитанным книгам и журналам второй шанс – отнесите их в места где они нужны, где кто-нибудь обязательно их использует..
Вместо воды в одноразовых пластиковых бутылках употребляйте обычную воду.
Приведите в порядок территорию вокруг своего дома, сделайте мир чище и красивее.
Заключение.
Каждый может внести свой вклад в защиту окружающей среды. Мы живем в хрупком мире, который так важно сохранить для будущего поколения, поэтому очень важно заботиться об экологии начиная с собственного дома.
По результатам проведенной работы представляется возможным сделать следующие выводы.
Экологические проблемы с каждым годом обостряются. Воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьем, почва с каждым днем все больше и больше загрязняются. По нашим исследованиям видно, что деятельность ХЩЗ негативно влияет на здоровье жителей и загрязняет окружающею среду. Количество мусора увеличивается, что приводит к загрязнению почв, подземных вод, воздуха.
Растения нас оберегают от разных ядовитых газов, в том числе и от диоксида кремния. Поэтому мы должны озеленять окружающую нас территорию.
Невозможно достичь охраны природы только одними силами учащихся. Поэтому надо стараться сделать так, чтобы каждый человек нашего поселка принимал в этом активное участие. Все вместе мы должны уберечь наш поселок от экологических проблем.
Закончить свою работу мне бы хотелось словами стихотворения, которое мы вместе с руководителем написали во время работы.
Родилась я в поселке,
Что стоит у горы на краю.
Как красиво здесь,
Как здесь мило всё.
Без неё даже жить не могу
Выйду из дома –
Горы откроются.
Даль чудесная видится мне,
И цветами душистыми пахнет всюду, везде.
Но роднее мне нету Хребта.
А весной когда всё просыпается
И сама не пойму почему,
Душа моя всем улыбается,
Потому что люблю я родную сторонку свою.
Список литературы.
Журнал «Химия в школе» №4 1997г., №5 2000г.
Э.М.Раковская «География: природа России. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений», М., 2003г.
Энциклопедический словарь юного химика. М. «Педагогика», 1982 г.
Е.А.Криксунов , В.В.Пасечник, А.П.Сидорин «Экология 9 класс». М. «Дрофа».1997г.
Интернет – ресурсы.
Приложения.
Приложение №1
Фото №1.

Фото №2.

Фото №3.

Фото №4.

Приложение 2
Анкета для учащихся Хребетской школы
1. Замечаешь ли ты на полу мусор в классах и коридорах?
-да -редко –никогда
2. Как ты относишься к тому, что кто-то бросил мусор на пол?
-равнодушно отворачиваюсь
-молча возмущаюсь
-делаю замечание
-убираю сам
3. Как ты считаешь, станет ли в школе чище, если классы и коридоры будут убирать ученики дежурного класса, а не уборщица?
-да -нет
4. Твои предложения:

Приложение 3
Анкета №2.
«Проблема сбора и утилизации бытовых отходов»
1. Волнует ли вас проблема бытового мусора?
2. Кто, по вашему мнению, должен отвечать за то, что вокруг нашего посёлка свалки занимают огромные площади?
3.Как можно уменьшить количество бытового мусора?
4.Есть ли в нашем районе пункты приема вторичного сырья?
5. Если да, то что они принимают?
- Алюминиевые банки
- Макулатуру
- Черные металлы
- Темные пивные бутылки
- Цветные металлы
- Различную стеклотару,
- Текстиль
- Пластик
6. Сдаете ли вы упаковки товаров в пункты приема вторсырья?

9