СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская деятельность на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ результатов применеия элементов исследовательской деятельности на уроках химии в 8-11 классах.

Проектно-исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным. Такое обучение содействуют профориентации обучающихся на биологические, химические и медицинские специальности; способствуют формированию навыков,  необходимых для успешной учёбы в высшем учебном заведении по соответствующему профилю, расширяют кругозор учащихся, развивают их образовательную компетентность.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность на уроках химии»

Исследовательская деятельность на уроках химии.


Единственный путь, ведущий

к знанию, - это деятельность.

Бернард Шоу


План:

1. Введение.

2. Организация исследовательской деятельности на уроках.

  • Проектная технология.

  • Этапы работы над проектом.

  • Требования организации над проектом.

  • Реализация проектной деятельности при изучении предмета.

  • Виды уроков с использованием проектов.

  • Творческие домашние задания.

  • Проекты во внеурочной деятельности.

3. Выводы.

4. Библиография.



В современных условиях одной из основных задач школы является интеллектуальное развитие учащихся, формирование исследовательских умений, создание условий для реализации потенциальных возможностей ребенка в процессе обучения.

Учебное исследование рассматривается в педагогике как деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для развития личности, на основе самостоятельного приобретения учащимися субъективно новых, значимых для них знаний.

В преподавании естественных наук, и в частности  химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы.

Внедрение исследовательского подхода в обучении химии способствует усилению мотивации учебной деятельности.

Каким же образом можно организовать исследовательскую деятельность учащихся на уроках химии?

Сама наука химия  подсказывает, что не только теория важна на уроках, но и практические вопросы. Рассмотрим на конкретном примере.

При изучении одного из важнейших первоначальных понятий «Чистые вещества и смеси» (8 класс) вместо традиционного лабораторного опыта «Приготовления смеси из порошков железа и серы и сравнительного изучения свойств смеси и смешиваемых веществ», можно предложить следующую интерпретацию.

Задание учащимся при выполнении опыта (для базового уровня):

«В вашем распоряжении имеются – порошки железа и серы, вода, химические стаканы, шпатели, фильтровальная бумага, магнит. Подумайте и проведите серию простейших опытов, посредством которых можно ответить на вопрос: изменяться свойства веществ после смешивания или нет? Предложите свой план действий, которые приведут к ответу на вопрос».

Либо задание такого плана ( для повышенного уровня сложности):

«Под покровом темной ночи в химическую лабораторию тайно проник преступник и смешал вещества: порошок железа, серы, угольную пыль, медные опилки. Предложите свой план разделения этой смеси и проведите серию опытов».

Чтобы показать учащимся связь химии с жизнью, развить у них интерес к изучению этой науки, а также подготовить их к осознанному выполнению практических работ, огромная роль отводится решению экспериментальных задач.  Некоторые экспериментальные задачи требуют  применить знания смежных предметов (биологии, истории, географии, физики и т.д.).

Например, учащимся можно предложить такого рода задачи:

«Свинец хорошо известен ещё со времён Древнего Рима. Его широко использовали для изготовления кухонной утвари и водопроводных труб. Римляне были любителями хорошего вина, поэтому для улучшения вкуса плохого вина в него добавляли свинец. Вино также хранили в свинцовых чанах. После этого напиток приобретал кисло-сладкий вкус. Попытайтесь объяснить эти чудесные метаморфозы винных напитков».

Чтобы добиться высокого результата в обучении, а этого хочет каждый учитель, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-коммуникационные технологии.

Проектная технология является одной из  технологий четвертого поколения. Активная роль на таком уроке принадлежит учителю. 

Преимущества применения проектной технологии на уроках в следующем:

* Значительное повышение качества знаний учащихся;

* Повышение уровня активности школьников на уроке;

* Интеграция между предметами различных образовательных областей;

* Умение работать с различной информацией, в том числе электронной, и анализировать ее;

* Постановка цели и планирование работы, как учителем, так и учеником;

* Профессиональное самоопределение учащихся.

С чего же начинать проектно-исследовательскую деятельность с учащимися на уроках химии?

Для успешного выполнения проекта необходимы следующие требования к организации деятельности учащихся:

  • наличие для учащихся личностно значимой и социально одобренной проблемы, требующей применение интегрированных знаний;

  • практическая, теоретическая и познавательная значимость предложенных результатов, стимулирующая мотивацию;

  • структурирование содержательных частей проекта, программа действий для каждой группы;

  • доступность + высокий уровень трудности;

  • технологические аспекты с учетом возрастных особенностей.

Работая над проектом, школьники проходят следующие этапы работы:

* постановка цели;

* обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов;

* самообразование и актуализация знаний;

* продумывание хода деятельности, распределение обязанностей (при работе в группе);

* исследование, решение конкретных задач;

* обобщение результатов, выводы;

* анализ успехов и ошибок.

Результативность:

Результативностью данной работы проводимой на уроках стало увеличение участников  в олимпиадах по химии различных уровней:

Уч.год

Уровень

Название

Количество участников

2011-2012

школьный

Олимпиада по химии

48


муниципальный

Олимпиада по химии

5


всероссийский

Молодежный предметный чемпионат

12

2012-2013

школьный

Олимпиада по химии

63


муниципальный

Олимпиада по химии

5


региональный

Олимпиада по проблемам окружающей среды

3

2013-2014

школьный

Олимпиада по химии

72


муниципальный

Олимпиада по химии

5


региональный

Олимпиада по проблемам окружающей среды

5


всероссийский

Молодежный предметный чемпионат

24


При организации проектно-исследовательской деятельности необходимо помнить, что развивающийся потенциал исследовательской деятельности реализуется не сразу, а поэтапно.

Первая ступень – ситуация теоретико-экспериментального исследования на уроке, стимулирование интереса к проектной деятельности, осознание ее значимости для успешной адаптации к обучению, для самореализации. Учитель знает направление поиска и предлагает пройти этот путь учащемуся, который знаетя искомый результат.

Вторая ступень – ситуация частично-поискового исследования, обучение образцам исследовательской деятельности на основе получения новой информации. Преподаватель знает направление поиска, но не знает конечного результата, предлагая учащемуся самостоятельно решить проблему или комплекс проблем.

Третья ступень – ситуация поисковой исследовательской деятельности, основанием для создания которой служит исследование. На данном этапе происходит преобразование сложившихся стереотипов исследовательской деятельности на индивидуально-личностном уровне, идет формирование объективной оценки предметов и явлений, самостоятельное определение целей будущего эксперимента и механизмов своей деятельности для достижения этих целей. Учитель должен владеть методикой научного исследования. Для позитивного результата исследования педагог должен активизировать учащегося.

Четвертая ступень – ситуация научно-исследовательской деятельности. Деятельность учащегося в этой ситуации характеризуется проявлением субъективного, мировоззренческого отношения к изученным фактам и способам их объяснения, самостоятельным поиском противоречий, проблем, выявлением парадоксов, проявлением мировоззренческой позиции в учебном процессе и внеурочной деятельности. Учащийся сам определяет степень готовности к этой ступени. При этом самостоятельно задается проблемой исследования, определяет его цели, находит механизмы действий по их достижению.

Виды занятий для организации проектной деятельности:

  • Проектный урок, который полностью состоит из работы над проектом. Такие уроки провожу при изучении химии в 10 классе.

Пример такого урока – исследования: «Углеводы. Глюкоза – представитель моносахаридов»

  • Урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам химического содержания, или межпредметные проекты. На таких уроках учащиеся презентуют свой проект. Презентация – важный навык, который развивает речь, ассоциативное мышление, рефлексию.

Пример: на уроке в 8 классе по теме «Растворы» учащиеся представляют исследование «Природная вода всегда раствор».

Развитие самостоятельности и творчества учащихся осуществляется при выполнении ими домашней работы. Для этого в домашние задания включаю элементы исследования, проведение мысленного эксперимента или выполнение эксперимента, который возможен в домашних условиях. При подборе домашнего задания исхожу из того, что оно должно быть не тягостным, а привлекательным, необычным, посильным, обязательно проверенным и оцененным. Задания предлагаю общеклассные и индивидуальные. Цель общеклассных домашних заданий – это изучение самого существенного, строго обязательного материала, овладение наиболее типичными умениями и навыками учебной работы. У общеклассного задания можно дифференцировать цель, объём, способ и срок выполнения. Пример такого задания: Сравнить свойства поваренной соли и сахара по плану (тема: Первоначальные химические понятия). Индивидуальные домашние задания могут быть направлены как на преодоление пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся, так и на расширение и углубление знаний по той или иной теме, на удовлетворение склонностей учащихся, на привитие интереса к учению.

Вовлечение в исследовательскую деятельность учащихся высокого и среднего уровня осуществляется  во внеурочное время  при написании исследовательских проектов, докладов,  научных статей, рефератов, участии в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях и др.

Проектно-исследовательская деятельность имеет большие возможности для развития творческой, активной личности. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным. Такое обучение содействуют профориентации обучающихся на биологические, химические и медицинские специальности; способствуют формированию навыков,  необходимых для успешной учёбы в высшем учебном заведении по соответствующему профилю, расширяют кругозор учащихся, развивают их образовательную компетентность.  Человек сам должен прийти к желанию искать, пробовать, ошибаться. И только тот, кто готов отстаивать своё право творить, способен на настоящее творчество, и наша с вами задача – мотивировать учащихся на это творчество, помочь им сделать свои маленькие, а может, кто знает, и большие открытия.


Библиографический список

  1. Арцев М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся : метод. реком. для педагогов и учащихся // Завуч для администрации школ.— 2005. № 6. С. 4–30.

  2. Васильева П.К., Кузнецова Н.Е Обучение химии. Изд. Каро. С-П,2003г

  3. Гафитулин М. С. Проект «Исследователь». Методика организации исследовательской деятельности учащихся // Педагогическая техника. – 2005. – № 3; Школ. технол. – 2005. – № 3. – С. 21–26, 102–104.

  4. Головизнина Н. Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности // Дополнительное образование. – 2002. – № 8. – C. 6–10.

  5. Зачёсова Е. В. Представление результатов исследований школьников // Школьные технологии. – 2006. – № 4. – С.115–123.

  6. Исследовательская деятельность школьников. URL: http://researcher.ru/UTM/ 

  7. Калачихина О. Д. Распространённые ошибки при выполнении учащимися исследовательских работ  // Исследовательская работа школьников. – 2004. – № 2. – С. 77–82.

  8. Кикоть Е. Н. Основы исследовательской деятельности: Учебное пособие для лицеистов. Калининград, 2002.

  9. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М., 2001.

  10. Педсовет. URL:  http://pedsovet.org/component/option,co ... temid,118/

  11. Русских Г. А. Развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся. Дополнительное образование. 2001. № 7-8. 

  12. Центр развития исследовательской деятельности учащихся. URL: http://www.redu.ru/