Серповской филиал МБОУ Устьинской СОШ
Исследовательская работа на тему:
«Кулачки - это народная забава или один из видов агрессии? »
Автор проекта: Котова Валерия -
ученица 11 класса
Руководитель:Думаневич Е.В.
Рыбин В.Н - консультант
Серповое 2016
Содержание
Введение ……………………………
Основная часть ……………………
I. Природа русских кулачек
II. Воспоминания сторожил
III. Специфика проведения кулачных боев в нашей местности
Выводы ………………………………
Заключение …………………………
Список источников …………………
Приложения…………………………
ВВЕДЕНИЕ
В детстве я очень любила читать русские народные сказки, былины. И самыми моими любимыми персонажами стали всем известные витязи Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Еще тогда я задалась вопросом, а есть ли такие сильные, храбрые и мужественные люди в наше время. Тогда мои родители рассказали мне, про моих прадедушек Рзянина Николая Федоровича и Коротаева Александра Петровича, обладавших «силушкой богатырской», которую они показывали на кулачных боях.
Вспомнив рассказы своих родителей, я решила подробно изучить специфику проведения кулачных боев в Моршанском районе, а именно в селе Серповое, Пеньки, Ал.Борки, и понять, было ли это народное развлечение или один из видов агрессии.
Руководитель: Думаневич Е.В., учитель истории
Консультант: Рыбин В.Н., учитель физкультуры
Гипотеза моей исследовательской работы: Кулачки - это народная забава или один из видов проявления агрессии?
Перед началом работы были определены задачи:
- выяснить природу русских кулачек
- встретиться со старожилами села и записать их воспоминания о кулачках
-собрать факты о проведение кулачных боев в с. Серповое,Пеньки, Ал-Борки, Алкужи
- провести соц. опрос среди учащихся Серповской школы знают ли они, что такое русские кулачки?
-выяснить этимологическое значение слова «Кулачки»
Основная часть
Природа русских кулачек
Драки — часть природы любого мужчины. У каждого мужчины в мире есть собственное родное боевое искусство, которое он и его предки практиковали на соседях или друзьях по большим праздникам или во время ритуальных кровопролитий. У англичан — бокс, у французов — сават, у японцев мордобой, ну а в России – кулачки.
Еще до того, как христиане сожгли языческих идолов и поставили кресты на храмы, народ исправно, пару раз, в год бил друг друга по лицу. И причем бой этот не носил какой-то оскорбительный характер. Тут не было ни друзей, ни врагов. Только ты и огромная толпа вокруг тебя. Этакий русский бойцовский клуб, и прозвали это занятие «Кулачки». А почему «Кулачки»?Я обратилась к этимологическому словарю и выяснила, что Кулачки(также кулачный бой, бойовище, навкулачки, кулачная бойка, бойка) — древняя потеха, увеселение. Произошло от слов кулак, кулачок, идти на кулачки биться кулаками.
О происхождении кулачного боя и его возможном ритуальном значении для древних славян мы сегодня знаем мало. Тем не менее, о развитии кулачного боя с XI по XX век есть достаточно как исторических, так и художественных свидетельств — стихов и народных песен, указов запрещавших бои, и полицейских протоколов, записей очевидцев и этнографов, по которым мы можем судить и о правилах поединков и о порядке проведения боев.
Первое упоминание о русском кулачном бое мы можем найти в «Повести временных лет». Нестор пишет: «Себо не погански ли живемъ... нравы всяческими льстими, превабляемиотъ Бога, трубами и скоморохи, и гусльми, и русальи; видимъбо игрища уточена, и людей много множество».
Воспоминания старожил
В XIX веке праздничные кулачные бои проходили на Тамбовщине повсеместно. Принимали участие в «кулачках» и жители наших сел. Из рассказов местных старожил мы выяснили, что не было такого села, где на гулянии мужики не собрались бы стенка на стенку. Кагдина Н.И. нам рассказала, что кулачные бои были еще до войны. Но когда в 1941 году началась война «кулачки», так называли в народе бои между селами, как бы сами по себе сошли на нет, почти все мужское население ушло на фронт. Оставшимся подросткам было не до развлечений, надо было работать, помогать фронту. Потом, когда война закончилась, «кулачки» возродилась вновь. Да, это было тяжелое послевоенное время, разруха, надо было восстанавливать колхоз возрождать сельское хозяйство. Люди работали с раннего утра до глубокой ночи. Но село есть село, тогда все религиозные праздники соблюдались и отмечались очень широко, так стали возрождаться кулачные бои.
Для села это было веселое зрелище, которое с нетерпением ждали. На «кулачки» собирался народ из нескольких сел и деревень. Как говорится и стар и млад. Доставались самые лучшие наряды, девушки покрывали головы шалями с кистями, на ногах резиновые на каблуках ботинки, капроновые чулки, и никому не было холодно при 30 градусном морозе.
Специфика проведения кулачных боев в нашей местности
Начинались кулачки 19 декабря , как в народе говорят на День святого Николая Чудотворца. Существовало две команды. В 1 команду входили село Серповое, Пеньки, во 2 команду село Алкужи и Ал-Борки. Это были слаженные, азартные команды. В каждом селе были свои «богатыри»- парни или мужчины, обладавшие огромной силой, которые нередко выходили один на один, одними из них были мои прадедушки.
Кулачные бои никогда не отличались жестокостью, целью участников было помериться силой, а не избить соперника до полусмерти. Обычно в стенке противник выбирался по плечу, сильный вставал напротив сильного, а слабый напротив слабого. Правила соблюдались неукоснительно: бились голыми руками или в рукавицах, запрещены были броски, удары ногами. Не били лежачего и «мазку» — того, на ком появлялась кровь. А самое главное в этих боях - не пустить соперника на свою территорию
Сельские женщины, конечно, не были в восторге от праздничных потасовок своих супругов: тянули мужей назад, рвали рубашки в попытке вытащить любимого из строя, выли белугой. Потому как после кулачек мужчины могли по месяцу «хворать», а мужские руки в хозяйстве — на вес золота. Но женская сущность — тяга выбирать сильнейшего — нередко брала верх.«Я хоть и была противницей этих кулачек, а в душе все равно горда была за своего мужа Кагдина В.И! Он там несся, он там дрался, он там выстаивал, в этой стенке. И было понимание, что семья за ним как за каменной стеной», -говорила Нина Ивановна.
Кочетова З.С. рассказала нам, как проходил бой. Бой проходил в три этапа: сначала сходились подростки, представляющие противоборствующие стороны, вслед за ними к схватке присоединялись неженатые юноши, а последними вступали в бой и взрослые мужчины. Иногда эти этапы были разделены между собой – мальчики закончили, сошлись юноши, а иногда бой не прерывался, просто участники входили в стенку постепенно.
Собирались кулачные бои на границе между с. Серповое и с. Ал-Борки, т.е около моста через р.Проватушка. Проходили «кулачки» только в зимнее время – на церковные праздники Миколу(19 декабря), Рождество(7января), Крещение(19 января), но уже на Масленичной неделе (с 16 февраля)собирались каждый день. На последний день Масленицы, на «Прощеный день» все мужчины утром идут к тещам «просить прощение», а уже часам к 12 дня - на «кулачки». Это был последний день кулачных боев и, разумеется, самый азартный и зрелищный. Собирались несколько сотен человек, «яблоку негде было упасть». Летели вверх шапки, калоши (тогда носили валенки с калошами), сыпались пуговицы, и еще долго после ходили и искали свои потерянные вещи.
Аршина З.Т. вспоминает: «Наверное, где-то до 1960 года деревня наслаждалась зрелищем кулачных боев, а потом как-то все сошло на нет. Другое поколение, другие нравы. Конечно, тогда жили люди бедно, но было очень весело, и люди верили в светлое будущее. Вряд ли сейчас, в наше время, все это возродится вновь. Но мы должны знать и не забывать наше прошлое, ведь это наша история. Может, когда-нибудь «кулачки» вернуться вновь, возможно совсем в другой форме. По крайней мере, хочется в это верить».
Тогда я рассказала, Зое Тимофеевне, что с 2010 годав селе Атманов Угол, Сосновского района, Тамбовской области на престольный праздник Успение Пресвятой Богородицы проходят Атмановские Кулачки. Ядром праздника, как и раньше, являются большие кулачки (кулачный бой), проходящие по народным правилам, и курагодное гулянье боярское колесо, в рамках которого проходят состязания гармонистов, плясунов и плясуний и прибасников и прибасниц. Помимо этого в программу игр включены соревнования в дисциплинах русского этноспорта и состязания в исконных русских забавах. Село Атманов Угол - единственное место в России, где традиция проводить «кулачки» сохранилась в своем первозданном виде.
Выводы
О кулачных боях очень мало сведений. Известия о них можно найти только в поучениях церковных и в мемуарах, узнать из рассказов местных старожил. А между тем о “кулачных боях” было немало правительственных распоряжений, и приходилось даже бороться с этого рода “спортом”. Доказательством о проведение «кулачек» именно в нашей местности является картина Пеньковского художника А.Мельхова . На ней изображены кулачные бои между селами Серповое и Ал-Борки, которые проходят близ Ал-Борковской церкви. Глядя на эту картину, сразу чувствуется атмосфера того времени, когда люди беззаботно жили, весело отмечали все праздники, с песнями, плясками, мужчины были не только сильны физически, но и сильны духом.
Заинтересовавшись вопросом, а знают ли, что такое «кулачки» ученики Серповской школы, я решила провести опрос среди учащихся 5-10 классов Вопросы были следующие: «Знаете ли вы, что такое русские кулачки?», «Возможно ли проведение кулачек в наше время?». По результатам проведенного опроса из 50 опрошенных, лишь 15 смогли ответить на 1 вопрос и всего 7 человек поддержали идею проведения «кулачек» в наше время. Чтобы пополнить знания учеников о родном крае, я рассказала им, что такое кулачные бои.
Заключение
В ходе проведенной работы, я узнала много нового о своей малой Родине, так же мне удалось подтвердитьгипотезу исследования, и доказать, что «кулачки» не были одним видов проявления агрессии, а являлись традиционным русским развлечением. Я живу в России и очень этим горжусь. Ведь моя Родина – это поистине великая держава! Здесь особые традиции и нравы, во всем мире известен особый «русский характер». То, что я узнала о моем крае, может быть интересно не только жителям деревни, так как это наша родная история . Я думаю, что, только зная и уважая историю своих предков, можно говорить об истории целой страны.
Список источников
https://ru.m.wikipedia.org
https://atmanovskiekulachki.ru
Воспоминания местных сторожил (Кочетовой З.С., Аршиной З.Т., Кагдиной Н.И.)