СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Итоговое сочинение (памятка)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как готовиться к итоговому сочинению

Просмотр содержимого документа
«Итоговое сочинение (памятка)»

Итоговое сочинение   (ПАМЯТКА)

Итоговое выпускное сочинение (сочинение-рассуждение)

Объём не менее 350 слов (примерно 2-2,5 листа размера А 4)                                               Время: 3ч.55м.

Критерии оценивания

Критерий 1. Соответствие теме

Критерий 2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Критерий 3. Композиция

Критерий 4. Качество речи

Критерий 5. Грамотность

Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (3-5).

 

Композиционная структура

 

Вступление

формулирование темы и тезиса

 60-70 слов.

Тезис – мысль, которая будет доказываться в ходе рассуждения.

 

 Задача- ввести в тему, дать общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.

дать объяснение ключевых слов темы и выразить собственные размышления, мнения, связанные с темой или ключевыми словами

Подготовка к восприятию основных мыслей работы

Ключевые слова темы

Общие рассуждения по теме

С давних времен человек размышлял о …

Каждый из нас сталкивался с …

Каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о …

Как часто мы слышим о ...

Мы знаем о ... из книг и фильмов, рассказов близких. (Ключевое слово темы) играет огромную роль в жизни людей.

Никто не станет отрицать важности … в жизни людей.

 Вопросы по теме

Зададимся вопросом: почему....? В чем же причина ...? Задумаемся: должны ли мы...? Невольно задаешься вопросом: зачем....? Почему же нужно …? Что же самое главное …? Как мы должны относиться к ...?

Переход к основной части

 

1. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература

2. Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема...

3. Правильность своей точки зрения могу доказать, обратившись к ...

4. Обратимся к произведениям художественной литературы

5. За примерами обратимся к произведениям художественной литературы

6. Размышляя о ..., я не могу не обратиться к произведению ФИО, в котором...

7. Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

8. Замечательным примером, иллюстрирующим …

Основная часть

200-250 слов

Задача:

ответить на главный вопрос

темы ,последовательно

доказать главную мысль

сочинения с учетом проблем,

поставленных во вступлении

Аргументы – примеры, приводимые с целью доказательства высказанной мысли.

Раскрывается тема сочинения, приводятся рассуждения, анализируется текст художественного произведения

Øприведение аргументов (литературные, из классики): указывается автор, жанр произведения и его название, дается анализ того фрагмента произведения, который отвечает выбранной вами теме.

Ø высказывание собственного мнения и отношения к тому, что взято за аргумент и по какой причине.

Ø Краткий вывод по рассмотренному примеру (должен соответствовать выбранной теме).

 

В главной части сочинения

 должны быть решены

проблемы, поставленные во

 вступлении.

 

Использование литературоведческих понятий: тема, идея, проблема, конфликт-сюжет, главный герой, персонаж и т.д.

Тезис 1

Сегодня мы понимаем, что...(ответ на вопрос, заданный во вступлении) Конечно, каждый человек по-своему ответит на этот вопрос.

На мой взгляд, ...(ответ на вопрос, заданный во вступлении).

Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что... (ответ на вопрос, заданный во вступлении)

Размышляя над этими вопросами, нельзя не прийти к ответу: ...(ответ на вопрос, заданный во вступлении)

 

Доказательства, примеры(развитие мысли, иллюстративная часть)       Обращение к произведению

Так, в лирическом стихотворении (название) поэт (имя) произведению обращается к теме…

Тема (природы и т.п.) затрагивается в романе…(автор, название).

Тема (страдания народа во время войны и т.п.) раскрывается в произведении… (автор, название).

 Проблема (…….) волновала многих писателей. Обращается к ней и ...(имя писателя) в...(название произведения).

Идея (единства природы человека и т.п.) выражена в стихотворении…(автор, название).

Мысль о необходимости (защищать природу и т.п.) выражена и в романе… (автор, название).

Вспомним героя повести… (автор, название).

 Обратимся к роману… (автор, название).

Обратимся к произведению…

В подтверждение этой мысли приведу пример из произведения…

Попытаемся раскрыть значение этого понятия (высказывания и т.д.) на примере, взятом из произведения…

 

 Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.

Иллюстрация произведения(фрагмента)

Автор повествует о… Автор описывает… Поэт показывает… Писатель размышляет о… Писатель обращает наше внимание… Писатель заостряет наше внимание на … Он акцентирует внимание читателя на… Он осуждает… Он ставит нам в пример… Автор подчеркивает…

Микровывод

Писатель считает, что…

Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….

 

Логический переход к новой мысли

Тезис 2

Можно назвать и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…

Можно привести и еще один (другой) пример, иллюстрирующий…

Давайте обратимся к произведению…

 Эта же тема рассматривается (раскрывается) и в произведении…

Доказательства, примеры

Микровывод

 

Заключение    60-70 слов.

Задача:

дать краткий и точный  ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения.

Вывод - подведение итогов рассуждения. Должен содержать четкие ответы на вопросы, поставленные во введении (своеобразное зеркальное повторение).

 

Итог размышлению подводится на основании 3 композиционных частей: по введению – утвердительный ответ на тезис, по вашему мнению в первом аргументе и по мнению во втором аргументе.

Без предположений – должна быть прописана четкая позиция. Вы в выводе уже сами должны быть уверены в том, что доказали свою мысль.

Таким образом, ... Итак, ...Следовательно, ...

В итоге можно прийти к такому выводу: ...

В заключение могу сказать, что ...

Мы убеждаемся в том, что ...  

Обобщая сказанное, ...

Из этого следует, что ...

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод…

Таким образом, мы приходим к выводу: …

Итак, можно сделать вывод, что…

 В заключение хочется призвать людей к…

Так давайте не забывать о …! Будем помнить о…!

В заключение хочется выразить надежду на то, что… Хочется верить, что…

К какому же выводу я пришёл, размышляя над темой «…»?

 И в заключение мне хотелось бы сказать (подчеркнуть), что…

Все приведенные аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что…

 Приведенные литературные примеры позволяют сделать вывод…

 Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать о том, что…

 Обобщая сказанное, следует сказать (подчеркнуть, предположить), что…