СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Из книжной сокровищницы Древней Руси"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру - 4 класс

Просмотр содержимого документа
«"Из книжной сокровищницы Древней Руси"»

Тема урока: Из книжной сокровищницы Древней Руси.


Цель: формировать представление о возникновении славянской азбуки, о появлении письменности на Руси.

Задачи: формировать представления о Кирилле и о Мефодии как о творцах славянской письменности; о летописях как исторических документах; о рукописных книгах как о настоящих произведениях искусства.


Планируемые результаты:


Личностные: формирование доброжелательного отношения к одноклассникам в ходе фронтальной работы, стремления прислушиваться к мнению одноклассников; способствовать воспитанию положительной мотивации к учению.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно; выполнять действия по намеченному плану; планировать и контролировать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников, оценивать качество и уровень усвоения материала.

Коммуникативные УУД: уметь отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать других; высказывать свою точку зрения; сотрудничать в совместном решении проблемы во время фронтальной работы; учитывать разные мнения, высказывают своё собственное, аргументировать его.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение полученной информации при выполнении заданий; умение структурировать знания, делать выводы и обобщения.

Предметные.

Формировать умения работать с разными источниками информации.

Развивать умения осознанно строить речевое высказывание.


Ход урока:


1. Организационно-познавательный этап.


1. Организационный момент.


2. Проверка ранее изученного материала.


Блиц-опрос (ответы должны быть краткие, чёткие и точные)


-Какое слово произошло от слов «городить, огораживать»? (Город)

-Центр древнерусского города назывался… (Кремль)

-Кто управлял Новгородом? (посадник)

-На берегах какой реки расположился Великий Новгород? (Волхов)

-Как назывался стольный град великих князей? (Киев)

-Как назывались заостренные палочки для письма на бересте? (Писало)

-Березовая кора, которую использовали для письма. (Береста)

-Что нашли археологи в Древнем Новгороде? (берестяные грамоты)

О чём эти находки свидетельствуют? (в Др. Новгороде была письменность)

-Когда письменность получила широкое распространение на Руси? (с принятием христианства)


3. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

-Какой раздел начали изучать? (история Древней Руси). Много говорили о городах Др.Руси, о князьях, о жизни древних славян. Продолжим изучение истории Др.Руси.


- Узнаете тему урока, если сможете догадаться, о чём пойдёт речь в тексте.




Давным-давно, когда история Великой русской державы только начиналась, ОНА стоила очень дорого. Её одну можно было обменять на табун лошадей, стадо коров, собольи шубы, и дело тут не в украшениях, в которые красавицу и умницу наряжали. А ходила она только в тесненных кожах, в жемчугах, да в каменьях драгоценных. Золотые и серебряные застёжки украшали её наряд. Любуясь на неё, люди говорили: «Свет ты наш».


- Что же это за диковина? (книга)


-Почему так решили?

- В чём состояла дороговизна книги? (они долго писались, поэтому их было мало)

- О чём будем говорить на уроке? (о первых книгах)


Слайд 1.


Тема урока: Из книжной сокровищницы Древней Руси.

- Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

Познакомиться с историей появления письменности на Руси.

Учиться: работать с текстом и другими источниками информации, извлекать нужную информацию, слушать и отвечать на вопросы.


2. Процессуально-содержательный этап.

1. Повторение ранее изученного материала по теме.

- Что такое летопись? Летопись – описание событий по годам. (Славянское слово «лето» – переводится «год»).

Первые летописи были очень краткими. Если на протяжении года ничего не произошло, то летописец записывал: «В лето … не бысть ничего», «В лето … бысть тишина».

- Кто был первыми летописцами? (монахи)


2. Постановка проблемного вопроса

- Что было необходимо для того, чтобы создавать летописи? (славянская азбука). А как и кто создал славянскую азбуку и как она называется вы прочитаете самостоятельно в тексте и подчеркнёте ответы на эти вопросы.


3. Самостоятельная работа с текстом учебника (1 часть) и дополнительной информацией.


4. Фронтальная проверка работы с текстом.


Слайд 2.

1. Кто создал славянскую письменность? (Византийские монахи Кирилл и Мефодий)

2. Как называлась самая первая славянская азбука? (Глаголица) .

Слайд 3.

Глаголица состояла из 40 букв. Буквы глаголицы были сложными и трудными в написании

3. Как называется азбука, которой мы пользуемся до сих пор? (Кириллица)


Слайд 4.

Каждая буква в славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: "добро", "земля", "люди". А почему кириллица получила название «азбука»? (по названию двух первых букв)

4. В каком веке была создана кириллица? (В 9) 863 год.


Слайд 5.

В 1992 году 24 мая в России впервые праздновали День славянской письменности и культуры. В этот день в Москве на Славянской площади был открыт памятник Кириллу и Мефодию. У подножия памятника была установлена Неугасимая Лампада – знак вечной памяти.


Слайд 6.

Людей высокой духовной культуры, угодивших Богу, христиане называют святыми. Поистине велико множество святых, чьи светлые лики смотрят на нас с икон. Но есть среди них икона, на которой изображены двое святых, держащих в руках свиток. Это Святые первоучители славянские Кирилл и Мефодий.

5. Что такое летопись? (Летопись – писание событий по годам)

6. Где и кем велись летописи? (Монахами в монастырях)


Слайд 7.

7. Как звали монаха, который написал «Повесть временных лет»? (Нестор)


Слайд 8.

Нестор – самый знаменитый монах Киево-Печерского монастыря. На рубеже 11-12 веков написал первую русскую летопись «Повесть временных лет», в которой рассказал о наших предках. Он был добросовестным историком, поэтому не «сочинял историю», а лишь передавал её достоверные свидетельства.

4. Самостоятельная работа с текстом учебника (1 часть) и дополнительной информацией.

- Работа над рукописными книгами была очень кропотливой и долгой. Кто и как трудился над созданием рукописных книг в Древней Руси вы узнаете, если прочитаете в учебнике раздел «Рукописные книги», после чего необходимо заполнить таблицу - обобщение.

5. Фронтальная проверка работы с текстом.

6. Тест-опрос по теме урока с взаимопроверкой.

Выставление оценок.


А1. Укажи век создания славянской азбуки.

1) IX в.

2) XI в.

3) X в.

4) XII в.

А2. Вспомни, кем были создатели славянской азбуки.

1) князьями

2) дружинниками

3) боярами

4) монахами

А3. Отметь кожу животного для создания пергамента.

1) козлёнок

2) поросёнок

3) телёнок

4) ягнёнок

А4. Выбери цвет чернил древних книг.

1) оранжевые

2) синие

3) коричневые

4) фиолетовые

В1. Найди неверное высказывание.

1) Книги писали гусиными перьями.

2) Книги были недорогими в цене.

3) Славянская азбука называется кириллица.

4) На Руси развивалось просвещение.

В2. Назови запись о важнейших событиях.

1) рукопись

2) календарь

3) летопись

4) дневник

С1. Отметь имена создателей славянской азбуки.

1) Нестор

2) Мефодий

3) Кирилл

4) Владимир


7. Рефлексия.


-Какую цель мы поставили перед собой на уроке?

-Смогли мы её достичь?

- Как достигали цель?

- Были ли у вас затруднения?

-Смогли их преодолеть?

- Оцените свою работу, продолжив фразу:


На сегодняшнем уроке я понял…,

я узнал…,

я разобрался…

На этом уроке меня порадовало…

Особенно мне понравилось…

После урока мне захотелось…

Сегодня мне удалось…

Я похвалил бы себя за…

-Кто из вас смог сам открыть новое знание?

-Кто встретил трудности? В чем? Почему? Что нужно сделать?


8. Домашнее задание:

С. 55-57 (учебник)

С.19.задание 2(тетрадь)

С. 19, задание 3 в тетради (творческое)