КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ДЕТСКУЮ ЗАСТЕНЧИВОСТЬ?
Если задаться вопросом, какие психологические проблемы наиболее актуальны для людей XX столетия, то проблема застенчивости и порожденных ею трудностей общения наверняка займет одно из первых мест. И в этом нет ничего удивительного. Все больше людей живет в крупных городах, где человек на каждом шагу вынужден вступать в контакт с незнакомцами. Необычайно расширилась сфера обслуживания, работники которой обязаны уметь общаться с клиентами, иначе они лишатся и клиентов, и заработка. Вообще, люди стали гораздо больше договариваться между собой, авторитарный стиль изживает себя и в семье, и в школе, и на службе. С другой стороны, нагрузка на психику сейчас несравнимо больше, чем раньше. В этом виноват и сумасшедший ритм современной жизни, и обилие информации, и калейдоскоп событий и лиц, мелькающих перед глазами любого, кто пройдется или проедет по городским улицам, посмотрит телевизор и т.д. Наши дети, естественно, делят с нами все эти трудности.
Что такое истинная застенчивость?
Годовалый ребенок впервые ступил на траву. Он стоял, боясь пошевелиться, и на его лице были написаны изумление, любопытство и ужас. Родители не сразу догадались, в чем дело, а потом дошло, что трава ему кажется живой. Представьте себе, вы стоите среди множества извивающихся (трава колыхалась на ветру) и тихо шипящих зеленых змеек. Есть от чего оторопеть. Примерно те же ощущения ребенок испытывает и позже, только оторопь у него уже вызывают не трава или гудок пожарной машины, а многообразие и сложность человеческих отношений. Кому говорить «ты», а кому «вы»? Почему мама не велит разговаривать с чужими, но когда мы с ней едем в автобусе и незнакомая тетя спрашивает, как меня зовут, а я молчу и прячусь за мамину спину, мама недовольно хмурится? Можно ли заранее определить, какие дети на площадке будут играть со мной мирно, а какие начнут обзываться и даже кинутся в драку? Или лучше держаться на всякий случай подальше?
Конечно, дети с высокой адаптивностью достаточно быстро усваивают модели поведения, принятые в обществе, но увы, уповать только на природные качества ребенка, ставя его в трудные психологические условия (а жизнь в современном городе психологически трудна даже для многих взрослых), так же легкомысленно, как, скажем, давать детям до года шоколад и шпроты. У кого-то организм с ними справится, а у кого-то начнутся диатез и несварение желудка.
«Диатез» на общение проявляется в основном в виде застенчивости. Причем девочки стесняются чаще, чем мальчики, но родители девочек обращаются за помощью к специалистам намного реже — обычно в тех случаях, когда это принимает крайние формы (например, в незнакомом месте девочка и рта не может раскрыть, а ей через год предстоит пойти в школу) или порождает заикание, тики и другие невротические расстройства. Это вовсе не значит, что родители девочек менее внимательны и заботливы. Просто у нас традиционно считается, что девочка должна быть скромной. И застенчивость, пусть даже ярко выраженная, ей не повредит.
Застенчивые дети выглядят удивительно похоже. Порой кажется, что на прием в наш социально-психологический центр косяками идут близнецы. Опущенная голова, сутулые плечи, взгляд в пол, в сторону, в потолок и почти никогда в глаза собеседнику, ерзанье на стуле, тихий голос, затруднение при ответе на самые простые вопросы... Они готовы спрятаться куда угодно, хоть сквозь землю провалиться, только бы их не трогали. Как бы им хотелось сделаться невидимками! Но потом, при ближайшем рассмотрении, выясняется, что для многих детей застенчивость — лишь маска, за которой скрываются совершенно иные психологические трудности. Ребенок может быть вовсе не застенчивым по природе, а наоборот, обладать неуемной жаждой лидерства. Но не умея ее реализовать и столкнувшись с неудачей, предпочтет уходить от контактов (разумеется, подсознательно; если вы его спросите, он не объяснит мотивы своих поступков, а скажет: «Не хочу, неинтересно»). В этом случае нужно не столько бороться с застенчивостью, сколько определить, какая деятельность для вашего ребенка наиболее успешна, что у него получается лучше всего, и дать ему возможность раскрыть свои способности. Поверив в свои силы, почувствовав себя хоть в чем-то лидером, такой ребенок окрылится и перестанет дичиться окружающих.
А бывает, что застенчивость маскирует повышенную ранимость, обидчивость. Ребенок не рвется всегда и во всем быть первым, но душа у него такая хрупкая, что он, как мимоза, не дает к себе прикоснуться, избегает контактов.
Уклоняться от общения можно и по совершенно другой причине — когда не знаешь, что сказать, как поступить. Очень часто так ведут себя дети с бедной фантазией, неразвитым мышлением, медленной реакцией. Поэтому путь к раскрепощению такого ребенка лежит прежде всего через его умственное развитие. Как только фантазия заработает, ребенку будет гораздо легче контактировать с окружающими. А то какой смысл знакомиться с ребятами? Ну, скажешь, как тебя зовут, а дальше что? Тишина?
При аутизме, тяжелом психическом отклонении, дети тоже отгораживаются от общения или общаются формально, не проявляя настоящей заинтересованности в собеседнике и порой даже посреди фразы «уплывая» в свой особый, малопонятный мир. И это тоже подчас путается с застенчивостью, хотя на самом деле не имеет с ней ничего общего. У застенчивых детей очень сильна тяга общения, они просто не умеют установить контакт и сами от этого страдают, хотя и не всегда признаются в своих страданиях. А дети аутичные не испытывают потребности в чужих людях, им вполне хватает самых близких (в первую очередь матери). Да и с близкими это общение очень своеобразное. Потому у аутичного ребенка надо попытаться пробить броню равнодушия, этакий защитный панцирь, в котором он прячется от мира.
Ну, а есть, казалось бы, сверхзастенчивые дети, которые с чужими людьми буквально не скажут и пары слов. Даже свое имя могут не назвать. Они разговаривают и общаются избирательно, только по своему выбору. В основном, естественно, с домашними. На профессиональном языке такое отклонение называется «избирательный мутизм» («мутист» — «немой»). Однако при ближайшем рассмотрении почти всегда оказывается, что у беззащитного, вроде бы робкого мутиста железная воля и очень властный, упрямый характер. Для него избирательное общение — это патологический способ утвердить свое «я», эффективное средство манипулирования взрослыми («С кем хочу — с тем и буду разговаривать! А не захочу — хоть тресните, ничего вы от меня не добьетесь!»). Помогать такому ребенку раскрепоститься тоже в принципе надо, но, в основном, следует думать, как решительно и при этом тактично обуздать его упрямство.
Как видите, маску застенчивого человека могут носить самые разные дети. Истинная застенчивость, разумеется, тоже существует, и, поиграв с ребенком в игры, предложенные нами в ряде статей, вы довольно скоро определите, в чем его главные психологические трудности.
Да, но все-таки что такое истинная застенчивость? И почему она появляется? Если попытаться кратко сформулировать понятие застенчивости, я бы сказала, что это комплекс неполноценности, помноженный на эгоцентризм. (Во всяком случае, так считаем мы с коллегой Ириной Медведевой.) При этом истинно застенчивый человек не претендует на безусловное лидерство, он не настолько конкурентен. Однако обладая повышенной чувствительностью, он обостренно реагирует на критику в свой адрес, легко впадает в уныние. Застенчивому человеку кажется, что он хуже других, и потому он не решается себя проявить. Но, с другой стороны, он сосредоточен на своих переживаниях, и сам не делает шагов навстречу другим людям. Ему, например, часто бывает трудно кого-нибудь пожалеть, он склонен считать себя наиболее несчастным и обиженным. Так что «обработку» застенчивого ребенка надо вести по двум направлениям: повышать его самооценку и постепенно разворачивать вектор внимания во внешний мир, показывая, что на свете много по-настоящему несчастных людей, и стараясь пробудить в детской душе жалость, сострадание к чужим бедам.
Ну, а почему дети становятся застенчивыми... Нежная, чувствительная душа, конечно, дастся человеку от природы. Но наверное, уже одно напоминание о комплексе неполноценности наводит на определенные мысли. Да, порой у ребенка бывают и реальные основания чувствовать себя «каким-то не таким» (например, бросающийся в глаза физический недостаток). Однако гораздо чаще реальных оснований нет. Дети симпатичные, неглупые, способные — а считают себя хуже других. В чем же дело?
Увы, очень во многом это зависит от родителей. Некоторые психологи даже уверены, что застенчивость передается по наследству. Как цвет глаз или волос. Большинство, правда, с ними не согласно, но влияния родителей не отрицает никто. Замечено, что часто родители застенчивых детей и сами не очень общительны. Сколько раз и мне, и моим коллегам приходилось слышать:
— Вот вы говорите, чтобы мы приглашали к себе друзей с детьми и сами ходили к ним в гости. А у нас ведь никого нет.
И за этим явственно прочитывалось:
— И нам никто не нужен.
Маленький ребенок почти все усваивает по принципу подражания. И пример для подражания — это в первую очередь родители. Что же получается? Он и так-то побаивается чужих, потому, что от природы раним и неуверен в себе, а тут еще и взрослые ведут тихую, уединенную жизнь. То есть, играют в те же самые ворота. А потом, когда ребенок привыкает так жить, вдруг спохватываются и бьют тревогу, повергая малыша в состояние полной растерянности. Он ведь брал пример с папы и мамы, а оказывается, это поведение неправильное...
Не прибавляет уверенности малышу и родительская тревожность. Пуповинная связь с матерью сохраняется довольно долго: лет до 3-4, а у нервных детей и до школы. Вы, наверное, не раз замечали, что когда вы чем-то взволнованы, маленькому сыну или дочке моментально передается ваше состояние, и с ними начинает твориться нечто невообразимое. Вам хочется, чтобы малыш оставил вас в покое, а он наоборот, «как с цепи сорвался»... И главное, вы же ни словом не обмолвились о своих неприятностях и тревогах! Как он мог догадаться?.. Или другой случай: вы собрались оставить малыша с бабушкой и сходить к подруге. Его вы в свои планы не посвящаете, поскольку он не любит оставаться без вас, и решаете до ухода уложить малыша спать. Целую неделю он засыпал, еле донеся голову до подушки, и вы надеетесь, что сегодня произойдет то же самое. Но не тут-то было! Малыш крутится, вертится, хнычет, просит водички, жалуется на плохие сны, требует, чтобы вы с ним полежали. И так до бесконечности. Вернее, нет. Не до бесконечности, а до того момента, как вы — опять-таки не говоря этого вслух! — решаете, что ехать в гости на ночь глядя не стоит. Что поделаешь? В другой раз... И едва напряжение, в котором вы находились полвечера, спадает, малыш покорно укладывается в кроватку и засыпает, словно ангелочек.
А часто родители и словесно передают ребенку свои тревожные ожидания. «Нет, это у него не получится!» — спешат заявить они, тем самым окончательно выбивая у него из-под ног и без того зыбкую почву. Естественно, после этого ребенок даже и не пытается попробовать свои силы.
Порождает детскую застенчивость и авторитарность взрослых. Если вы постоянно диктуете сыну или дочери, как ему жить (а бывают родители, которые даже решают за своих детей, когда им стоит сходить в туалет), не удивляйтесь потом, что дети растут пассивными и неуверенными в себе. И не требуйте от них изобретательности при столкновении с новыми людьми и ситуациями. Вы же сами лишили их инициативы в гораздо более простых, повседневных условиях.
Очень многие родители озабочены тем, чтобы поскорее привить ребенку навыки гигиены и самоконтроля. Сколько сил тратит молодая мать, приучая грудничка к горшку! А какая нервотрепка — научить трехлетку самостоятельно одеваться и застегивать пуговицы! Или ходить по квартире в домашних тапочках! И вроде бы родителями движут благие побуждения: им хочется, чтобы малыш поскорее привык к дисциплине. Ведь ему потом будет легче приспособиться к условиям детского сада, — рассуждают они. Но как говорится, «одно лечим — другое калечим». Среди детей, родители которых «зациклены» на соблюдении правил личной гигиены, гораздо больше застенчивых, чем среди тех, которым дают в этом деле поблажку. В конце концов, самостоятельно одеваться и чистить зубы любой человек рано или поздно научится. Даже умственно отсталый. А вот преодолеть скованность, впитанную, что называется, с молоком матери, куда сложнее. Хотя, конечно, каждый родитель волен сам решать, что предпочтительней. Если же вы все-таки хотите помочь своим детям преодолеть застенчивость, начните с себя. В данном случае как никогда уместно вспомнить старинное изречение: «Врачу, исцелися сам!». Старайтесь и сами преодолеть свою скованность, поменьше тревожьтесь, а главное, умерьте требования к ребенку. Это не значит, что нужно позволять ему хамить взрослым и устраивать бедлам в поликлинике, детском саду или школе. Между хождением по струнке и неуправляемостью — еще много градаций. Важно не превращать дом в казарму, а для этого нужно почаще ставить себя на его место. Вообразите, что какой-то могущественный человек, например, ваш начальник,— шагу не дает вам ступить самостоятельно, причем регламентирует не только служебные дела, но и сугубо личные и даже интимные. Сколько вы так выдержите? День-два? Или сорветесь после пятого замечания? Конечно, ребенок не взрослый, ему гораздо больше нужна опека сильного, но он должен иметь свободу маневра, иначе у него — как и у взрослого — возникнет чувство, что его взяли за горло. И он будет этому сопротивляться. Один — активно (упрямиться, корчить из себя шута и т.п.), а другой — пассивно, отказываясь от общения с окружающими и тем самым причиняя вам уйму хлопот.
Повышение самооценки начинается с похвалы. Это, казалось бы, прописная истина, однако большинство родителей не торопится воплощать в жизнь сей нехитрый принцип. Наша культура вообще скупа на похвалу. А на критику и самокритику, наоборот, чересчур щедра.
— Было бы за что хвалить...— вздыхают взрослые, не понимая, что похвала — это своего рода топливо, без которого человек, особенно нервный, далеко не уедет.
И опять-таки тут сказывается отсутствие привычки ставить себя на место другого. Положа руку на сердце, разве нам самим хочется что-либо делать, если наши действия не встречают одобрения окружающих? Представьте себе начальника, который не находит для вас теплых слов, но зато постоянно указывает на недостатки в вашей работе. Даже если его критика будет справедливой, вряд ли она вызовет у вас трудовой подъем и стремление к самосовершенствованию. Ребенку же, особенно дошкольнику, похвала нужна еще больше, чем взрослым, ведь ему не на что иначе опереться. У взрослых есть множество подтверждений собственной состоятельности: вузовский диплом, высокая зарплата, престижная работа, публикации, изобретения, ученики, поклонники таланта, продвижение ~по службе, удачный брак... Да мало ли что еще? (Хотя и этого часто оказывается недостаточно, и человеку кажется, что он лишь напрасно «небо коптит»!) А дошкольник... Чем он может подтвердить, что он тоже «не лыком шит»? Он ведь еще даже ни одного экзамена не сдал!
— А вдруг мы его захвалим? — с опаской спрашивают родители застенчивого ребенка.
Не бойтесь, захвалить человека с заниженной самооценкой невозможно. Даже если вы с утра до ночи будете говорить ему, какой он замечательный, это лишь частично вознаградит беднягу за пережитые обиды. Такие дети очень впечатлительны и часто мельчайшие уколы самолюбия воспринимаются ими болезненно. Неосторожное слово, презрительный жест, резкий тон могут врезаться им в память, оставив след на долгие годы.
Одна женщина рассказывала мне, как в пятилетнем возрасте услышала от «умной» и главное, «доброжелательной» соседки:
— Ой, Иришка, какие же у тебя ноги толстые! Почти как у взрослой тетки.
Этого хватило, чтобы девочка начала стесняться своей внешности. Она отказывалась ходить в гости, носила строго определенную одежду (в которой, как ей казалось, выглядела худее) и не верила ни родным, ни знакомым, убеждавшим ее, что она не толстая, а «нормальная». (На самом деле она, конечно, была полновата.) Так продолжалось пятнадцать (!) лет, и лишь похудев в буквальном смысле слова вдвое, женщина смогла избавиться от своего комплекса. Да и то не до конца, потому что потом стоило ей хотя бы немного поправиться, все начиналось сызнова.
А теперь я скажу совсем уж парадоксальную вещь. Ребенка нужно как можно чаще хвалить ни за что. Просто за то, что он есть на свете. («Как мы рады, что ты у нас родился!») Иначе ему начнет казаться, что родителям важны лишь его успехи, а сам он не представляет для них ценности. В подростковом возрасте это может привести к демонстративным выходкам. По принципу «полюбите нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит» (Н.В.Гоголь).
Разумеется, частая похвала вовсе не исключает критики и даже наказаний за проступки. Но во-первых, уверенный в себе человек реагирует на замечания гораздо спокойней, а во-вторых, истинно застенчивые дети обычно бывают покладистыми и не шаловливыми. Приступы агрессивности, на которые нередко жалуются их родители,— это лишь реакция на постоянную зажатость, подавленность. И когда ребенок раскрепощается и начинает гордиться собой, его поведение выравнивается, так что у родителей почти не бывает к нему претензий.
ЗАСТЕНЧИВЫЙ СЛОНЕНОК
В своей застенчивости дети признаются гораздо охотней, чем в трусости. И это понятно. Трусом в нашей культуре быть стыдно, а застенчивость столь категорически не осуждается. Даже наоборот, у многих взрослых она вызывает умиленную улыбку. И уж конечно, они относятся с гораздо большей симпатией к застенчивому ребенку, нежели к развязному и хамоватому.
Но все равно подступаться к теме застенчивости следует осторожно, чтобы лишний раз не напоминать сыну или дочери впрямую об их недостатке. Чем больше какой-либо недостаток воспринимается нами как нечто постоянное, хроническое, тем меньше у нас желания бороться с ним. Дескать, раз я такой, ничего не попишешь. А застенчивые дети вообще не склонны делать над собой усилия. Они предпочитают идти по проторенной дорожке, так что направлять их на новую и тем более трудную стезю надо потихоньку, исподволь.
Задача установочных игр — помочь ребенку осознать необходимость общения с самыми разными людьми. В дошкольном и младшем школьном возрасте это осознают далеко не все. Детская необщительность настораживает сперва родителей, а сами дети начинают переживать из-за своей застенчивости позже, в подростковом возрасте, когда дружба и признание окружающих выходят для них на первый план. Это вовсе не означает, что застенчивость не угнетает малышей. Иначе у них не было бы почти ежедневных срывов, обид, перепадов настроения. Застенчивые дети чаще, чем остальные, пребывают в состоянии грусти, меланхолии.
Разумеется, эти игры могут взять на вооружение не только родители, но и воспитатели детских садов, а также школьные педагоги. Для школьников их следует немного усложнить за счет более пространных диалогов и более подробной проработки причин тех или иных поступков героев, соотнесения их с поступками знакомых людей и т.п.
Герой установочных игр — симпатичный Слоненок. Думаю, он придется по душе и вашему ребенку, потому что с образом неуклюжего, добродушного и немного застенчивого слоненка связано много детских сказок и мультфильмов. Как я уже писала в ряде статей про страхи, в психологических играх с детьми всегда лучше опираться на распространенные художественные образы. Они подобны дереву с развитой корневой системой, которая скрыта от наших глаз, но на самом деле является залогом его выживания.
Можно взять готовую игрушку, но лучше сделать Слоненка из перчатки. Самодельные куклы, особенно те, которые надеваются на руку, обладают особой притягательностью. Они просты в управлении и в то же время очень выразительны. Обрежьте манжету, набейте перчатку ватой и зашейте разрез. Потом либо обрежьте кончики пальцев, выровняв их по длине, либо загните внутрь примерно до половины так, чтобы можно было надеть получившуюся куклу на руку. Из пятого пальца надо сделать хобот. Для этого сложите его вдвое, и сшейте концы. Манжету разрежьте на две части и обвяжите или обшейте каждую часть с трех сторон. Получатся ушки, которые надо пришить к голове. Для глазок подыщите две черненькие пуговки. Для хвоста возьмите небольшую тесемочку.
Почти все дети дошкольного и младшего школьного возраста любят играть в кукольный театр, но застенчивому ребенку это особенно полезно, потому что, скрыв лицо за ширмой, говоря от лица куклы, он почувствует себя уверенней и свободней. И ему будет легче преодолеть свою застенчивость. На наших занятиях мы с Ириной Медведевой из года в год наблюдаем одну и ту же картину: поначалу застенчивые дети не хотят показывать сценки даже за ширмой, а если и соглашаются, то только при активной поддержке родителей. Но уже на третьем-четвертом занятии они ждут не дождутся, когда наступит их очередь выступать, а еще через пару занятий уверенно выступают одни. И многие перестают прятаться за ширмой, а возвышаются над ней (малыши становятся для этого на стул), без опаски и стыда глядя на зрителей.
Лучше всего обставить игру как подготовку к будущему спектаклю, который, естественно, надо устроить перед так называемой «заинтересованной публикой» — родственниками или друзьями дома, когда они придут к вам на какое-нибудь торжество. По опыту могу сказать, что застенчивым детям театр и театральные приемы особенно показаны, и мы на наших психокоррекционных занятиях добиваемся самых больших успехов именно с такими ребятами. (Между прочим, очень многие актеры — и наши, и зарубежные — признаются в том, что в детстве они страдали излишней застенчивостью, а потом интуитивно нашли наиболее эффективный способ избавиться от нее. Вот уж поистине «клин клином вышибают»!)
Устраивая игру про Слоненка, старайтесь включить самые разные системы связей: и зрительные, и слуховые, и словесные, и кинетические (двигательные). У разных людей они развиты по-разному. Кто-то лучше воспринимает наглядные образы, и тогда надо выбирать как можно более яркие, красочные игрушки, рисовать декорации, стремиться к тому, чтобы в сценках появлялись не только персонажи, но и разные предметы, упоминающиеся или подразумевающиеся по ходу сюжета (деревья, цветы, бабочки, грибы, домашняя утварь, предметы кукольной мебели и т.п.). Если дома нет подходящих игрушек, не беда. Нарисованные, вылепленные из пластилина или сделанные из бумаги по принципу оригами детали декораций не только не хуже, но даже лучше, потому что их изготовление развивает мелкую моторику и образное мышление.
В том случае, если ваш сын или дочь способны подолгу слушать устные рассказы да и сами любят поговорить, делайте основной упор на авторскую речь. Пусть это будет не столько показ, сколько подробный, но не занудный, а интересный рассказ.
Слуховой ряд — это звукоподражание (просите ребенка изобразить карканье вороны, уханье совы, сопенье ежика, раскаты грома, стук дождевых капель и т.п.) и, конечно, музыка. Самое простое решение — магнитофонная запись или пластинки. Но если папа или ваши другие дети умеют играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, попросите их о помощи. Хотя бы на последнем этапе. В случае же конфликтных отношений в семье или страха застенчивого ребенка перед отцом ( а такое встречается достаточно часто) вам, что называется, сам Бог велел включить авторитарных родственников в спектакль, где им будет отведена не главенствующая, а вспомогательная роль. (Только не надо это подчеркивать.)
Учитывая то, что застенчивым детям поначалу важно прятать лицо, сделайте ширму повыше. А то, скорчившись в три погибели, ребенок долго не выдержит и начнет отвлекаться.
В игре про Слоненка необходимо соблюдать заданную сюжетную канву. Не все дети сначала на это согласятся. Некоторые будут настаивать, чтобы играли по их правилам. Найдите компромиссный вариант, но через некоторое время опять вернитесь к первоначальному. Выдерживать сюжетные рамки очень важно. С другой стороны, игра предполагает большие возможности для импровизации, и надо ими пользоваться в полной мере. Здесь тоже следует идти от простого к более сложному. Если поначалу ребенку трудно фантазировать на заданную тему, помогайте ему, но постепенно передавайте инициативу в его руки. Родители застенчивых детей, привыкшие быть их вторым, причем более активным «Я», не сразу отказываются от этой роли и часто спешат прийти детям на помощь даже, когда эта помощь уже не требуется.
Игра не должна продолжаться слишком долго (в среднем 20-30 минут вполне достаточно.) Один и тот же сюжет лучше разыгрывать несколько раз. Форма репетиций вполне это позволяет и даже требует. Не у всякого родителя есть возможность играть с ребенком каждый день, но раза три в неделю выкроить время просто необходимо. Не задавайтесь грандиозной задачей разыграть перед гостями сразу все сценки. Ваша цель — повысить самооценку ребенка, а это произойдет только, если он не ударит лицом в грязь. Так что «лучше меньше да лучше»!
РАСКРЕПОЩАЮЩИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ
Пожалуй, первое, что бросается в глаза при встрече с застенчивым ребёнком, это его невероятная скованность. Он напряжён, неуклюж, лицо его маловыразительно, голос тусклый, порой даже сдавленный. Конечно, когда родительский прессинг ослабевает, а самооценка ребёнка повышается, он начинает чувствовать себя более свободно, однако до настоящей раскованности ему ещё далеко. Многие родители пытаются отдать застенчивых сыновей и дочек в какую-нибудь спортивную секцию, надеясь, что это поможет им раскрепоститься. Но, как правило, подобные попытки заканчиваются неудачей. Характер у таких детей совершенно не соревновательный, а жесткая дисциплина, без которой спорт невозможен, только ещё больше подавляет их и без того подавленную личность. Бальные танцы, на которые уповают многие мамы, тоже вряд ли помогут на этом этапе. Особенно мальчикам. Ведь в наши дни бальные танцы при всем желании не отнести к престижным мужским занятиям. Это вам не каратэ и не тэк-вандо. Застенчивый мальчуган и так-то переживает, что он «как девчонка» (благо и взрослые, и дети не преминут ему лишний раз об этом напомнить!), а тут его ещё и заставляют заниматься «девчоночьим делом». Конечно, ребёнок с подавленной волей часто не рискует роптать и покорно отправляется в танцкласс, поэтому у родителей даже может создаться впечатление, что он ходит туда с удовольствием. Но, уверяю вас, он вовсе не об этом мечтает в тишине перед сном.
Лучше идти от простого к сложному.
Как и в любом другом деле. Займитесь сначала сами раскрепощением своего малыша. Как? — Начните с мимики и жестов.
1. «УГАДАЙ ЭМОЦИЮ» (для детей 4-10 лет)
Тут чуть ли не важнее всего правильно замотивировать необходимость игры. Дело в том, что дети, о которых идёт речь, обычно стесняются своего лица. И уж тем более им стыдно кривляться на людях. А данное упражнение будет восприниматься ими как кривлянье. Поэтому вы должны взять на себя активную роль и подавать ребёнку пример. Кроме того, поскольку застенчивые дети обычно рады побыть в роли артистов (конечно, когда убеждаются, что у них это выходит), вы можете представить мимические, пантомимические и прочие упражнения как полезную актерскую тренировку. Сначала играйте вдвоем. Затем, когда он уже будет без труда справляться с заданиями, вовлекайте в игру его приятелей. Правила игры очень просты: ведущий показывает мимикой какую-нибудь эмоцию, а игроки называют ее и стараются воспроизвести. Кто сделает это первым, получает очко. Начните с легко угадываемых эмоций: удивления, страха, радости, гнева, печали. Показывать их надо утрированно, даже карикатурно. Постепенно расширяйте диапазон чувств, вводите различные оттенки эмоций (скажем, раздражение, возмущение, гнев, ярость). Детям постарше можно давать задание не только отгадать эмоцию, но и разыграть экспромтом маленькую сценку (либо в куклах, либо «в живом плане») с соответствующим сюжетом.
2. «ЖИВАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ» (для детей 5-10 лет)
Для этой игры идеально подходят стихи А. Барто. У неё очень много стихотворных жанровых зарисовок, точно передающих разнообразные детские переживания и окрашенных мягким юмором, который часто оказывается для нервных детей целебней любых лекарств. Один игрок читает стихотворение, а ДРУГОЙ мимикой и жестами ИЛЛЮСТРИРУЮТ описываемые события и эмоции. Учите ребёнка постепенно улавливать и передавать тонкие оттенки чувств. Стихи Барто предоставляют для этого богатейший материал. Малышам больше подойдут стишки типа «Мишка», «Бычок», «Мячик». Детям постарше — «Обида», «Любочка», «Сонечка», «По дороге в класс» и многие другие.
Если игроков несколько (а, повторяю, ваша цель — постепенно выводить застенчивого ребёнка из замкнутого мирка семьи), то можно ввести элемент соревновательности. Пусть ведущий оценивает выступления и награждает победителей. Но, естественно, взрослый не должен забывать об основной цели игры и поощрять застенчивого ребёнка, даже если он окажется не на высоте. Ваша задача в данном случае — психокоррекция, а не установление справедливости.
3. «ИЗОБРАЗИ ЖИВОТНОЕ» (для детей 4-10 лет)
Эта игра используется многими специалистами. Детей просят пантомимически показать различных зверей и птиц. Тут важно учитывать два момента. Во-первых, надо постараться создать обстановку безудержного веселья, чтобы каждое выступление встречалось взрывом хохота и аплодисментами, а во-вторых, не давать слишком трудных заданий. Попробуйте всякий раз сначала представить себе:
а как бы вы сами изобразили то или иное животное? (Например, вы сможете похоже изобразить броненосца или бегемота?) Старайтесь выбирать животных с яркими отличительными признаками и легко узнаваемыми повадками. Обязательно обсуждайте потом с детьми, какой характер у показанного животного. Застенчивые дети испытывают трудности при общении с окружающими. И неумение правильно выразить свои чувства, скованность и неловкость играют здесь далеко не последнюю роль. Некоторые психологи уверяют, будто бы ребёнок почти до самой школы остаётся невербальным существом. То есть он якобы в основном общается не на словесном уровне, а на уровне мимики и жестов. Я, правда, думаю, что это несколько преувеличено, но, конечно, мимика и жесты очень важны для полноценного общения. Считается, что дети с маловыразительными, «неподвижными» лицами теряют при общении не менее 10-15% информации. Они не улавливают полностью, что им сообщается на бессловесном уровне, и зачастую неправильно оценивают отношение окружающих к себе. Так что пантомимические игры помогут вашему ребёнку не только раскрепоститься, но и лучше понять других людей.
4. «ГДЕ МЫ БЫЛИ - МЫ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ - ПОКАЖЕМ» (для детей 5-10 лет)
Задача этой распространённой детской игры — без слов показать какое-либо действие. Если ребят много, можно разделиться на две команды. Одна показывает, другая отгадывает. Затем они меняются местами.
5. «ПАНТОМИМИЧЕСКИЕ СЦЕНКИ» (для детей 5-10 лет)
Ведущий вкратце обрисовывает ситуацию, а ребёнок (или несколько детей, распределивших между собой роли) изображает её пантомимой. Ситуации должны быть несложными и эмоционально окрашенными. Например:
— Мальчик катается на коньках. Падает. Хочет заплакать, но сдерживается, вспомнив о том, что мальчику следует быть мужественным, и даже улыбается. Хотя и с трудом.
— Ребёнок замечает на тарелке фрукт. Осторожно оглядывается: не видит ли его мама, а то она будет сердиться, ведь мама разрешает ему есть фрукты только после обеда. Он суёт кусочек фрукта в рот и кривится — оказывается, на тарелке лежал лимон. (Сыграйте маму, а затем поменяйтесь ролями с ребёнком. Чем больше ролей переиграет застенчивый малыш, тем лучше.)
— Драчун замахивается на другого ребёнка. Тот сначала пугается, хочет убежать, но потом собирается с духом и даёт ему сдачи. Драчун плачет.
— Ребёнок выходит во двор и видит играющих детей. Сначала он не решается подойти к ним, но потом всё-таки подходит и знакомится (без слов, только жестами).
— Девочка гуляет по лесу, собирает грибы, разглядывает деревья, восхищается красивыми цветами. Потом чуть не наступает в муравейник. Стряхивает ползающих по ноге муравьев. Ой! Муравей укусил её. Больно! (Можно предложить ребёнку самому продолжить эту историю.)
6. «РАЗГОВОР С ГЛУХОЙ БАБУШКОЙ» ( для детей 4-10 лет)
Ребёнок разговаривает с глухой бабушкой. Она говорит, а он объясняется с ней жестами, потому что бабушка ничего не слышит. Естественно, игра с детьми школьного возраста должна больше усложняться и окрашиваться юмором. Например, четырехлетнему малышу достаточно просто показать, где лежат бабушкины очки, а третьеклассник уже способен изобразить жестами и сами очки, и то, что они сломались, так как кто-то по неосторожности на них сел. В этой игре, как и в предыдущей, вариантов может быть великое множество. Всё зависит от вашей коллективной фантазии.
Чтобы помочь вам настроиться на нужную волну, привожу небольшой фрагмент такой игры:
Бабушка открывает внуку дверь.
Бабушка: Ты где пропадал, озорник?
Внук жестами показывает, что он играл в футбол.
Бабушка: Ну и как настроение?
Внук поднимает большой палец кверху — дескать, отлично.
Бабушка: А почему ты хромаешь?
Внук машет рукой: дескать, пустяки, не обращай внимания.
Бабушка: Нет, всё-таки... Ты что, упал?
Внук показывает без слов, как он ловил мяч и упал, расшибив коленку. Ему было больно, но он не подавал виду.
Самый простой приём для создания комических ситуаций — это если внук о чём-то просит бабушку жестами, а она понимает его неправильно и делает не то. Здесь, разумеется, очень многое зависит от находчивости и артистизма взрослого. Помните: чем больше будет в игре юмора, тем скорее ваш ребёнок расслабится и раскрепостится.
7. «ЧЕРЕЗ СТЕКЛО (игра, предложенная Н, Кухтиной, для детей 6-10 лет)
Представьте себе, что вы общаетесь с кем-то через звуконепроницаемое стекло и должны без слов, пантомимой, передать ему какое-либо сообщение. Например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно», «Пойдём купаться. Вода сегодня тёплая», «Принеси стакан воды, я хочу пить» и т.п. Можно угадывать сообщение и получать за это очки, а можно, наоборот, выполнять задание ведущего. В таком случае он должен оценить, правильно ли передан жестами смысл его слов. Как и другие подобные игры, эта, кроме всего прочего, развивает сообразительность.
8. «РАЗЛИЧНАЯ ПОХОДКА»
(упражнение, предложенное В. Леви, для детей 7-10 лет)
Предложите стеснительному мальчику или девочке походить, как:
— малыш, который недавно встал на ножки и делает свои первые шаги;
— глубокий старик;
— пьяный;
— лев;
— горилла;
— артист на сцене.
(Разумеется, вариантов может быть намного больше.)
УПРАЖНЕНИЯ НА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ
Многие стеснительные дети, получив возможность самовыражения в игре за ширмой кукольного театра, почти сразу же начинают говорить гораздо свободней и выразительней, чем раньше. Многие, но не все. Сверхзастенчивые дети и за ширмой говорят еле слышно, а о богатстве интонаций в их случае нечего и мечтать. Поэтому им стоит предложить специальные речевые игры и упражнения.
1. «КТО БОЛЬШЕ?» (для детей 7-12 лет)
Надо произнести какое-либо слово или фразу с разными интонациями. Например, коротенькое «дай» можно сказать требовательно, просительно, умоляюще, робко, испуганно, возмущённо, обиженно и т.д. А «здравствуй» — радостно или уныло, удивлённо или разочарованно, с любовью, с ненавистью, равнодушно, высокомерно, униженно, презрительно, многообещающе, таинственно и проч. Уровень сложности этой игры зависит прежде всего от интеллектуального развития ребёнка.
По наблюдениям многих психологов, современные дети, особенно те, кто воспитывается на комиксах и стереотипных западных фильмах, довольно плохо различают оттенки эмоций. И уж тем более затрудняются их называть. Так что это упражнение будет для них не только раскрепощающим, но и развивающим. Детям старше 10 лет (в принципе в эту игру можно играть и подросткам) я бы рекомендовала вкратце обрисовывать и ситуацию, в которой уместна та или иная интонация.
2. «УГАДАЙ, ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ» (для детей 7-12 лет)
Когда игра «Кто больше?» будет как следует освоена, приобретённое ребёнком умение распознавать интонационные оттенки даст ему возможность справиться и с этой игрой. Суть её в следующем: ведущий, не размыкая губ, «мычит» какое-то слово или короткую фразу, а игроки угадывают, что он хотел сказать. Естественно, чтобы не потонуть в безбрежном море слов, стоит заранее очертить рамки игры. К примеру, договориться, что слова будут называть предметы, имеющиеся в комнате или во дворе дачи. А можно заранее сообщить игрокам список слов (от 10 до 30, так, чтобы детям было не слишком трудно, но и не чересчур легко). Что касается фраз, то лучше, чтобы они были эмоционально окрашенными и различными по темпо-ритмическому рисунку: «Хороший мальчик!», «Отстань!», «Пожалуйста, не сердись!», «Мама, он меня обижает!», «Ура!», «Бедненький мой», «Вот это да!» и проч. Научившись улавливать и воспроизводить чужие интонации, замкнутые, застенчивые дети перебросят еще один мостик от себя к окружающим.
3. «РАЗНЫЕ ГОЛОСА» (для детей 4-7 лет)
Лучше всего использовать этот приём при игре в кукольный театр. Инсценируя сказки, поручайте ребёнку несколько ролей и учите его изменять голос, когда он говорит за разных персонажей. Очень хорошо подходят для этой цели сказки «Терем-Теремок», «Кошкин дом», «Колобок». Дети преддошкольного возраста могут, кроме того, изображать персонажей сказок мимикой и жестами, а также придумывать и разыгрывать на ширме диалоги между сказочными героями. Например:
— Мышка Норушка рассказывает Лягушке-Квакушке, как однажды её чуть не поймала Сова, а Лягушка-Квакушка ей сочувствует;
— звери, от которых убежал Колобок, негодуют и жалуются на него друг другу;
— персонажи «Кошкиного дома» возвращаются к себе и обсуждают приём, который им устроила Кошка;
— котята мёрзнут на улице и стараются подбодрить друг друга, рассказывая весёлые истории.
4. «РАССКАЖИ СТИХОТВОРЕНИЕ» (игра, предложенная В. Леви, для детей 8-12 лет)
Это ролевая гимнастика, дающая ребёнку возможность мысленно «примерить» на себя разные ситуации и проанализировать впечатление, которое он может произвести на окружающих, находясь в той или иной роли. Предложите ему рассказать какой-нибудь стишок (простенький, чтобы он не напрягался, вспоминая слова, и мог сосредоточить всё внимание на нужной интонации). Но рассказать стишок нужно не просто, а:
— шёпотом;
— с максимальной громкостью;
— с пулемётной скоростью;
— со скоростью улитки;
— как робот;
— как иностранец.
При желании можете, естественно, включить в задание и свои варианты.
КОМПЛЕКСНЫЕ ИГРЫ, СНИМАЮЩИЕ СТРАХ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ
1. «ЦАРЕВНА-НЕСМЕЯНА» (для детей 6-10 лет)
Один игрок изображает царевну-Несмеяну, а остальные, как умеют, пытаются его рассмешить (можно пантомимой, а можно и словесно). Тот, кому это удастся, сам становится царевной.
2. «ЗООПАРК» (для детей 7-12 лет)
Надо стараться, чтобы в этой игре было как можно больше выдумки и юмора. Хорошо бы привлечь к ней ещё кого-нибудь из взрослых. Взрослые будут посетителями в зоопарке, ведущий (ребёнок) — экскурсоводом, а остальные дети должны изображать животных. Надо дать ребятам время на подготовку. Пусть придумают, кто кого будет изображать, и договорятся с «экскурсоводом», который постарается подготовить какие-то смешные пояснения. Взрослые должны подбадривать ребят шутками и одобрительными замечаниями, а когда игра будет окончена, отметить особенно удачные выступления.
3. «ФАНТЫ» (для детей 6-14 лет)
Эта игра, особенно популярная в начале века, неизменно вызывает у детей восторг. Фанты можно придумывать всем вместе, а можно оставить это на усмотрение взрослых. Главное — постараться, чтобы в заданиях было как можно больше юмора и чтобы они были детям по силам. Стеснительному ребёнку при малейшем затруднении надо помогать, ни в коем случае не укоряя его за робость, а то весёлая игра станет для него ещё одним источником мучительных переживаний.
Кроме обычных просьб прочитать стихотворение, спеть песенку, покукарекать, похрюкать и рассказать анекдот, в записках, которые играющие выуживают из шапки, могут содержаться просьбы изобразить:
— обезьяну;
— льва;
— ёжика или дикообраза (не только пантомимой, можно придумать себе шуточный костюм);
— павлина;
— ворону;
— дятла;
— Бабку-Ёжку;
— пьяницу;
— хулигана;
— дряхлого старичка;
— маленького капризного ребенка;
— сварливую рыночную торговку;
— рассерженную маму;
— грозного папу;
— пирата;
— мага;
— лунатика;
— первобытного человека.