Как сделать класс дружным? План работы, разработка мероприятий и рекомендации классному руководителю
Желание проявить себя во взаимодействии со сверстниками вряд ли возникнет у школьника, если он не чувствует себя в безопасности (то есть защищенным) и не ощущает себя частью общего «Мы». В нашей школе давно практикуется работа по сплочению коллектива по методике «КОТ». Предлагаем ознакомиться с ней.
Неумение и нежелание подростка общаться с одноклассниками в условиях малочисленной сельской школы может быть вызвано следующими причинами:
«прозрачность» жизни подростка (на селе все про всех знают; порой негативное отношение к родителям сказывается и на отношении к ребенку, что, в свою очередь, делает его замкнутым);
отсутствие традиций в классе (в малочисленной сельской школе наполняемость классов не велика, поэтому ребенок больше стремится участвовать в общешкольных делах, тем самым снижается его роль и участие в классных делах);
большая опасность психологической несовместимости (в многочисленном коллективе не так заметны негативные отношения друг к другу, так как есть больший выбор общения с другими школьниками);
недостаток в общении вне урока, вне школы (на селе ребенок больше занят домашними делами, помогает родителям по хозяйству).
Пути решения проблемы слабой коммуникабельности сельских подростков видятся мне таковыми:
учить детей внимательно и доброжелательно относиться друг к другу — создавая ситуации взаимозаботы и взаимопомощи;
развивать субъектную позицию подростков, предоставляя им возможность «быть взрослыми», самостоятельными;
развивать традиции класса, в которых подростки взаимодействуют друг с другом;
создавать атмосферу общей заботы о классной комнате и о подшефном кабинете;
включать детей в значимую для них совместную деятельность;
повышать самооценку подростков через признание сверстниками;
формировать атмосферу защищенности, безопасного диалога и доверия друг к другу;
создавать специальные ситуации обучения коммуникативным умениям.
Перечисленные пути решения указанной выше проблемы осуществляются с помощью следующих способов:
тренингов общения, направленных на развитие защищенности и сплоченности подростков и на формирование их умений общаться;
самостоятельной организации и проведении ключевых классных дел;
формирования опыта самоуправления в организации быта и жизнедеятельности класса;
поздравления друг друга с праздниками (при этом все делают друг другу небольшие сюрпризы — подарки) и коллективных творческих подарков школе;
встреч «Клуба общения товарищей» (методика КОТ).
Последняя методика является традиционной для нашей школы уже много лет. Именно она помогает нашим ребятам становиться более общительными и активными, чем их сверстники из других малокомплектных сельских школ. Предлагаю рассмотреть ее подробнее.
Методическая разработка «Клуба общения товарищей» (КОТ)
Цели:
формирование коммуникативности школьника в процессе приобретения опыта развивающего общения;
укрепление отношений общей заботы;
расширение содержания общения ребят;
создание ситуации успеха и условий для самореализации каждого подростка;
формирование атмосферы безопасного диалога и чувства «Мы»;
стимулирование внутригрупповой активности.
Техника проведения
а) Общие требования:
Временной интервал занятий клуба «КОТ» составляет 1-1,5 часа.
Частота встреч — 1 раз в две недели.
Оформление помещения атрибутикой встреч (эмблемами, плакатами и т.п.)
Использование традиций КОТа (эти традиции формируются самими участниками и являются предметом делового общения на стадии становления клуба).
Добровольность участия ребят во встречах.
Наглядная информация о встречах в классном уголке.
б) Основные элементы структуры «КОТ»
«Вече» (коллективный анализ и коллективное планирование жизни класса);
«Игротека» (психологические упражнения и игры, развивающие коммуникабельность, взаимопознание, творческие способности);
«Любознайка» (познавательные игры и дискуссии на темы, интересующие ребят);
«Школа этикета» (тренинговое развитие культуры общения и поведения).
Предлагаю тематическое планирование проведения «КОТов» в 5 классе и один из разработанных мной клуба общения товарищей «Дружба в классе: «Я и Мы, или Законы кота Леопольда».
п/п | Темы встреч | Дата проведения |
1. | Что такое «КОТ» (знакомство с клубом общения товарищей, совместное принятие идеи его создания в классе) | конец сентября |
2. | Наши законы и традиции КОТа (создание и принятие традиций клуба: эмблемы, ритуалов начала и окончания встреч, законов) | вторая неделя октября |
3. | День рождения нашего класса: в гостях у Матроскина | ноябрь |
4. | «Доброе слово и кошке приятно» (учимся говорить друг другу хорошие слова) | ноябрь |
5. | «Вежливость — путь к успеху» (учимся вести себя достойно) | декабрь |
6. | Новогодний KOТ (учимся создавать атмосферу общего праздника) | декабрь |
7 | Я и Мы; Законы кота Леопольда (учимся жить в мире и согласии) | январь |
8 | «Рыцари нашего класса» («Кот в сапогах» предоставляет возможность мальчикам проявить свою находчивость и сплоченность) | февраль |
9 | «На крыльях весны» (КОТ поздравляет «прекрасную половину класса» | март |
10 | «Первоапрельский КОТ» (учимся радовать друг друга остроумными сюрпризами) | апрель |
11 | «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» (заключительная встреча: анализ года) | май |
КОТ «Дружба в классе: Я и Мы, или Законы кота Леопольда».\
Цель: формирование ценности «Мир», развитие чувства «мы» в процессе приобретения опыта взаимодействия одноклассников.
Ход проведения:
1. Разминка.
а) Класс встает в круг, держась за руки, все поют песню «Если с другом вышел в путь».
б) На доске записана пословица: «Птица сильна крыльями, а человек — дружбой» (дети делятся на пары, и каждая пара проговаривает по слову).
в) Появляется кот Леопольд (под фонограмму своей песенки) с плакатом «Ребята, давайте жить дружно!».
Кот приветствует ребят и рассказывает о себе:
Мой закон вот здесь написан,
Но не верят мышки мне,
Что хоть я и «страшный» киса —
Ссоры, склоки не по мне!
Я, ребята, несчастливый,
Не везет мне — ей же ей!
Мне помочь бы не могли вы
Наконец найти друзей?
г) Ребята принимают кота в круг и проводят коммуникативные игры: «Кольцовка комплиментов» («Доброе слово и кошке приятно»), «Вспомни» (каждый по кругу рассказывает, в чем помогли, порадовали его одноклассники за прошедшую неделю), «Коллективный рассказ» (необходимо продолжить фразу: «Скоро у Леопольда день рождения, и он опасается, что никто об этом не вспомнит...» — каждый рассказчик продолжает предыдущего) и т.п.
2 «Вече».
Фигурка человека крепится к доске. Класс делится на 2 группы путем выбора цветов (красного и синего). Каждая группа получает для обсуждения вопросы.
Какими качествами должен обладать друг? Может ли эгоист быть другом?
Считаете ли вы наш класс дружным?
Что нужно делать каждому для дружбы в классе?
После работы в группах происходит обсуждение. От каждой группы выступает желающий. После обсуждения первого вопроса вокруг фигурки человека пишутся качества, которыми должен обладать друг.
Кот Леопольд благодарит ребят:
Спасибо вам, что объяснили,
Что значит — настоящий друг,
Спасибо, что меня впустили
В свой теплый и сплоченный круг!
Ну, а то, что есть проблемы,
Так ведь главное — их распознать,
И решите вы их непременно,
Если будете слово держать!
3. Переменка.
Всем вместе надо сказать кричалку (например: «В бане веники мочены, веретены не точены, барыня, барыня, сударыня — барыня»). Условие: никто не должен перекрикивать других, чтобы получился один общий голос «Мы». Подвижная игра не развитие тактильных контактов («Путанка»).
4. Школа этикета: «В гостях у кота Леопольда».
Разыгрывается экспромт (прием «Мини-театр») ситуация прихода ребят на день рождения кота. В сценке участвует половина класса, остальные наблюдают и фиксируют нарушения правил этикета со стороны «гостей» и «хозяина» (прием «Аквариум»). Затем ошибки совместно обсуждаются, и сценка разыгрывается снова, с учетом замечаний.
5. Переменка.
Леопольд, «синие» и «красные» играют в «кошки-мышки» (условие: пойманные «мышки» в конце игры должны вместе спеть песню для Леопольда — прием «Спевка»).
6. «Любознайка».
а) Объявляется десятиминутный аукцион произведений (литературных, художественных, музыкальных) о дружбе. «Аукцион» может проводиться по микро-группам (по 3 человека). Группа, назвавшая последнее произведение, получает право совместно представить его: кратко рассказать содержание, спеть песню, «оживить» картину и т.п.
б) Дискуссия на тему «Я и Мы» по вопросам:
Нужно ли классу общее чувство «Мы»?
Зачем каждому «Я» общее «Мы»?
Зачем общему «Мы» нужно каждое «Я»?
Что мешает дружбе в нашем классе?
8. Анализ. Все встают в круг.
а) «кольцовка» настроения: каждый говорит своему соседу что-то приятное, обязательно называя его по имени, в чем хорошем он сегодня отличился.
б) по кругу отвечают на вопросы (по выбору):
Как я сегодня себя чувствовал?
Что нового я узнал о себе, об одноклассниках?
Чувствовали ли мы себя общим «Мы»?
Чему я научился?
Что можно посоветовать Леопольду в ситуации с агрессивными мышками?
Последний вопрос — это «мостик в будущее», то есть переход на тему следующей встречи «Как разрешать конфликты». Ребятам дается «задание на дом»: сформулировать «Законы кота Леопольда», которые помогли ему стать частью нашего общего «Мы».
9. Заключение.
Все протягивают по одной руке в центр круга, кладя их друг на друга и хором говоря: «Спасибо!» и «До встречи!».
Проведение клуба общения товарищей позволяет наладить отношения в классе между мальчиками и девочками, повысить самооценку каждого ребенка. Ребята учатся высказывать свою точку зрения, правильно ставить вопросы, слушать и слышать друг друга.
Литература:
Волович М.Б. Наука обучать. / Технология преподавания, М.: LINKA-PRESS, 1995.
Как сделать класс классным: воспитание подростков / В.Р. Ясницкая. — М.: Просвещение,2008. -223 с.
Лукьянова М.И. Моя профессия — детский психолог: Практическое пособие для специалистов общеобразовательных учреждений. — М.: АРКТИ, 2007. — 364 с.
Теория и методика социального воспитания в малочисленной сельской школе /под общей редакцией А.В. Мудрика // В.Р.Ясницкая. — М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация»,2009. — 369 с.