Открытый урок по окружающему миру в 1 классе на тему «Как живёт моя семья»
Учитель: Осипова Екатерина Борисовна
Место работы: МБОУ СОШ №17
Должность: Учитель начальных классов
Предмет: Окружающий мир
Тема урока: Как живет моя семья
Класс: 1
Предметная программа и ее автор: «Школа России» (учебник: Плешаков А.А. Окружающий мир». 1 класс. В 2 ч. – Москва, Просвещение, 2016 г.)
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель и задачи урока:
Цель: Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.
Задачи:
расширить представление учащихся о членах семьи;
формировать и развивать учебно-информационные и интеллектуальные умения (сравнивать, обобщать, формулировать вопросы, объяснять);
развивать коммуникативную культуру учащихся.
формировать познавательный интерес учащихся;
высказывание, владеть диалогической формой речи.
Планируемый результат: Предметные: знать, что такое семья, значимость семьи в обществе;
Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; -формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Коммуникативные:
-принимать активное участие в ходе урока, уметь договариваться, принимать общее решение.
Метапредметные: овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять, отвечать на вопросы; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог.
Необходимое аппаратное и программное обеспечение: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация
Материал: Окружающий мир: 1 класс - учебник; предметы из цветной бумаги «бабочки», «лепестки» ромашки с качествами ,характеризующими семью, плакат с нарисованной ромашкой.
Ход работы:
1.Организационный момент:
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Тихо девочки за парты сели.
Тихо мальчики за парты сели.
На меня все посмотрели.
Добрый день, ребята! Сегодня мы будем работать с пользой и девизом нашего урока предлагаю сделать следующие слова « Если будет труд, будет и успех» (девиз вывешивается на доску)
2. Самоопределение к деятельности:
Ребята, прежде чем начать урок, отгадайте загадки
1.Кто пришел ко мне с утра?
Кто сказал: «Вставать пора»?
Кашу кто успел сварить?
Чай в пиалу мне налить?
Кто ребячий любит смех?
Кто на свете лучше всех? (Мама)
2.Кто научит гвоздь забить
Даст машину порулить,
И подскажет, как быть смелым,
Сильным, ловким и умелым.
Все вы знаете, ребята,
Это наш любимый -……(папа)
3.Я у мамы не один
У нее еще есть сын.
Рядом с ним я маловат,
Для меня он старший - ….(брат).
4.Мама с папой говорят,
Что теперь я – старший брат,
Что за куколка в коляске
Плачет от ужасной тряски?
В ванной ползунков гора!
Брату кто она?.... (сестра)
5.Он - мужчина, и он сед,
Папе – папа, мне он….(дед).
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша …..(бабушка).
Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Ответы детей.
Как вы понимаете слово семья? Ответы детей: семья – это дом, семья это мир, где всегда есть любовь, преданность, дружба. Семья это самое дорогое, что есть у каждого человека.
Что же такое семья? Давайте посмотрим на экран. Здесь написано значение слово семья из толковых словарей.
: В словаре Сергея Ивановича Ожегова говорится, что семья – это группа живущих вместе родственников или объединение людей, сплоченных общими интересами.
В словаре Дмитрия Николаевича Ушакова написано, что семья это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Итак, давайте определим цель и задачи нашего урока:
- узнать, что такое семья;
- расширить знания о членах семьи;
3. Работа по теме урока:
Все семьи дружные и имеют много совместных увлечений. Откройте учебник на стр. 56-57 и рассмотрите рисунки, на которых изображены семьи первоклассников Даши и Алеши. Как зовут их родителей, бабушку, дедушку, чем они занимаются?
4. Физкультминутка
Кто живет у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (считаем вместе)
Всех могу пересчитать (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котенка (наклоны туловища вправо, влево)
Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища вправо, влево)
Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).
5. Работа в группах:
Ребята, если а представьте, что к нам на урок пришли ваши родители, чтобы вы им хотели сказать (помогут вам в этом предложения, но они незаконченные) . Ваша задача эти предложения закончить:
-Мои мама и папа самые…
-Я люблю своих родителей, за то, что они…
-Я хочу своим родителям пожелать…
-Свою семью я считаю…
Моя мамочка для меня самая…
А сейчас мы с вами сыграем в игру «Кто на кого похож» и поучаствовать в творческом задании.
Встаньте в правый угол те, у кого есть братишки и сестренки.
Встаньте в левый угол те, у кого пока никого нет.
Встаньте в правый угол те, кто считает, что он похож на маму.
Встаньте в левый угол те, кто считает, что он похож на папу.
Подойдите ко мне те, кто считает, что он похож сам на себя.
Итак, ребята, у вас получилось опять три команды. У каждой команды на столе лежит листок бумаги и цветные карандаши. Теперь команда похожих на мам, нарисуйте портрет мамы, команда ребят, похожих на пап, нарисуйте портрет папы, а ребята, которые не похожи ни на кого, нарисуют портрет ребенка.
Вот ребята, у вас получилось три портрета, это целая семья. А теперь посмотрите на экран, кого вы там видите? (на слайде фотография класса). Наш класс – одна дружная, большая семья. И от того , как мы будем работать на уроках, вести сея друг с другом насколько мы будем дружны, зависит как будет называться наша семья.
Нашу классную семью я представила в виде ромашки, потому что именно этот цветок издавна считается символом семьи. Давайте с вами вместе назовем качества, которыми должна обладать крепкая семья. (Учитель приклеивает лепестки на ромашку).
7. Рефлексия
На ваших столах лежат «бабочки» разных цветов
Давайте с вами украсим нашу ромашку, только какими бабочками, решать вам.
-Если вам было скучно на уроке, возьмите бабочку зеленого цвета;
-Если вам было интересно, но вы не узнали ничего нового - возьмите желтую бабочку;
-Если вам понравился урок и вы узнали что-то новое - возьмите розовую бабочку.
А теперь посмотрите какая яркая и красивая ромашка у нас получилась, такая же будет наша классная семья!
До свидания! Спасибо за урок!
6