СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно- тематическое планирование учебного предмета "Биология" 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование по УМК  "Алгоритм успеха" И.Н.Пономаревой и др. (изд-во Вент-Графф). ФГОС ООО

Просмотр содержимого документа
«Календарно- тематическое планирование учебного предмета "Биология" 7 класс»

7 класс

п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Межпредметные связи

Виды контроля и обратной связи

Демонстрации, дидактический материал

Основные виды деятельности

ДЗ

Теоретический модуль (


Зоология - наука о животных Среды жизни и места обитания животных

УНЗ

Физика, химия, география, экология, медицина, история, математика: связь с зоологией

Беседа, устный опрос

ММТ, презентация

Выявлять признаки сходства и различий животных и растений.

Приводить примеры различных представителей царства Животные.

Анализировать и оценивать роль животных в экосистемах, в жизни человека. Пояснять на конкретных примерах распространение животных в различных средах жизни. Сравнивать и характеризовать внешние признаки животных различных сред обитания по рисункам. Различать понятия «среда жизни», «среда обитания», «место обитания». Описывать влияние экологических факторов на животных. Доказывать наличие взаимосвязей между животными в природе. Определять роль вида в биоценозе.

§1,2


Классификация животных. Влияние человека на животных


КУ

География: животный мир разных материков

Устный текущий индивидуальный, фронтальный письменный опрос

ММТ, интерактивный модуль ОМС

Называть принципы, являющиеся основой классификации организмов. Характеризовать критерии основной единицы классификации. Устанавливать систематическое положение (соподчинение) различных таксонов на конкретных примерах. Описывать формы влияния человека на животных. Оценивать результаты влияния человека с этической точки зрения. Устанавливать взаимосвязь численности отдельных видов животных и их взаимоотношений в природе

§3,4


Клетка

КУ

Физика: диффузия

Химия: органические и неорганические вещества, растворы

Устный текущий индивидуальный опрос

ММТ, ппрезентация

Сравнивать клетки животных и растений. Называть клеточные структуры животной клетки. Делать выводы о причинах сходства и различий животной и растительной клеток. Устанавливать взаимосвязь строения животной клетки с типом питания

§6


Ткани. Органы и системы органов


КУ

Физика: электрический ток, диффузия

Устный текущий индивидуальный, фронтальный письменный опрос

ММТ


Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями. Характеризовать органы и системы органов животных. Приводить примеры взаимосвязи систем органов в организме. Высказывать предположения о последствиях нарушения взаимосвязи органов и систем органов для организма. Описывать взаимосвязь образа жизни животного и типа симметрии тела

§7


Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые

КУ

Физика: диффузия

География: гидросфера, Мировой океан

Устный фронтальный

ММТ, видеоролик,

Выявлять характерные признаки подцарства Простейшие, или Одноклеточные, типа Саркодовые и жгутиконосцы. Распознавать представителей класса Саркодовые на микропрепаратах, рисунках, фотографиях. Устанавливать взаимосвязь строения и функций организма на примере амёбы-протея. Обосновывать роль простейших в экосистемах

§8


Класс Жгутиконосцы

Тип Инфузории, или Ресничные


КУ

Физика: диффузия, солнечное излучение

География: гидросфера, Мировой океан

Устный текущий индивидуальный, фронтальный письменный опрос

ММТ, видеоурок, презентация

Характеризовать среду обитания жгутиконосцев. Устанавливать взаимосвязь характера питания и условий среды. Обосновывать вывод о промежуточном положении эвглены зелёной. Характеризовать особенности строения и жизнедеятельности инфузории туфельки. Приводить доказательства более сложной организации колониальных форм жгутиковых. Раскрывать роль жгутиконосцев в экосистемах

§9-11


Тип Кишечнополостные.

Общая характеристика

Разнообразие кишечнополостных

УЗ

Физика: реактивное движение, диффузия, сила трения

География: Мировой океан, зоогеография кишечнополостных

Устный текущий индивидуальный, фронтальный письменный опрос

ММТ, видеоурок

3D Гидра (Кишечнополостные) и губки

Регенерация у животных

Описывать основные признаки подцарства Многоклеточные. Называть представителей типа кишечнополостных. Выделять общие черты строения. Объяснять на примере наличие лучевой симметрии у кишечнополостных. Характеризовать признаки более сложной организации в сравнении с простейшими Определять представителей типа на рисунках, фотографиях, живых объектах. Характеризовать отличительные признаки классов кишечнополостных, используя рисунки учебника. Выявлять черты сходства и различий жизненных циклов гидроидных и сцифоидных медуз. Устанавливать взаимосвязь строения, образа жизни и функций организма кишечнополостных. Называть признаки, свидетельствующие о древнем происхождении кишечнополостных. Раскрывать роль кишечнополостных в экосистемах

§12,13


Тип Плоские черви. Белая планария (класс Ресничные черви). Разнообразие плоских червей

УНЗ

Физика: Движение, сила трения

География: Мировой океан, зоогеография

Устный индивидуальный опрос

ММТ, презентация

Описывать основные признаки типа Плоские черви. Называть основных представителей класса Ресничные черви. Устанавливать взаимосвязь строения и функций систем органов ресничных червей. Приводить доказательства более сложной организации плоских червей по сравнению с кишечнополостными. Называть характерные черты строения сосальщиков и ленточных червей, используя рисунки учебника. Устанавливать взаимосвязь строения червей-паразитов и среды их обитания. Распознавать представителей классов плоских червей на рисунках, фотографиях

§14


Тип Круглые черви. Класс Нематоды

КУ

География: Мировой океан, зоогеография

Устный текущий индивидуальный, фронтальный письменный опрос

ММТ, интерактивный модуль ОМС

Описывать характерные черты строения круглых червей Распознавать представителей класса на рисунках и фотографиях. Устанавливать взаимосвязь строения и функций организма и образа его жизни. Находить признаки отличия первичной полости от кишечной.

§15.16


Тип Кольчатые черви.



КУ

Физика: Движение, сила трения

География: Мировой океан, зоогеография

Устный индивидуальный опрос

ММТ, видеоролик,

Лабораторное оборудование

Называть черты более высокой организации кольчатых червей по сравнению с круглыми. Распознавать представителей класса на рисунках, фотографиях.

§17.18

Практический модуль 1(2 часа)


ЛР 1

«Строение и передвижение инфузории-туфельки»




Устный текущий индивидуальный, фронтальный письменный опрос

Лабораторное оборудование

Распознавать инфузории на таблицах, рисунках, микропрепаратах; сравнивать строение амёбы протей, эвглены зелёной, инфузории туфельки. Выявлять характерные признаки типа Инфузории. Приводить примеры и характеризовать черты усложнения организации инфузорий по сравнению с саркожгутиконосцами. Наблюдать простейших под микроскопом




ЛР 2 «Внешнее строение дождевого червя, его передвижение, раздражимость».

ЛР № 3 «Внутреннее строение дождевого червя,.



Устный текущий индивидуальный, фронтальный письменный опрос

Лабораторное оборудование

Характеризовать черты усложнения строения систем внутренних органов. Кольчатых червей. Формулировать вывод об уровне строения органов чувств.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием



Контрольная работа №1


КУ


Фронтальная письменная работа

Раздаточный материал

Обобщать и систематизировать знания по материалам темы, делать выводы

Подведем итоги

Теоретический модуль 2 (18 часов)


Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие моллюски

КУ

Физика: трение,

Устный индивидуальный опрос

ММТ, презентация

3D Морские звезды и улитки

Распознавать и сравнивать внешнее строение представителей класса на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Устанавливать взаимосвязь между строением и функциями внутренних органов. Характеризовать способы питания брюхоногих моллюсков. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о роли брюхоногих моллюсков в экосистемах

§19.20


Класс Двустворчатые моллюски

КУ

География: природные зоны, материки, зооценоз.

Физика: простые механизмы, диффузия


Фронтальный письменный опрос

ММТ, презентация

натуральные объекты

Различать и определять двустворчатых моллюсков на рисунках, фотографиях, натуральных объектах. Объяснять взаимосвязь образа жизни и особенностей строения двустворчатых моллюсков. Характеризовать черты приспособленности моллюсков к среде обитания. Формулировать вывод о роли двустворчатых моллюсков в водных экосистемах, в жизни человека.

§21


Класс Головоногие моллюски. Обобщающий урок по теме «Тип Моллюски»

КУ

Физика: движение, трение, скорость

География

Устный индивидуальный опрос ---

ММТ, презентация,

Выделять характерные признаки класса головоногих моллюсков. Определять и классифицировать представителей различных классов моллюсков, используя рисунки, фотографии, натуральные объекты. Аргументировать наличие более сложной организации у головоногих моллюсков. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации реферата о роли моллюсков в природе и в жизни человека. Обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы по теме

§22


Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные

КУ

География: природные зоны, материки.


Биологический диктант,

Фронтальный устный опрос

ММТ, презентация, натуральные объекты

Выявлять общие признаки классов типа Членистоногие. Определять и классифицировать представителей класса Ракообразные по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. Устанавливать взаимосвязь строения и среды обитания речного рака. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о разнообразии ракообразных

§23


Класс Паукообразные

КУ

География: природные зоны, материки.

Физика: скорость, трение

Фронтальный устный опрос

ММТ, видеоролик, презентация,

Выявлять характерные признаки класса Паукообразные. Распознавать представителей класса на рисунках, фотографиях, в коллекциях. Осваивать приёмы работы с определителем животных. Устанавливать взаимосвязь строения паукообразных и их образа жизни (хищничество, паразитизм). Аргументировать необходимость соблюдения мер защиты от заражения клещевым энцефалитом

§24


Класс Насекомые.

КУ

География: природные зоны, материки.

Физика: скорость, трение

Тест

Фронтальный устный опрос

ММТ, видеоролик, презентация

3D Тли

Выделительная система (Таракан)

Выявлять характерные признаки класса Насекомые. Определять и классифицировать представителей класса по рисункам, фотографиям, коллекциям. Осваивать приёмы работы с определителем животных. Выявлять характерные признаки насекомых, описывать их при выполнении лабораторной работы. Устанавливать взаимосвязь внутреннего строения и процессов жизнедеятельности насекомых. Наблюдать, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

§25


Типы развития и многообразие насекомых

УЗ

География: природные зоны, материки.

Физика: скорость,

Фронтальный устный опрос

ММТ, презентация

3D Таракан

Характеризовать типы развития насекомых. Объяснять принципы классификации насекомых. Устанавливать систематическую принадлежность насекомых. Выявлять различия в развитии насекомых с полным и неполным превращением Объяснять роль полезных насекомых и особенности их жизнедеятельности. Называть насекомых, приносящих вред сельскохозяйственным культурам. Осваивать приёмы работы с определителем животных. Характеризовать последствия воздействия вредных для человека насекомых на организм человека и животных.

§26-28


Общие признаки хордовых.

Подтип Бесчерепные

УНЗ

География: среды жизни, материки, природные зоны, климат

Тест

Фронтальный устный опрос

ММТ, видеоролик, презентация

Выделять основные признаки хордовых Характеризовать принципы разделения типа Хордовые на подтипы. Объяснять особенности внутреннего строения хордовых на примере ланцетника. Обосновывать роль ланцетников для изучения эволюции хордовых. Аргументировать выводы об усложнении организации хордовых по сравнению с беспозвоночными

§29


Подтип Черепные. Надкласс Рыбы


Основные систематические группы рыб.

Классы Хрящевые рыбы и Костные рыбы

КУ

География: гидросфера, Мировой океан

Физика: трение, архимедова сила, сила тяжести, скорость

Индивидуальный письменный опрос, Фронтальный устный опрос

ММТ, видеоролик, презентация

Лабораторное оборудование

3D Рыба

Характеризовать особенности внешнего строения рыб в связи со средой обитания. Объяснить принципы классификации рыб. Осваивать приёмы работы с определителем животных. Устанавливать систематическую принадлежность рыб. Распознавать представителей классов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах

§30-34


Среда обитания и строение тела земноводных

КУ

География: климат, природные зоны, материки.

Физика: простые рычаги, тепловые явления, сила тяжести

Индивидуальный письменный опрос, Фронтальный устный опрос

ММТ, видеоролик, презентация,

Описывать характерные черты внешнего строения земноводных, связанные с условиями среды обитания. Осваивать приёмы работы с определителем животных. Устанавливать взаимосвязь строения кожного покрова и образа жизни амфибий. Выявлять прогрессивные черты строения скелета головы и туловища, опорно-двигательной системы в целом по сравнению с рыбами. Характеризовать признаки приспособленности к жизни на суше и в воде Сравнивать, обобщать информацию о строении внутренних органов амфибий и рыб, делать выводы. Определять черты более высокой организации земноводных по сравнению с рыбами

§35-36


Многообразие

и значение

земноводных

КУ

География: природные зоны, климат, зоогеография

Индивидуальный письменный опрос, Фронтальный устный опрос

ММТ, презентация, атлас

Определять и классифицировать земноводных по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. Осваивать приёмы работы с определителем животных. Характеризовать роль земноводных в природных биоценозах и в жизни человека. Устанавливать взаимосвязь строения и функций земноводных со средой обитания. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов о разнообразии земноводных, их охране

§38


Особенности внешнего и внутреннего строения и пресмыкающихся (на примере ящерицы)

КУ

География: климат, природные зоны, материки.

Физика: простые рычаги, тепловые явления, сила тяжести

Индивидуальный письменный опрос, Фронтальный устный опрос

ММТ, презентация,

Описывать характерные признаки внешнего строения рептилий в связи со средой обитания. Находить черты отличия скелета пресмыкающихся от скелета земноводных. Устанавливать взаимосвязь строения скелета и образа жизни рептилий. Характеризовать процессы жизнедеятельности рептилий в связи с жизнью на суше Выявлять черты более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными. Характеризовать процессы размножения и развития детёнышей у пресмыкающихся.

§39.40


Многообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся, их происхождения

КУ

География: материки, природные зоны, климатические зоны, Мировой океан, Красная книга


Индивидуальный письменный опрос, Фронтальный устный опрос

ММТ, презентация, атлас

Определять и классифицировать пресмыкающихся по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. Осваивать приёмы работы с определителем животных. Находить отличительные признаки представителей разных групп рептилий. Характеризовать черты более высокой организации представителей отряда крокодилов. Соблюдать меры предосторожности в природе в целях предупреждения укусов ядовитых змей Характеризовать роль рептилий в биоценозах, их значение в жизни человека.

§41,42


Общая характеристика класса. Среда обитания. Внешнее строение птиц

Внутреннее строение птиц



УПЗ

Физика: механическая работа, энергия, трение, сила тяжести

Индивидуальный письменный опрос, Фронтальный устный опрос

ММТ, презентация, лабораторное оборудование

Характеризовать особенности внешнего строения птиц в связи с их приспособленностью к полёту. Объяснять строение и функции перьевого покрова тела птиц. Устанавливать черты сходства и различия покровов птиц и рептилий. Устанавливать взаимосвязь строения и функций систем внутренних органов птиц. Характеризовать причины более интенсивного обмена веществ у птиц. Выявлять черты более сложной организации птиц по сравнению с пресмыкающимися.

§43


Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц


КУ

География: материки, природные зоны, климатические зоны, Красная книга.

Физика: скорость

Индивидуальный письменный опрос, Фронтальный устный опрос

ММТ, видеоролик, презентация, атлас

Объяснять принципы классификации птиц. Устанавливать систематическую принадлежность птиц, используя рисунки параграфа. Называть признаки выделения экологических групп птиц. Приводить примеры классификации птиц по типу питания, местам обитания. Осваивать приёмы работы с определителем животных.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта сообщения о разнообразии экологических групп птиц

§48-49


Общая характеристика. Внешнее и внутреннее развитие строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих

КУ

Физика: испарение, сила тяжести, сила трения, плотность

Индивидуальный письменный опрос, Фронтальный устный опрос

ММТ, видеоролик, презентация

Выделять характерные признаки представителей класса Млекопитающие. Обосновывать выводы о более высокой организации млекопитающих по сравнению с представителями других классов. Сравнивать и обобщать особенности строения и функций покровов млекопитающих и рептилий. Характеризовать функции и роль желёз млекопитающих Описывать характерные особенности строения и функций опорно-двигательной системы, используя примеры животных разных сред обитания.

§50-52


Отряды млекопитающих

КУ

География: зоогеография отрядов млекопитающих

Индивидуальный письменный опрос, Фронтальный устный опрос

ММТ, видеоролик, презентация

Объяснять принципы классификации млекопитающих. Сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей разных отрядов, находить сходство и различия. Определять представителей различных сред жизни на рисунках, фотографиях. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов о роли животных разных отрядов в экосистемах, об особенностях строения и поведения хоботных

53-55

Практический модуль 2 (4 часа)


ЛР №4

«Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков

ЛР № 5 «Внешнее строение насекомого».



Индивидуальный письменный опрос, Фронтальный устный опрос

Лабораторное оборудование

Устанавливать сходство и различия в строении раковин моллюсков. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием



Лабораторная работа 6

«Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

Лабораторная работа 7

«Внутреннее строение и рыбы»



Индивидуальный письменный опрос, Фронтальный устный опрос

Лабораторное оборудование

Осваивать приёмы работы с определителем животных.

Выявлять черты приспособленности внутреннего строения рыб к обитанию в воде.
Наблюдать и описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб в ходе выполнения лабораторной работы.

Соблюдать правила поведения в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием



Лабораторная работа №8

«Внешнее строение птицы. Строение перьев»

Лабораторная работа №9

«Строение скелета птицы»»



Индивидуальный письменный опрос, Фронтальный устный опрос

Лабораторное оборудование

Изучать и описывать особенности внешнего строения птиц в ходе выполнения лабораторной работы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием



Лабораторная работа №10

Изучение внешнего строения, скелета и зубной системы млекопитающих.



Индивидуальный письменный опрос, Фронтальный устный опрос

Лабораторное оборудование

Изучать и описывать особенности внешнего строения млекопитающих в ходе выполнения лабораторной работы.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием



Контрольная работа №2



Фронтальная письменная работа

Раздаточный материал

Использовать свои знания о животных, приобретённые в повседневной жизни

Задание на лето




62