Российская Федерация
Управления образования Администрация Сысертского городского округа
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №13 «Колосок», адрес: 624005, Свердловская область
Сысертский район, п. Октябрьский, ул. Чапаева 3, тел.: (343) 383-60-09
оф.сайт: madou13m.tvoysadik.ru, эл.почта: madou13m@mail.ru
Картотека дидактических игр по формированию математических представлений для детей старшего дошкольного возраста
воспитатель: Пирожкова И.В.
п. Октябрьский
«Матрешки»
Цель: упражнять в порядковом счете; развивать внимание.
Материал: Цветные косынки от 5 до 10.
Содержание: Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд – это матрёшки. Они пересчитываются вслух по порядку: первая, вторая, третья и т. д. Водящий запоминает, на котором месте стоят все матрешки и выходит за дверь. В это время несколько матрешек меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например, «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая стала пятой» Иногда матрешки остаются на местах.
«Живые числа»
Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.
Материал: Карточки с нарисованными на них кружочками от 1 до 10.
Содержание: Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся шеренгу и называют свое число» Водящий проверяет, все ли встали на свои места. Затем дети меняются карточками. Игра продолжается.
«Подбери столько же разных предметов»
Цель: закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.
Материалы: мяч
Ход игры: Воспитатель показывает цифру 5 и предлагает детям подобрать столько разных предметов, игрушек. (каждого по 1).
«Я знаю пять имен…»
«Я знаю пять цветов…»
«Я знаю пять животных…»
«Встань на место»
Цель: упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за.
Содержание: В. по очереди вызывает детей, указывает, где им надо встать: «Сережа подойди ко мне, Коля, встань так, чтобы Сережа был сзади тебя. Вера встань перед Ирой» И т. д. Вызвав 5-6 детей, воспитатель просит их назвать, кто впереди и сзади их стоит. Далее детям предлагают повернуться налево или направо и опять назвать, кто и где от них стоит.
«Правильно пойдёшь - клад найдёшь»
Цель: упражнять в умении двигаться в заданном направлении.
Материалы: круги из бумаги.
Ход игры: Воспитатель говорит детям: «Волшебник спрятал клад и предлагает вам его найти». При помощи считалки выбирается ведущий. Ведущий выполняет задание: делает пять шагов прямо, поворачивается направо и делает ещё три шага по заранее разложенным кругам. Остальные дети идут за ним. Дети находят ларчик и достают из него звездочки.
«Художники»
Цель: Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, развивать память.
Материалы: предметные картинки, фон – цветная бумага.
Ход игры: Педагог предлагает детям побыть художниками «Вы будете создавать картину. Я вам буду называть место и изображение, которое вы должны с помощью предметной картинки изобразить на цветной бумаге». Например, посередине лесной полянки росла высокая раскидистая ель.
Над макушкой ели сияло солнышко.
Справа от солнышка проплывало облачко, похожее на крокодила, а слева от солнышка - облачко, похожее на бегемота.
Слева от ёлки пыхтел колючий ёжик.
Справа от ёлки грелся на солнышке длинноухий зайчонок.
«Назови пропущенное слово»
Цель: закрепить знания о частях сутках, днях недели, временах года, месяцах.
Материал: мяч.
Содержание: Ведущий начинает сразу и бросает мяч одному из играющих:
- Солнышко светит днем, а луна . . .
- Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой . . .
- Если вчера была пятница, то сегодня . . .
- Если за понедельником был вторник, то за четвергом …
- После зимы наступает…
- После сентября наступает…
«НАЙДИ СВОЙ ДОМИК»
Цель: формировать умение находить предметы определенной геометрической формы в окружающем мире.
Игровые действия: дети получают по одной модели геометрической фигуры и разбегаются по группе. По сигналу ведущего все собираются у своего домика с изображением фигуры.
Правила: после сигнала воспитателя быстро найти свой домик.
Варианты проведения: усложнить игру можно переместив домик. Детей учат видеть геометрическую форму в окружающих предметах: мяч, арбуз – шар, тарелка, блюдце, обруч – круг, дверь, стена, пол, потолок, окно – прямоугольник, платок – квадрат, косынка – треугольник, стакан – цилиндр, яйцо, кабачок – овал.
«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»
Цель: закреплять знания о геометрических фигурах, обследовать геометрическую форму предметов, упражнять в различении форм.
Игровые действия: ребенок должен обследовать предмет и правильно назвать фигуру, которую хочет показать.
Правила: в мешочке находятся предметы разных геометрических фигур, ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру, которую хочет показать.
Варианты проведения: усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру, при этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную. Этот вариант задания выполняется медленнее. Поэтому целесообразно, чтобы чудесный мешочек был у каждого ребенка.