Ситуация № 1. Где наши рукавицы?
Во второй половине дня, после ужина воспитатель играет с детьми в дидактические игры. Вдруг дверь в группу резко открывается, входит бабушка одного из воспитанников, которого уже забрали, кричит: «Где наши рукавицы? Почему их нет в шкафчике? Куда вы их запихали?»
Комментарии: группа детей в возрасте 3-4 года (2 младшая), педагог – молодой специалист (стаж работы 2 года), бабушка – работающий пенсионер, проживает вместе с дочерью и внуком.
Задание:
Спрогнозируйте развитие конфликта.
Предложите варианты решения.
Ситуация № 2. Родительское собрание.
В первой младшей группе воспитатель проводит организационное родительское собрание. Выбранный родительский комитет предлагает собрать деньги на подарки детям ко Дню рождения. Родители с воодушевлением принимают эту идею, обговаривают сумму, назначают ответственных за сбор денег и за приобретение подарков. Собрание окончено, все разошлись по домам. Утром к воспитателю подходит заведующая и говорит, что к ней обратилась мама ребенка посещающего данную группу с просьбой пресечь вымогательство денежных средств.
Комментарии: мама ребенка присутствовала на родительском собрании и не выражала своего мнения во время обсуждения этой темы.
Задание:
Какие, по-вашему, могут быть причины данной ситуации?
Спрогнозируйте варианты развития данной ситуации.
Предложите варианты выхода из данной ситуации, в соответствии с нормативно-правовыми актами.
Ситуация № 3 Аттестация.
В детском саду произошел инцидент. В кабинете заведующей, воспитатель Мария Ивановна эмоционально, на повышенных тонах, с угрозами высказала свое мнение о другом воспитателе, обвинив при этом заведующую в личных дружеских отношениях с тем воспитателем. Заведующая смогла урегулировать данный инцидент. Проблема была решена. Но после этого случая Мария Ивановна стала замечать, что заведующая, по ее мнению, стала к ней придираться. Выражалась это в постоянных замечаниях по поводу выполнения должностных обязанностей и негативных репликах в адрес Мари Ивановны на педсовете. Спустя год Мария Ивановна решила подать документы на аттестацию, с целью присвоения 1 квалификационной категории. Собрала необходимые документы, оформила портфолио. Но заведующая отказалась подписывать заявление на аттестацию своего сотрудника, аргументировав это тем, что Мария Ивановна еще не соответствует требованиям, предъявляемым к педагогу с данной категорией. Мария Ивановна предъявила собранные ею документы для аттестации в районный отдел образования. С просьбой дать оценку действиям заведующей. После изучения всех документов заведующей была дана рекомендация подписать заявление Мари Ивановны на аттестацию.
Комментарии: инцидент в кабинете заведующей произошел вследствие следующих событий. Сын Марии Ивановны, Андрей (3 года), посещает этот же детский сад. К Марии Ивановне подошел сотрудник детского сада и сообщил, что воспитатель Андрея вывел всех детей на прогулку, а его оставил. Мальчик стоит один в раздевалке и плачет. Мария Ивановна забрала сына к себе в группу и «влетела» в кабинет заведующей.
Задание:
Дайте оценку действий всех участников конфликта.
Выделите этапы развития конфликта
Предложите варианты решения конфликта на каждом этапе.
Ситуация № 4 Кто на новенького?
В дошкольной организации уволились два воспитателя. На их место, для работы на старшей группе детского сада взяли других специалистов: Татьяну Александровну – стаж работы 10 лет (перерыв в педагогической деятельности 4 года) основным воспитателем и Алину Васильевну – молодой специалист без стажа (после окончания педагогического колледжа) подменным воспитателем.
Учебный год начался под контролем старшего воспитателя. Так как претензий к работе педагогов не возникало, контроль был снят через 1,5 месяца. Спустя 2 недели основной воспитатель Татьяна Александровна сообщила старшему воспитателю, что родители жалуются на Алину Васильевну. Старший воспитатель посчитал, что жалобы не обоснованы и что они связаны с юным возрастом молодого специалиста, поэтому не предпринял никаких мер. Еще через две недели родители группы обратились к старшему воспитателю с жалобами на молодого специалиста, сообщив, что дети жалуются на грубое отношение к ним, постоянный повышенный, приказной тон воспитателя. Сообщили, что пытались поговорить с Алиной Васильевной, но она отмахнулась от них, сказав, что все делает правильно. Старший воспитатель попросила родителей отнестись к Алине Васильевне снисходительно и не обращать внимания на ее тон и манеру общения.
Задание:
В чем по-вашему причина данной ситуации?
Спрогнозируйте дальнейшее развитие событий?
Какие действия должны предпринять педагоги для урегулирования данной ситуации?
Ситуация № 5. Переезд.
В конце учебного года, воспитателям подготовительной группы необходимо было переехать из группы, в которой они работали 4 года в другое помещение т.к. после отпуска они начнут набор детей вновь пришедших в 1 младшую группу. За 4 предыдущих года родители выпускников помогли приобрести детскую игровую мебель. Воспитатели были настроены забрать эту мебель в свою новую группу. Но администрация детского сада в лице старшего воспитателя категорически запретила это делать, объяснив это тем, что в новой группе есть игровая мебель, так же приобретенная за счет родительских средств. По мнению администрации, частый перенос мебели приведет к ее быстрому износу, а главное нарушит дизайн группы, т.к. год назад во всех группах был сделан косметический ремонт, в котором учитывался дизайн игровой мебели. Воспитатели утверждали, что в новой группе мебель не такая и что они хотят оформить группу в своем стиле. Администрация настаивала на своем. Разговор перешел в крик, на повышенных тонах выражались взаимные упреки. Через некоторое время педагоги разошлись, но каждый остался при своем мнении: воспитатели заявили, что все равно заберут свою мебель, а старший воспитатель, что все останется на своих местах.
Комментарии: до этого инцидента конфликта между старшим воспитателем и педагогами не было.
Задание:
Объясните поведение всех участников инцидента.
Что необходимо предпринять каждой из сторон в данной ситуации?
Можно ли было избежать инцидента?
Ситуация № 6 Учебная программа
В связи с реорганизацией в городе объединили три детских сада в одно образовательное учреждение. Один сад стал основным, два другие его корпусами. Т.к. детские сады ранее работали по разным учебным программам, администрацией было принято решение, что все детские сады будут работать по образовательной программе основного сада. На общем собрании, старший воспитатель основного сада объявил педагогам, что они должны в течении двух месяцев привести свои рабочие программы в соответствие с основной образовательной программой ДОУ. Такое положение дел устроило не всех педагогов, и они отказались принимать участие в редактирование рабочих образовательных программ. Старший воспитатель объяснил, что в противном случае к ним будут применены санкции, но педагоги настаивали на своем, заявив, что это обязанность старшего воспитателя.
Задание:
Дайте оценку действий участников конфликтной ситуации, на основании профессионального стандарта педагога.
Как, по вашему мнению, в этой ситуации можно предотвратить развитие конфликта?
Ситуация № 7 Проблемный ребенок
Во вторую младшую группу (возраст детей 3-4 года) пришел новый мальчик. Адаптация прошла в легкой степени, ребенок быстро освоился. Воспитатели сразу заметили, что мальчик очень подвижный и не соблюдает основные социальные нормы (дерется, отбирает игрушки, вскакивает с места во время занятий, часто убегает с участка, плюется во время приема пищи и т.д.). Такое поведение ребенка приводило к множеству конфликтных ситуаций между детьми, родители часто выказывали свое недовольство педагогам. Свои замечания по поводу поведения ребенка педагоги записывали на листе бумаги, а вечером передавали этот лист маме мальчика. На вопросы мамы, что ей делать, воспитатели отвечали общими фразами: «Надо заниматься воспитанием сына». Через два месяца мама перевела мальчика в другой детский сад.
Задание:
Оцените действия всех участников возникшей ситуации.
Какие меры должны в данной ситуации принять педагоги?
Решил ли проблему переход ребенка в другой детский сад?
Ситуация № 8 Новичок
В подготовительную группу детского сада, в середине учебного года пришел новый мальчик Антон. Адаптация прошла в легкой форме. Пробелов в знаниях по образовательной программе у Антона не было. В детский коллектив влился быстро. Спустя две недели, мама мальчика обратилась к воспитателю за разъяснениями по поводу конфликта между Антоном и Игорем другим мальчиком из группы. Воспитатель, сказала, что ни каких конфликтов между ребятами не возникало. На следующий день во время подвижной игры на прогулке Антона толкнули, и он упал, ударившись о стену веранды. На лбу появилась шишка. Ребенка осмотрела медсестра ДОУ, обработала рану, воспитатель позвонила маме и сообщила о случившемся. Через пол часа мама и папа Антона забрали его из детского сад, отвезли к врачу и после осмотра оставили дома на несколько дней, что бы понаблюдать за его состоянием. Утром следующего дня папа Антона пришел к заведующей детским садом и попросил разобраться в ситуации, высказав свои опасения по поводу того, что педагог плохо смотрит за детьми. Заведующая пообещала разобраться. Она поговорила с воспитателем, озвучила претензии родителей Антона. Попросила проявить к ребенку более пристальное внимание.
Через три дна Антон вернулся в сад. В этот же день он поссорился с Игорем. Воспитатель помогла мальчикам уладить возникший спор, но родителям ничего не сказала. Утром мама Антона сообщила педагогу, что ее сын рассказал о ссоре и сказал, что Игорь его ударил. А так же высказала свое мнение, что в группе царит агрессивная обстановка, дети постоянно дерутся и что она не намерена позволять делать из своего сына «боксерскую грушу». Она сообщила воспитателю, что будет приходить на прогулку и следить за тем чтоб ее сына никто не бил. В ответ воспитатель спросила: «Вы хотите что б я уволилась?» и заплакала. Мама Антона пошла к заведующей и поставила ее в известность о том, что намерена написать жалобу в министерство образования, т.к. ее никто в саду не слышит и не принимает мер по безопасности ребенка.
Комментарии: Антон единственный ребенок в семье. Папа военный, мама домохозяйка, занимается воспитанием сына. В раннем детстве Антон часто болел, поэтому редко посещал детский сад. Группа в которую пришел Антон – общеразвивающая. В группе есть дети с проблемами в поведении: один ребенок с гипервозбудимостью, еще один ребенок с проявлениями агрессивного поведения. Жалоб на педагога от других родителей до этого момента не поступало.
Задание:
Что является причиной возникшей ситуации?
Можно ли было избежать конфликтной ситуации?
Какие меры необходимо принять администрации ДОУ и воспитателю, чтобы избежать развития конфликтной ситуации?