СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Художественная литература как средство формирования эмоционально-оценочной лексики старших дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье художественная литература рассматривается как средство развития эмоционально-оценочной лексики старших дошкольников, акцентируется внимание на функциях художественной литературы, их характеристиках, а также представлены методические рекомендации по организации работы над художественными произведениями с целью формирования эмоционально-оценочной лексики у старших дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Художественная литература как средство формирования эмоционально-оценочной лексики старших дошкольников»

Новожеева Елена Александровна,

воспитатель ГУУ ЛДУУЯСКТ №76,

г. Луганск

[email protected]

Художественная литература как средство формирования эмоционально-оценочной лексики старших дошкольников


Аннотация: в данной статье художественная литература рассматривается как средство развития эмоционально-оценочной лексики старших дошкольников, акцентируется внимание на функциях художественной литературы, их характеристиках, а также представлены методические рекомендации по организации работы над художественными произведениями с целью формирования эмоционально-оценочной лексики у старших дошкольников.

Ключевые слова: художественная литература, функции художественной литературы, развитие речи дошкольников, эмоционально-оценочная лексика, старший дошкольный возраст.

Художественная литература – действенное, могучее средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений как никакое другое искусство. Художественное слово развивает мышление и воображение ребёнка, обобщает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Художественная литература является мощным средством развития речи дошкольников, с ее помощью у детей развивается способность замечать красоту и богатство русского языка. Дети понимают, что слово – это инструмент, с помощью которого можно не только передать информацию об окружающем видимом мире, но и выразить невидимое: эмоции, чувства, мысли. Особенно интересны детям произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, описываются игровые и жизненные ситуации, которые можно перенести в нашу повседневную жизнь. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей переживать, как свои, радости и горести героев, а также перенимать опыт героев и анализировать их поступки.

К познавательно-нравственным функциям художественной литературы можно отнести:

  • Активизацию и развитие воображения, образного мышления.

  • Расширение представлений об окружающем. Освоение и анализ моделей человеческого поведения в разных жизненных обстоятельствах.

  • Формирование эмоционально-ценностных установок по отношению к различным аспектам действительности, природному и рукотворному миру, миру человеческих отношений [1].

К эстетической функции художественной литературы относят:

  • Выделение в художественных произведениях средств художественной выразительности – эпитетов и метафор – и активное их применение детьми при пересказе сказок, описании предметов, игрушек, ответах на вопросы, сочинении новых вариантов окончания призведения;

  • Эмоционально выразительное чтение и рассказывание. С одной стороны, это заучивание и чтение отдельных стихотворений, с другой – участие в театральных постановках с индивидуальными ролями, сюжетных играх, требующими от детей интонационной и мимической выразительности, развитии актерских способностей;

  • Воспитание культуры чувств и переживаний (ребенок живет жизнью героев, сам как бы становится участником предаваемых событий, волнуется, переживает, радуется, грустит, сочувствует добру, осуждает зло) [3].

В системе задач по развитию речи детей дошкольного возраста словарная работа играет значимую роль. Слово обеспечивает содержание общения. Внеситуативно-личностный тип общения, складывающийся в возрасте 6-7 лет, характеризуется особым содержанием, мотивом и задачами, которые решаются различными средствами, но наиболее качественно и благоприятно для усвоения детьми - художественным словом. Значительное место среди них занимает эмоционально-оценочная лексика, обозначающая эмоции и чувства, внутренние переживания человека, его нравственные качества. В старшем дошкольном возрасте закладываются основы моральных ценностей общества, отношение к окружающим людям и их поступкам.

Проблему формирования эмоционально-оценочной лексики у дошкольников исследовали Е.А. Ставцева, М. М. Алексеева, В.И. Яшина, Е.А. Флерина и др.

Формирование эмоционально-оценочной лексики является важным условием эмоционального развития и нравственного воспитания. Фактически, человек познает окружающий мир через оценку, и практически все предметы могут стать объектами оценки. Оценка - одна из важнейших сторон интеллектуальной деятельности человека , которая находит свое отражение в языке. Процедура оценивания связана с умением переводить когнитивное в словесный план, т.е. создавать оценочное высказывание. Как показывают исследования Н.Б.Тихоновой, Г.А. Любиной, дети данным умением не владеют. Неумение объясняется тем, что естественная речевая среда не обеспечивает ребёнка в достаточной степени ни средствами выражения оценки, ни представлением о структуре оценочного высказывания, поэтому оценки детей шести-семи лет очень категоричны и двухмерны: хорошо/плохо, нормально/ненормально, люблю/не люблю и т.п. [5]. Эмоционально-оценочными могут оказываться слова, не имеющие никакого значения. Например, в ласкательных кличках, Пуль-Пультик, Монмуня (Гоголь Н. В. «Коляска»).

В старшем дошкольном возрасте оценочная лексика активно осваивается детьми на практике. Дети начинают понимать значение слов, обозначающих личностные характеристики (честный, скромный, заботливый, чуткий и др.) и активно применять их в разговоре. Задача педагога –доступно организовать работу над данной категорией слов. Причём сначала целесообразно разобрать имена прилагательные, а уже на их основе - имена существительные (честность, скромность, чуткость, заботливость), поскольку значения первых конкретнее и понятнее, чем значения вторых. Ориентиром для отбора таких слов могут быть словари (тезаурусы) наиболее частотных личностных черт, таких как добрый, честный, правдивый, спокойный, скромный, хвастливый, общительный, ленивый, равнодушный, хитрый, умный. Достаточно значимым для освоения эмоционально-оценочной лексики является анализ поступков литературных героев, их переживаний, мыслей и настроения, именно поэтому чтение литературных произведений необходимо включать во все режимные моменты и должны сопровождать практически все виды деятельности детей в дошкольном учреждении и вне его стен. Для этого обязательно информирование родителей и целевая работа с ними.

Содержание словарной работы в дошкольном возрасте прежде всего заключается в том, что первоначально необходимо наполнить словарь понятиями, обозначающими элементы присваиваемой ребенком культуры – материальной, интеллектуальной, соционормативной. Раньше всего, дети усваивают бытовой словарь; природоведческий словарь; обществоведческий словарь. И только потом – эмоционально-оценочную лексику: слова, обозначающие эмоции, переживания, чувства (грустный, веселый, задумчивый), качественную оценку предметов (хороший, плохой, отличный, негативный), слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, дорогуша, ларчик), образования синонимов (работать - вкалывать, горбатиться, засмеялись – захихикали, прыснули, захохотали); с помощью фразеологических оборотов (хлопот полон рот, бить баклуши); слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (пудовый - тяжелый); - лексику, обозначающую время, пространство, количество [2].

Художественные произведения призваны оживлять у детей забытые воспоминания, связанные с положительными эмоциональными состояниями, которые возникали у них при общении с близкими людьми, природой, относящиеся к событиям общественной жизни. Произведения должны иметь личностный смысл, их содержание должно давать возможность перенести в реальную жизнь как положительные примеры поведения, отношения между литературными героями, так и предостеречь от негативных последствий тех или иных действий, то есть стать, в определенном смысле, жизненным уроком («так я буду себя вести», «так я поступать не буду»), средством формирования умений адаптироваться к сложившимся условиям, общаться, понимать других людей.

С учетом этих требований нами были проанализированы произведения художественной литературы и отобран перечень текстов, согласно ФГОС, которые целесообразно использовать в работе по формированию эмоционально-оценочной лексики старших дошкольников.

Русский фольклор (песенки): «Уж ты, пташечка, ты залетная», «Как на тоненький ледок», «Никоденька-гусачок», «Уж я колышки тешу», «Ласточка- ласточка», «Как у бабушки козел», «Ты мороз, мороз, мороз», «По дубочку постучишь, прилетает синий чиж», «Ранним-рано поутру», «Грачи-киричи».

Русский фольклор (сказки):  «Финист – Ясный сокол», обр. А. Платонов, «Крылатый, мохнатый да масляный» обр. И. Карнауховой, «Хаврошечка» обр. А. Н, Толстого, «Заяц-хваста», обр. О. Капицы, «Царевна-лягушка», обр. М. Булатова,  «Кукушка» ненецк., обр. К. Шаврова, «Чудесные истории про зайца по имени Лек», «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовский.  

Поэзия. И. Бунин. «Первый снег», А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало» (из романа «Евгений Онегин»), «Зимний вечер» (в сокр.), А. К. Толстой «Осень, обсыпается весь наш бедный сад», М.Цветаева «У кроватки», С. Маршак «Пудель», С. Есенин «Береза», «Черемуха», И. Никитин «Встреча зимы», А. Фет «Кот поет, глаза прищурил», С. Черный «Волк», В. Левин. «Сундук», «Лошадь», Ф. Тютчев. «Зима недаром злится», А. Барто «Веревочка».  

Проза. С. Городецкий «Котенок», В. Орлов. «Ты скажи мне, реченька», Э. Успенский «Разгром»,  «Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Афанасьева «Докучные сказки»). Гоголь Н. В. «Коляска», В. Осеева «Заячья шапка», Н. Носов «Незнайка в Солнечном городе», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Вчера и сегодня».

Словарная работа на занятиях должна сочетаться с активизацией слов в разных видах деятельности, в широкой речевой практике. Целесообразно использовать такие формы работы, как:

1. Чтение, беседа о прочитанном, работа над оценочной лексикой, которая характеризует поступки литературных героев.

2. Специальные игры и упражнения, направленные на обогащение эмоционального опыта детей и развитие соответствующего словаря: например, «Облака», «Назови, не ошибись», «Маски» и др.

3. Беседы с детьми на нравственные темы (основная речевая задача – обогащение эмоционально-оценочной лексики).

4. Знакомство старших дошкольников с фразеологизмами, пословицами и поговорками, содержащими слова из оценочной лексики, работа над значением этих слов.

5. Рассматривание иллюстраций, анализ действий персонажей, их переживаний и настроения; отражение воспринятого в высказываниях.

6. Слушание музыки, определение её настроения, выражение своих эмоций по поводу услышанного в речи.

Важным аспектом работы над художественным произведением, являются вопросы, которые задаёт воспитатель, их содержание. Детям нужно дать возможность высказать то, что они почувствовали и поняли из прослушанного текста. Для них это очень важно, но в силу недостаточного опыта и лексики детям трудно это сделать.

Приведём примеры бесед воспитателя с детьми по произведениям художественной литературы с целью формирования у детей эмоционально-оценочной лексики.

Вопросы по «Рассказу о неизвестном герое» С. Маршака: Как можно назвать этого неизвестного героя? Какой он? (скромный). Как можно по-другому назвать неизвестного героя? (смелый, мужественный, доблестный, настоящий герой). В заключение делается вывод: нескромных, хвастливых людей не любят, а скромных уважают. Скромный человек не хвастает своими добрыми делами и поступками. Недаром в народе говорят: «скромность украшает героя»; «скромность каждому к лицу».

Наблюдения показывают, что дети редко используют в общении фразеологические обороты, так как редко слышат их и не понимают их значения. В качестве средств обогащения речи детей фразеологизмами выступают образная речь окружающих взрослых и художественное слово. В беседах по содержанию литературных произведений, фольклорных произведений разных жанров следует обращать внимание на образные выражения, поощрять употребление их детьми в активной речи. Прекрасным материалом в этом случае являются пословицы и поговорки. Важно, чтобы смысл пословиц и поговорок дети узнавали в живом общении или на примере повседневных бытовых ситуаций. Использование пословицы для раскрытия содержания художественного произведения – полезный и действенный прием для речевого развития детей. Он позволяет закрепить значения слов и расширить понимание идеи данного произведения. Например, можно использовать следующие пословицы: «Что посеешь, то и пожнешь» (к ненецкой сказке «Кукушка»); «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» (к сказке В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»); «Дружба заботой да подмогой крепка» (к сказке Сутеева В.Г. «Мешок яблок»).

Более сложным этапом формирования оценочной лексики, являются задания по составлению рассказов, например, «эмпатийное рассказывание». Ребёнок при этом должен уметь чувствовать эмоциональные состояния другого человека и реагировать на них соответственно. Например: пересказ в лицах сказки «Хаврошечка» обр. А. Н, Толстого, где повествующий от лица главной героини должен проникнуться ее судьбой, чтобы передать ее характер , чувства и эмоции. Также для развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста можно использовать дидактическую игру «Настроение » на примере изучения рассказа Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе»:

– Ребята, назовите имя талантливого поэта из Солнечного города. (Цветик) Правильно, он у нас самый романтичный, мечтательный, талантливый. А можно ли его назвать рассудительным? А гордым? Почему? (ответы детей) Он любит воображать, а какое бы у него было настроение?

– Внимательно рассмотрите картинки и поднимите ту, которая соответствует данной картинке.

– Какое бы у него было настроение, если на улице шёл дождь? (грустное)

– А как ещё можно сказать? (печальное, унылое)

– Стояла прекрасная солнечная погода (весёлое, радостное, озорное)

– Сверкала молния? (испуганное, сердитое, удивленное)

– Ребята, вам удалось очень точно определить настроение Цветика, которое соответствует погоде. Молодцы!

Таким образом, овладение эмоционально-оценочной лексикой выступает средством осознания и развития собственных эмоций и чувств, формирования представлений о нравственных качествах, налаживания социальных контактов с другими людьми. Произведения художественной литературы содержат важные многогранные вербальные формы, способные передать и объяснить маленькому слушателю чувства и мысли героев, а также являются «путеводителями» в различных жизненных ситуациях. При условии специально организованной работы над произведениями, можно достичь высоких результатов в овладении дошкольниками эмоционально-оценочной лексикой, обогащении словаря, развитии фонематического слуха. Художественная литература безусловно оказывает положительное влияние на развитие когнитивных процессов детей старшего дошкольного возраста, а также их нравственных качеств и оценочных суждений.



Список литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников/ М.М. Алексеева. - М.: АсадемА, 1997. - 400 с.

  2. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]. / URL: https://minobr.su/educations-standarts.html (дата обращения: 27.03.2019).

  3. Ставцева Е.А. Формирование эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста : дис. канд. пед. наук : 13.00.07 / Елена Анатольевна Ставцева; - Москва, 2002 . -198 c.

  4. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой /Оксана Семеновна Ушакова, Наталья Васильевна Гавриш. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 67с.

  5. Шуритенкова В.А. Обучение старших дошкольников оценке и оценочному высказыванию: автореф. дисс.на соиск. уч. степ. канд. пед. наук 13.00.07 / Вера Алексеевна Шуритенкова; Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург, 2003. – 23 с.

  6. Яшина В.И. Овладение эмоционально-оценочной лексикой старшими дошкольниками/ В.И.Яшина. – М.: Прометей, 2016. – 123с.