СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Кибербуллинг в современном мире»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Кибербуллинг в современном мире»»

Хроленок Мария Сергеевна,

социальный педагог

ГБОУ «Лицей «Олимп»

г.о. Харцызск» ДНР


на тему: «Кибербуллинг в современном мире»

Классный час в 9 классе


Цель:  ознакомить учащихся - подростков с опасностями, которые подстерегают их в Интернете;

- развивать критическое мышление в работе с информацией;

- профилактика правонарушений в сети;

- формирование представления о стратегиях эффективного поведения в случае столкновения с интернет-травлей.

Материалы и оборудование: мультимедиа - доска

Ход занятия

Вводное слово учителя: Как часто вы пользуетесь сетью? Что вам больше всего нравится в Интернете? Как ваши родители воспринимают ваши занятия\ времяпрепровождение в Интернете?

(ответы учащихся)

Учитель: Бурное развитие компьютерных технологий и широкое распространение сети Интернет открывает перед людьми большие возможности для саморазвития и общения. Сегодня количество пользователей российского сегмента сети составляет десятки миллионов людей, из них внушительная часть – дети и подростки. Но Интернет может быть не только кладезем возможностей, но и источником угроз.

Просмотр видео фильма https://vkvideo.ru/video-41197189_456240298

«Кибербуллинг: что это такое и как от него защититься»

Обсуждение фильма:

  1. Что такое «кибербуллинг»

Кибер-буллинг (cyber-bullying), подростковый виртуальный террор, получил свое название от английского слова bull — бык, с родственными значениями: агрессивно нападать, бередить, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить. В молодежном сленге является глагол аналогичного происхождения — быковать. О последствиях буллинга реального приходится слышать часто: сообщения о травмах, нанесенных сверстниками, попытки суицидов и трагические смерти.

Кибер-буллинг остается невидимым, а нанесенный им ущерб — нераспознанным. Но вполне реальным, несмотря на виртуальность этой проблемы.

2. Разбор словаря кибербуллинга: троллинг, флейминг, хейтинг, киберсталкинг, гриферство, диссинг, фрейпинг, аутинг,

Ответственность:

Если дискуссия в Сети выходит за рамки цивилизованного общения и резкие высказывания участников обусловлены скорее накалом эмоций, а не умышленным желанием опорочить другого, то усмирить перешедших границы дозволенного можно обратившись к модератору ресурса. Кроме того, правила поведения, нормы употребляемой лексики прописаны в соглашении, которое подписывает каждый пользователь, регистрируясь в сети или на сайте. Для нарушителей за невыполнение соглашения возможно наложение санкций со стороны администрации сайта.

Специфических законов, определяющих наказание за кибербуллинг, не предусмотрено, но в законодательстве Российской Федерации есть ряд статей которые можно использовать в случае выявления и подтверждения фактов травли в интернете. Для их применения важно выделить что именно лежит в основе проявлений кибербуллинга и обозначить юридическим термином.

За оскорбление предусмотрена гражданско-правовая или административная ответственность по статье 150 Гражданского кодекса.

Кроме того, предусматривается наказание за распространение о человеке недостоверных сведений, порочащих его честь и достоинство, высказывание ложных обвинений в обмане, каких-либо правонарушениях, недолжном поведении. В этом случае статья 152 ГК определяет подачу иска о защите чести и достоинства, а статья 128.1 Уголовного кодекса определяет наказание за клевету (умышленное распространение недостоверных сведений). Уголовная ответственность не предусмотрена, наказание налагается в виде штрафа размеры которого могут быть до пяти млн рублей.

Статья 282 УК РФ. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей, либо принудительными работами на срок от двух до пяти лет, либо лишением свободы на срок от трех до шести лет.

Работа в группах (дети объединяются в группы и выполняют задание, затем отвечают на вопросы и обмениваются информацией с классом)

ЗАДАНИЕ (группа 1)

Лиза пришла в новую школу, поначалу все было хорошо, у нее появились знакомые. Но неожиданно в социальной сети кто-то выложил ее фотографию, на которой Лиза во время урока ест шоколад. Фотография получилась смешная, и как только Лиза пришла в школу, все стали над ней насмехаться. Лиза перестала ходить в школу, говорит, что все ее там ненавидят.

Вопросы: Кто пострадал в этой ситуации? Кто поступил неправильно? Как вы бы поступили в данной ситуации?

ЗАДАНИЕ (группа 2)

Игорь 14 лет, он хорошо учится, занимается боксом. Выходя из школы после уроков, он встретил свою бабушку, которая расспросила его о школе, поправила шарф, а на прощание поцеловала. Эту сцену сняли на видео его одноклассники, поместили в социальную сеть и подписали «у Игоря новая подружка!». Когда Игорь узнал, кто это сделал, он сильно избил одноклассника, из-за этого его отстранили от участия в соревнованиях.

Вопросы: Как вы думаете, реальна ли эта история? Как чувствует себя Игорь? Кто пострадал в этой ситуации? Кто поступил неправильно? Как вы бы поступили в данной ситуации?

ЗАДАНИЕ (группа 3)

Марина, 39 лет. Моей дочери 12 лет. Как и многие подростки, она мечтает стать блогером, но еще не определилась с темой блога. Пробует снимать ролики о том, как она делает себе простые прически или девчачий макияж. Делает таймлапсы о том, как рисует. Снимает процесс приготовления бутербродов или «фирменной» яичницы.

Я не видела в этом ничего опасного. По-моему, это не самый плохой способ занять себя, такое своеобразное хобби — и в этом даже есть элемент творчества. Так я думала, пока мой ребенок в 12 лет не начал сидеть на диетах.

Наверное, это должно было сразу меня насторожить. Но дочь говорила, что решила вести здоровый образ жизни: отказаться от сладкого и мучного, больше гулять и все такое. Потом начались реальные проблемы с едой.

То она не ест какие-то продукты, то она не ест в определенное время, то она вообще ничего не ест, но при этом еда стала какой-то сверхценностью. Все это выглядело уже совсем не здорово. Мне было страшно, откровенно говоря, когда я видела, что за целый день мой ребенок съел только грейпфрут. Дважды в день она вставала на весы и страшно психовала, если хоть чуть-чуть поправилась. Доходило до истерик, во время которых она кричала: «Я поправилась! Я не хочу быть толстой!»

Я очень удивлялась и спрашивала: «Да кто тебе сказал, что ты толстая?», и однажды она мне показала, что пишут ей в личку. Тут у меня волосы на голове зашевелились. Я в своей жизни никогда не слышала таких оскорблений.

ЗАДАНИЕ (группа 4)

В школе, в девятом классе, учились две подруги, Лиза и Даша. Под большим секретом Лиза рассказала Даше, что ей нравится Дима из одиннадцатого класса. Даша не удержалась и рассказала об этом одной знакомой в социальной сети, и скоро это стало известно всем. Над Лизой стали смеяться, Лиза очень разозлилась и стала писать про Дашу всякие гадости в Интернете. Родители Даши обратились к классному руководителю и директору школы. В итоге Лиза была вынуждена перейти в другую школу.

Вопросы: Как вы думаете, реальна ли эта история? • Кто пострадал в этой ситуации? Кто поступил неправильно в данной ситуации?

Подведение итогов.

Учитель вместе с детьми формулирует как себя вести в киберпространстве и как реагировать на буллинг в сети интернет. Вот несколько советов для преодоления этой проблемы:

1. Не спеши выбрасывать свой негатив в кибер-пространство. Советуйся со взрослыми, прежде чем отвечать на агрессивные сообщения. Прежде чем писать и отправлять сообщения, следует успокоиться, утолить злость, обиду, гнев.

2. Создавай собственную онлайн-репутацию.

3. Храни подтверждения фактов нападений. Если тебя очень расстроило сообщение, картинка, видео и т.д., следует немедленно обратиться к родителям за советом, сохранить или распечатать страницу самостоятельно, чтобы посоветоваться со взрослыми.

4. Если ты стал очевидцем кибер-буллинга, правильным поведением будет: а) выступить против агрессора, дать ему понять, что его действия оцениваются негативно, б) поддержать жертву — лично или в публичном виртуальном пространстве предоставить ей эмоциональную поддержку, в) сообщить взрослым о факте некорректного поведения в кибер-пространстве.

5. Не стоит игнорировать агрессивные сообщения, если письма неизвестного вам отправителя систематически содержат угрозы. В этом случае следует скопировать эти сообщения и обратиться ко взрослым и к правоохранительным органам. Если оскорбительная информация размещена на сайте, следует сделать запрос к администратору для ее удаления.