Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) школа-интернат № 9
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
С. Падинское
Конспект классного часа
в 6 классе
« В защиту живого!»
Классный руководитель
6 класса
Ткаченко М.Г.
Классный час: «В защиту живого!».
Цель: воспитание гражданской позиции к охране и сохранению всего живого на Земле, побуждать детей к бережному, экономному расходованию ресурсов.
Задачи:
Образовательная: формировать представления о том, что растения и животные нуждаются в охране и защите;
Коррекционно – развивающая: развивать внимание, мышление, координацию движений, связную речь, обогащать словарный запас детей.
Воспитательная: воспитывать любовь, бережное отношение к природе
и проявлять заботу и внимание ко всему живому.
Оборудования: две корзинки: красная и зеленая; звуки леса, птиц, плакат из ватмана, фотографии животных и птиц.
Ход занятия:
Орг. момент. Игра «Приветствие».
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний классный час принесет нам всем радость общения. Сегодня на классном часе, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
Сообщение темы.
Классный руководитель:
Опять черемуха в цвету,
Сбежались ландыши гурьбою.
Свою земную красоту
Природа дарит нам с тобою.
Ты оглянись, ты окунись
В ее рассветы и закаты,
В ее лесные ароматы-
И до Земли ей поклонись.
Наша прекрасная, бесценная жизнь.… Наша прекрасная русская природа. Они полны поэзии и прелести, волнуют каждого человека, любящего все живое на Земле. Ведь именно все живое дарит нам радость, душевное спокойствие, здоровье. А потому мы все сегодня должны относиться ко всему живому исключительно бережно, трогательно, с сердечной заботой и любовью.
Сегодня мы будем говорить о природе, о бережном отношении к природе, о ее защите.
- Что такое природа?
- За что мы любим природу?
А теперь вернемся в большую природу. Вспомните, как мы относимся к деревьям и кустарникам? Можно ли обижать птиц? Почему нельзя их обижать? Как надо заботься о птицах?
Но ведь природа – это и леса, и луга, и реки, и горы, и все, что там живет и растет. Давайте поговорим о лесе. Мы говорим: «Лес – это наше богатство».
- Что растет в лесу?
- Кто живет в лесу?
Да, лес – это и чистый свежий воздух, и влага, и строительный материал. Лес – это и дрова. Лес – это и ягоды, и грибы, и орехи. Поэтому лес нужно беречь и охранять.
Но не все по-настоящему любят и берегут природу. Есть люди, которые вырубают ценные деревья, убивают редких животных. А сколько вреда приносят лесу туристы! Ломают ветки деревьев, рвут цветы, оставляют после себя мусор, жгут костры и забывают или не хотят их затушить, отчего может возникнуть пожар. А после пожара лес долго бывает мертвым.
Классный руководитель: Да, прекрасно было бы жить в сказочном мире природы наяву, как в зеленом уголке, светлом, добром и красивом. Словом, как в сказке!
-Ребята, сейчас мы с вами поедем в лес, но он не простой, а сказочный.
-Вы хотите в сказочный лес?
Дети: Да.
Классный руководитель: И так.… В некотором царстве, в некотором государстве в самом светлом и самом добром, жили самые добрые мальчишки и девчонки. И все они любили живое на Земле. И сами излучали свет, тепло и мир в своей жизни. И был в этом государстве сказочный лес. Вот мы и пришли в сказочный лес. Посмотрите, как ярко светит солнышко, зеленеет травка, поют птицы, воздух прозрачен и чист. Как здесь хорошо. Давайте с вами повторим правила поведения в лесу:
- не шуметь!
- не бегать!
- не ломать веточек!
А вот и пенечки, давайте на них сядем и послушаем пение птиц
(Слушают пение птиц, записанное на диске).
-Ребята, а вы любите животных и птиц?
Вдруг-меняется музыка, вступает запись печальная, затем быстрая и тревожная, звучит гром. Выходит Лесная Красавица
Классный руководитель: Ой, смотрите, кто - то к нам идет. Кто же это?
Лесная Красавица: Я Лесная красавица.
Классный руководитель: А почему ты такая грустная?
Лесная Красавица: Туристы, которые приходили в мой лес, не убрали за собой мусор, жгли костер, рубили деревья, включали громко музыку. И от этого всего все звери и птицы убежали, а лес потерял свои краски, все стало белое и черное
Классный руководитель: Может, быть, мы тебе поможем? Поможем ребята?
Лесная Красавица: Хорошо, но вам придется выполнить много заданий. Вы справитесь?
Классный руководитель: Ребята, поможем?!
Игра: «Спасем нашу Землю вместе»
Каждая команда должна нарисовать за отведенное время (5 мин.) экологический плакат. Участникам раздаются фломастеры и ватман. Каждая команда должна нарисовать свой идеальный мир-каким бы она хотела его видеть, кто из растений и животных должен населять, в каких условиях они должны жить, каково место человека в этом мире, как люди относятся к своим меньшим братьями себе подобным. Затем каждая команда излагает свой проект
Конкурс «Сложи пословицу». Каждой команде выдаются конверты с разрезанными карточками, на которых написаны пословицы. Участникам за отведенное время нужно правильно собрать карточки с пословицей.
Жизнь дана // на добрые дела.
Доброе дело // само себя хвалит.
Много воды - // много травы.
Растение - // земли украшение.
Срубили кусты - // прощай птицы.
Увидел скворца - // весна у крыльца.
Классный руководитель: Молодцы, ребята, справились с заданием. (Дети прощаются с Лесной Красавицей). Пойдем дальше.
(Слышат голос плачущего зайчика). Что это с ним? Зайчик поранил лапку. Дети, как можно помочь зайчику?
(Повторение лекарственных растений. Подвести детей к решению ситуации. Выяснить, какое лекарственное растение поможет зайчику (подорожник).
Игра: «Кто где живет»
Каждый участник игры вырезает или рисует пять картинок самых разных домашних или диких животных-зверей, птиц, рыб, насекомых, земноводных и др. В игре используются фотографии животных.
На доске вывешивают плакат, на котором изображена река, лес, болото, луг, горы, море, льдина в море, огород, дом и т.д. Под каждым из этих объектов имеется карман. Игроки подходят по очереди к плакату и размещают своих животных в места их обитания.
Классный руководитель проверяет правильность размещения животных и объявляет победителя в данном конкурсе
Итог классного часа.
- А как мы можем защитить природу? (собрать семена, покормить зимой птиц, пользоваться экономно природными ресурсами, не загрязнять воды и почву) - Помните! Спасение природы – дело человека во имя спасения самого же человека.
Ребята у меня знаки Охраны природы. Что они обозначают? (нельзя шуметь в лесу, разводить костер в специально отведенных местах, не оставляй мусор в лесу, нельзя рубить деревья).
-Какими еще правилами поведения на природе вы можете дополнить список? -Я предлагаю вам поработать в парах и создать еще по одному знаку. - Дополните уголок своими знаками и расскажите, что они обозначают. - Давайте решим задачу: Человек примерно в день употребляет 2 литра воды. Сколько литров употребит человек за неделю?
2·7=14 (л) употребит человек за неделю
- А представьте, сколько литров 1 человек употребит в год? А за 10 лет? А все жители Земли? А сколько литров воды мы тратим понапрасну! Человек должен разумно относиться к природе . Узнать о красоте нашего мира, научиться понимать природу, возвысить свою душу помогут книги, рассказывающие о живой природе . Знакомство с книгами выставки.
За нежные рассветы, багряные закаты,
Сверкающие молнии-небесные раскаты,
За тайны все природные,
За недра плодородные,
Что матушка-Земля веками там хранит.
За капельки росы хрустальные,
За облака печальные.
За шум весеннего дождя, ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ я!
Узнать о красоте нашего мира, научиться понимать природу, возвысить свою душу помогут книги, рассказывающие о живой природе . Знакомство с книгами выставки.
Вы должны всегда помнить слова М.М. Пришвина «Охранять природу – значит охранять Родину».
Всем спасибо!