Классный час
2 класс
Подготовила и провела
учитель начальных классов
ГОУ ЛНР «Штеровская СШ»
Северченко Татьяна Созоновна
Цели:
Образовательные.
Познакомить с историей возникновения огня, профессией пожарного
Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
Развивающие
Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
Развивать творческие способности школьников.
Воспитательные
Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.
Практические
Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.
Задачи:
Ознакомить с основными причинами пожаров, с первичными средствами пожаротушения;
Учить соблюдать правила пожарной безопасности;
Обучать действиям при возникновении пожара;
Воспитывать личность, готовую к созидательной деятельности и нравственному поведению.
Ход классного часа
Уч. Сегодня тему нашего занятия вы назовете сами. Для этого вам надо отгадать загадку:
Без крыльев, без рук и без ног, а вверх поднимается. (Дым.)
Я, кудрявый, я мохнатый
Я зимой над каждой хатой,
Над пожаром и заводом,
Над костром и пароходом.
Но нигде-нигде меня
Не бывает без огня. (Дым.)
Уч. Ну, догадались о чем мы говорить сегодня на классном часе?
(Ответы детей)
Да, правильно, о пожарах. Точнее о профилактике возникновения пожаров. В народе говорят, что дыма без огня не бывает. Вот и пожар не может возникнуть сам по себе, а по вине человека. Много горя и слез он приносит. Если разбушевался, то уничтожает все, сеет смерть. (Смотрим видеоролик о пожаре. https://ya.ru/video/preview/11450292848340231324 )
Уч. Но ведь пожар легче предупредить, чем потушить. Поэтому сейчас мы с вами вспомним правила противопожарной безопасности.
1. Телефон пожарной службы - 01
Огонь и дым со всех сторон,
Нам срочно нужен телефон.
Простые цифры набирай
И адрес точный называй.
2. Никогда не забывайте включенный утюг
и другие электроприборы
Мишке любимому девочка Мила
Погладить штанишки однажды решила.
Утюг незаметно от мамы включила
И вскоре о нём совершенно забыла.
Нагрелся утюг, загорелись штанишки…
Пожар уничтожил игрушки и книжки.
***
Если прибор невзначай заискрился,
Греть перестал или вдруг задымился,
То побыстрее его выключай!
Только потом до конца выясняй,
Что же случилось и как же с ним быть,
Можно ли этот прибор починить.
Будет включённым прибор оставаться –
Очень опасно к нему прикасаться:
Или получишь тока удар,
Или от искры начнётся пожар.
Так что ты времени зря не теряй
И из розетки прибор выключай!
Выдернул вилку? –
Тогда всё в порядке,
Смело теперь устраняй недостатки!
3. Спички - не игрушки для детей!
***
В зажигалке или спичке -
Огонёчек – невеличка
Просит: «Поиграй со мной,
Я ведь робкий и ручной».
Но плохая он игрушка:
Подожжёт диван, подушку,
Книжки, стол, ковёр, обои,
И большой пожар устроит.
Что запомнить мы должны?
Спички детям не нужны!
***
Ростом невелички -
Маленькие спички.
Только трогать спички,
Не имей привычки!
Ребята, вам твердят не зря!
Играть со спичками нельзя!
Огонь опасен, к сожалению,
Для всех людей без исключения!
4. Будь внимателен у костра!
***
У костра играли дети.
Куртка вспыхнула на Пете.
Заметался он с испугу,
Но помог Никита другу:
Петю на бок повалил
И водой его облил…
Забросать землёй пришлось,
Чтобы пламя унялось.
5. Нельзя баловаться с фейерверками в квартире.
Предложил однажды Рома
Фейерверк устроить дома
Из двенадцати ракет,
Пока мамы с папой нет.
Рома взял ракеты в руки,
Я поджёг четыре штуки.
Не пришлось повеселиться –
Оба мы лежим в больнице.
Обожгли носы и щёки.
С фейерверком шутки плохи!
6. Не зажигай настоящих свечей на елке!
Свечи ёлку украшают -
Огоньки на ней мигают.
Вдруг схватился огонёк
За серебряный флажок.
Разом вспыхнули иголки,
Пять минут – и нету ёлки!
А ведь всех предупреждали,
Чтоб свечей не зажигали!
7. Не зажигай сам плиту!
Скучно маму ждать с работы,
Очень хочется компоту.
В кухню Юленька вошла,
Под кастрюлей газ зажгла.
Час прошёл – кипит кастрюля,
Испугалась наша Юля.
Мало сделалось воды,
Так недолго до беды…
Уч. Вот и отлично. Правила противопожарной безопасности мы повторили. Я очень рада, что вы их знаете.
(В класс заходит незнайка. В его руках большая пачка спичек.)
- Ой, а кто это к нам пожаловал?
Незнайка. Это же я. Дети, вы меня узнали?
Дети. Да. Тебя зовут Незнайка.
Незнайка. А смотрите, что я вам принес! (Показывает коробку со спичками) . Сейчас как жахнем!
Дети. А что там у тебя?
Выбегают девочки
Девочки. А мы спички. И хотим вам сказать, что детям спички трогать нельзя
Частушки
У Матрены нашей дома
Отличился сын Ерема.
Он со спичками шалил
И квартиру подпалил.
Говорю я: "Тетя Маша,
Осторожнее с огнем.
Керосиновая лампа
Может подпалить весь дом.
Зина печку раз включила,
Ну а выключить забыла,
Чтоб пожара не навлечь,
Выключай-ка, Зина, печь.
Если включим телевизор,
А потом еще, еще.
Может это заискриться,
Это вовсе не смешно!
При пожаре, при пожаре,
Знает каждый гражданин,
Первым делом при пожаре
Набирают … (01)
(Заходит мальчик в костюме огня)
Огонь. А, вот вы где, мои подружки. Раз дети взяли спички, значит мы их сейчас проучим. Поджигайте скорее школу.
Уч. Послушай, огонь, не надо школу палить. Дети все о тебе знают. И спички без разрешения не берут.
Огонь. Хорошо, если отгадают загадки , то я вас прощу.
Желанный гость вместо конфет дрова ест. Что это, а, дети? (Огонь.) Да, это я. Угадали.
Сколько ни ест- никогда сытым не бывает. (Огонь.)
С языком, но не лает,
Без зубов, а кусает.
И шипит, и злится,
А воды боится. (Огонь.)
Рыжий зверь в печи сидел
Рыжий зверь на вас смотрел.
Он от злости ел дрова,
Может час, а может два. . (Огонь.)
Огонь. Да, да. Я такой. У-х-х…
Уч. Подожди, огонь. Наши дети знают, что бываешь не только злым, но и добрым.
Огонь. Да, но сейчас я еще злой.
Уч. А наши дети хотят тебе показать танец .
Танец огня.
(Дети в красных костюмах танцуют танец) под мелодию https://ya.ru/video/preview/17630852558915662906
Огонь. Молодцы, я уже успокоился.
Уч. Действительно, дети, огонь очень опасен, но только тогда, когда люди проявляют беспечность.
Огонь. А на самом деле я давний помощник человека. С моей помощью осуществляется много полезных дел. Я верно служу людям в ежедневном быту и на производстве. А вы знаете, какую я приношу пользу?
(Выходят дети)
- Без огня нет жизни на земле, он нужен везде: в домах, в школах, на заводах
- Огонь плавит руду, помогает людям получать металл.
- Огонь, зажженный на далеком Олимпе , несут спортсмены, когда открывают олимпиаду.
- Огонь- это наш символ. Люди склоняют головы перед Вечным огнем возле памятников погибшим героям.
Ученик 1.
Нам без добро огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надежно дружит с нами,
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя поднимает будто флаг.
Ученик 2.
Всем огонь хороший нужен,
И за то ем почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет.
Ученик 3.
Нам без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он товарищ наш и друг,
Без него мы как без рук.
Ученик 4.
Добрый всем огонь нам нужен,
Честь ему за это и хвала.
Приготовить добрый ужин
Мама вовсе б не могла.
Уч. Будьте осторожны с огнем, внимательно читайте инструкции и памятки пользования электроприборами. У нас в школе тоже есть такой стенд. Изучайте его и делайте выводы.
На противопожарную тематику существует много различной литературы. В том числе и для детей. А вы знакомы с этой литературой?
Сейчас мы с Огнем проверим вас и проведем викторину.
Викторина
Угадайте из каких произведений эти строчки и назовите автора.
Море пламенем горит
Выбежал из моря кит.
- Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите! (К. Чуковский «Путаница»
Тили, тили, тили бом!
Бежит курочка с ведром.
Бежит курочка с ведром,
Заливает кошкин дом! (С.Маршак «Кошкин дом.»)
Пламя сменяется дымом, угаром,
Гонит насос водяную струю.
Женщина плача подходит к пожарным
- Девочку, дочку спасите мою! (С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»).
4. Приоткрыла дверцу Лена,
Соскочил огонь с полена.
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Пробежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам,
Стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок… (С.Маршака «Пожар».)
5. Что за дым над головой?
Что за гром над мостовой?
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда,
Из огня спасает дом… (С. Михалков «Дядя Степа»)
Уч. Я рекомендую вам сходить в нашу библиотеку и взять книги ( на стенде выставка книг: Б. Житков «Пожар в море», «Дым»,»Пожар», Л.М.Толстой «Пожар», «Пожарные собаки», С.Михалков «Дядя Степа».
Уч. А сейчас поиграем.
Игра «Добавлялки»
1-й слайд.
Может быть беда большая
Для построек и людей.
Возле дома и сарая
Разжигать огонь … (не смей)
2-й слайд
Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те ….. (отнять)
3-й слайд
Выпал на пол уголёк,
Деревянный пол зажег,
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его … (водой).
4-й слайд
Ленту гладила Анюта
И увидела подруг.
Отвлеклась на три минуты
И забыла про … ( утюг).
Тут уж дело не до шутки!
Вот, что значат три минутки!
Ленты нет, кругом угар
Чуть не начался … ( пожар).
Уч. Молодцы, хорошо поработали.
Какие рекомендации вы еще подготовили?
Не суши над газом штаны после стирки,
А то от штанов останутся дырки.
Не отключив электроприбор,
Можно остаться без новеньких штор.
Шторы сперва задымят, а потом
Вместе со шторами вспыхнет весь дом.
Запомнить и взрослым необходимо:
Чаще в пожарах гибнут от дыма! (Вместе).
Как вы понимаете пословицы?
7. Вопросы для викторины.
Учитель. Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы усвоили сегодняшний урок.
1) Какие вещи разрешается развешивать на электропроводах?
2) Какие гвозди можно забивать между проводами?
3) Какой тканью можно окутывать электрическую лампочку?
4) Какими обоями разрешается оклеивать провода?
5) В какой руке водитель автомобиля должен держать сигарету, проезжая по деревянному мосту?
6) С какой стороны нужно разжигать костер в ветреную погоду?
(На все вопросы ответ отрицательный. Этого вообще делать нельзя.)
Итог занятия.
Учитель. С огнем нужно быть предельно осторожным. Когда он используется в управляемой ситуации, он очень помогает в жизни, и многие процессы невозможны без него. Но в руках безответственных людей огонь становится очень опасным.