СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Уважение. Взаимопомощь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный классный час раскрывает понятия "уважение" и "взаимопомощь". Может быть использован как урок ОРКСЭ.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Уважение. Взаимопомощь"»

Классный час в 3 классе

«Уважение. Взаимопомощь»


Цель:

1. Воспитание нравственных качеств, необходимых для жизни в обществе, уважения к людям.

2. Формирование норм и правил поведения в общении друг с другом и со взрослыми людьми.

3. Развитие умений анализировать, обобщать полученную информацию, делать выводы.

Задачи:

- раскрыть содержание понятия «уважение»;

- раскрыть содержание понятия «взаимопомощь»;

- показать важность и необходимость наличия этих качеств у человека;

- развивать коммуникативные навыки: умение слушать, формулировать и высказывать свои мысли, умение рассуждать;

- расширять кругозор, обогащать словарь, формировать умение анализировать, делать выводы.

Оборудование: текст басни Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек», компьютер, видеоролик «Длинные ложки» о взаимопомощи, листы для кластера, два набора картинок по теме, клей, таблички с понятиями на доске «уважение», «взаимопомощь», сигнальные карточки с ответами «да» и «нет», карточки «светофоры».

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашем занятии. Меня зовут Инга Владимировна. На нашей встрече мы обсудим разные, интересующие вас вопросы, проблемы, ситуации.


2. Вводная часть. Сообщение темы и цели занятия.

Предлагаю нашу встречу начать с отгадывания загадки:

Если ты её подаришь,

То счастливей каплю станешь.

Она мигом обернётся,

И к тебе скорей вернётся.

Грусть она прогонит махом,

Словно фея крыльев взмахом.

На неё ты не скупись,

С каждым ею поделись.

И на праздник на большой

Поважней она любой

Хоть конфетки, хоть открытки.

Говорим мы об .....

-Кто догадался? Что же это за таинственное явление?

- Да, ребята, это улыбка!

- А вы сегодня улыбались? Давайте улыбнемся друг другу. Улыбнитесь всем, кто вокруг вас. Ой, как стало светло вокруг, правда?

Тему нашей встречи сегодня я не хочу сразу называть. Давайте попробуем сформулировать ее вместе.

-Послушайте, пожалуйста, рассказ Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек».

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.

Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: — Что ты это делаешь, Миша?

А Миша и говорит: — Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

-Почему было принято решение кормить деда отдельно?

-Какой урок преподали родители сыну этим поступком?

-Какой урок преподал сын родителям?

-А только ли старых нужно уважать?

-Так о чем мы сегодня поговорим?


-А сейчас прошу вас посмотреть на экран. (Видеоролик «Длинные ложки»)

-Почему на скале люди выглядели изможденными?

-Почему они не могли поесть, ведь у них были ложки?

-Можем ли мы сказать, что люди были не только голодными, но и злыми, жестокими?

-Как им все же удалось поесть?

-Каким словом можно назвать действия людей, когда они помогают друг другу?

-Прочитайте тему нашей встречи на доске. «Уважение. Взаимопомощь»

-Сегодня нам предстоит ответить на следующие вопросы:

Что такое «уважение» и кто его заслуживает?

Что такое «взаимопомощь» и кому нужно помогать?

Связаны ли уважение и взаимопомощь между собой?

Как вы думаете, какой вопрос будет итоговым, т.е. самым главным?


3. Основная часть.

-Давайте будем разбираться, что же это такое: уважение и взаимопомощь.

-Я предлагаю вам поработать в группах.

Давайте вспомним правила работы в группе.

(Не выкрикивать, не спорить, т.к. каждый имеет право на свое мнение и т.д.)

-Вам предложены листы с понятиями «уважение» и «взаимопомощь», и наборы картинок. Ваша задача, из предложенных ситуаций выбрать те, которые помогут вам сформулировать определения. Будьте внимательны при выполнении задания.

-Итак, первая группа, представьте нам результаты своей работы: что такое уважение?

-Все согласны?

Уважение – это доброжелательное отношение к человеку. Это когда ты готов оказать ему помощь.

-Теперь давайте ответим на вопрос: кто заслуживает уважения?

-Что в людях достойно уважения?

Упражнение «Мое мнение»

-Ребята, а вы хотите, чтобы к вам относились с уважением? Нам важно узнать мнение каждого из вас. Возьмите сигнальные карточки (да - нет) и с их помощью выскажите свое мнение.

-Всегда ли вы уважительно относитесь к окружающим?

-А если вы не всегда относитесь с уважением к окружающим, вправе ли вы требовать уважения к себе?

-Ребята, каждый человек достоин уважения. Слово «уважать» образуется от слова «важный». Без других людей, которые нас учат, лечат, возят в транспорте, делают нам игрушки, выращивают овощи, готовят пищу, никто из нас не сможет прожить. Каждый человек важен на Земле. Уважать – значит признавать и выражать эту важность любого человека.

-А сейчас я предлагаю выступить второй группе и рассказать, что такое взаимопомощь.

Взаимопомощь – оказание помощи другим людям.

-Давайте ответим на вопрос: кому нужно помогать?

-Всякий ли человек заслуживает помощи?

-А только ли людям нужно помогать? (Еще животным, растениям, т.е. природе.)

-А если вы никому ни разу в жизни не помогли, вправе ли вы рассчитывать на помощь других?

-Ребята, а вам кто-то помогает?

-В чем?

-А кому помогаете вы? Как?

-И мы снова приходим к выводу, что каждый человек, живущий на планете, важен и заслуживает помощи.

-И у нас остался последний, самый важный вопрос: связаны ли уважение и взаимопомощь между собой?

Посмотрите, пожалуйста, на наши определения, которые вы составили и ответьте на вопрос. Свое мнение обоснуйте.

Упражнение «Займи позицию»

-Как вы считаете, возможно ли уважение без взаимопомощи и взаимопомощь без уважения?

Займите позицию, которую вы считаете верной. (По разные стороны зала закреплены таблички «Да» и «Нет»)

-Каждый из вас сделал свой выбор. Правильный он или нет, мы судить не в праве.

-Занимайте, пожалуйста, свои места.


4. Итог занятия. Рефлексия.

Сегодня на нашем занятии мы обсуждали, что такое уважение и взаимопомощь, и связаны ли эти понятия между собой. Мы пришли к выводу, что эти понятия между собой связаны и емко их можно сформулировать так: относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе.

-Ребята, а сейчас возьмите «сигнальные светофоры» и ответьте на мои вопросы.

-Была ли эта тема интересной для вас? (Красный – неинтересно, Зеленый – интересно, Желтый – не всегда интересно.)

-Узнали вы что-то новое на нашем занятии? (Красный – нет, зеленый – да.)

Была ли наша встреча для вас нужной, полезной, важной? (Красный – нет, зеленый – да, желтый – не все было полезным.)

-Я хочу раздать вам памятки, которые мне хотелось бы, чтобы стали девизом вашей жизни.

Уважая других – Ты себя уважаешь,

Унижая других – Ты себя унижаешь,

Помогая другим – Ты себе помогаешь,

Защищая других – ты себя защищаешь,

И прощая других – Жизнь себе упрощаешь!

И совсем по-другому себя ощущаешь!

-Всем спасибо за работу на занятии. До новых встреч!