Методическая разработка классного часа
"Вежливые слова".
Цель: познакомить обучающихся с основами вежливого общения, как друг с другом, так и со взрослыми людьми;
побудить задуматься над причинами необходимости вежливого общения и последствиями несоблюдения норм общения.
1.Беседа -Кто такой вежливый человек?
2.Тест «Правила вежливости»
1)Вспомни «волшебные слова»
А) напиши, какие ты знаешь слова приветствия:
Б) напиши слова благодарности:
____________________________________________________________________________________________________________________________________В) Какие знаешь слова извинения. Напиши.
2) Верные ли следующие утверждения? Исправь ошибки.
А) Выходя из автобуса, мальчик должен пропустить девочку вперед.
Б) Если мальчик в дверях встретился с девочкой, он должен побыстрее пройти вперед, чтобы не мешать ей.
В) Если девочка несет тяжелую сумку – не мешай, не отвлекай её.
3. Вспомни, как нужно вести себя за столом. Допиши правила.
А) Не клади _________________ на стол.
Б) Перед едой ____________________
В) Не вытирай губы _______________________, пользуйся
____________________________________________________________
3. Подведение итогов теста. Обсуждение.
4. Слова «Этика» и «Этикет»
Этика - это учение о нравственности и морали, правильном и достойном поведении, это сложившееся представление о том, что хорошо и что плохо. Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хорошо они или дурны, правильны или неправильны.
Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми.
5.Игра «Как мы знаем этикет»
-Я прочитаю вам отрывок стихотворения, в котором описаны неверные действия героя. Вы должны сказать, чего нельзя делать.
В классе «умный» ученик
Взял изрисовал дневник,
Стены тоже красить стал,
Стул ногою раскачал,
Дверь открыл пинком ноги.
Что неверно? Помоги!
Ответы:
-Нельзя рисовать в дневнике и на стенах в школе.
-Нельзя качаться на стуле.
-Нельзя открывать ногой дверь
-А какие вы еще знаете Правила поведения в школе?
-Нельзя бегать на переменах!
-Нельзя списывать!
-Нельзя обижать тех, кто младше!
-Нельзя болтать на уроках и есть!
6. Игра «Словарь вежливых слов»
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…(«спасибо»)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит …(«Добрый день»)
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы… («Спасибо»)
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь…(«Здравствуйте»)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим … («Прости, пожалуйства»)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят…(«До свидания»)
Если друг встречает друга,
Жмут друзья друг другу…(руку)
На приветствие в ответ
Каждый говорит …(«Привет!»)
Если с другом иль с подругой
Долгою была разлука,
Мы при встрече говорим:
«Сколько лет и сколько…(зим)
Если повстречался с кем-то,
По законам этикета,
Чтоб беседа в гору шла,
Спрашиваем: «Как …(дела?)»
Старшим людям не грубите
И не панибратствуйте,
Им при встрече говорите
Не «Привет!», а («Здравствуйте!»).
Наш мир от зла устал.
Чтоб он добрее стал,
Нам говорить не лень
При встрече: «Добрый …(день!)»
7. Игра-презентация «Вставь словечко!»
Девочка встретила учительницу и поздоровалась: «…»
Миша уходил от друга и сказал ему: «…», а его родителям: «…»
Когда Света узнала, что Тамару Андреевну положили в больницу, она позвонила ей и спросила: «…?»
В буфете Игорь нечаянно толкнул Олесю и произнес: «…»
8. Игра «Правила поведения на уроках»
Правила проговариваются, дети хлопают, когда согласны, и топают, когда не согласны.
-На контрольных не списывай у двоечников.
-Списывай только у отличников!
-Старайся сидеть на первой парте.
-Тогда после звонка на перемену ты первым добежишь до буфета!
-Не пиши на партах всякую чепуху
-А пиши только самое главное, например: «Спартак» - чемпион!», «Мишка – дурак!», «Кто здесь сидит, того люблю – кладите в парту по рублю!»
-Содержи свои тетрадки в чистоте.
-Лучше в них ничего не писать, а то на чем же ты будешь играть в крестики-нолики или в морской бой?
9. Игра «Правила поведения на перемене»
-Бережно обращайся с учебниками.
-Помни: это твое главное оружие в школьной драке! А развалившимся учебником очень неудобно бить по голове!
-Всегда пропускай девочку вперед!
-Сзади ее гораздо удобнее дергать за косичку!
-Не обижай ребят из младших классов.
-Они такие ябеды!
10. Подведение итогов классного часа.