СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час: Здоровая еда - на пользу всегда

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час: Здоровая еда - на пользу всегда

Просмотр содержимого документа
«Классный час: Здоровая еда - на пользу всегда»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« НИКОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

учитель ОБЖ Фомочкина В.В.

Классный час "Здоровая еда - на пользу всегда" Цели: развитие знаний учащихся о здоровом питании, его влияние на здоровый образ жизни, ответственное отношение к своему здоровью. Дорога к здоровью через правильное питание. Задачи: 1. Развитие у учащихся представлений о здоровой пище, как одной из важнейших жизненных ценностей. Формирование представления о роли здоровой пищи и правильном питании в сохранении и укреплении собственного здоровья. 2. Обобщение имеющих знаний о роли правильного питания как одной из составляющих здорового образа жизни. 3. Расширение представлений учащихся о различных пищевых веществах (белках, жирах, углеводах), их роли и значении для организма, также роли витаминов и минеральных веществ. 4. Развитие умения оценивать характер своего питания, его соответствие понятию «рациональное», «здоровое», «правильное» Основные понятия темы: здоровое питание, рациональное питание, здоровый образ жизни, привычки, правильное питание, пирамида питания, белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества. Формы и методы реализации темы: самостоятельная работа учащихся, работа в группах, дискуссия, обсуждение, презентация, мини-проект. I. Введение. В настоящее время существует более 300 различных определений здоровья, а оно зависит от многих факторов, в том числе и от здорового и правильного питания. - Сегодня на нашем занятии мы поговорим о здоровье. - Прочтите высказывания. Как вы их понимаете? 1. Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья. (А. Шопенгауэр) 2. Здоровье – это не все, но все – ничто без здоровья. ( Соломон) II. Беседа-дискуссия о влиянии пищи на здоровье. - От чего зависит здоровье человека? (Ответы учащихся) - Здоровье человека на 25% зависит от наследственности (свойство организма повторять от поколения к поколению сходные природные признаки), на 25 % от условий жизни, 50 % - это вклад самого человека – его образа жизни. - Как вы думаете, на какие факторы мы можем повлиять, а что изменить невозможно? (Ответы учащихся) - Давайте вместе с вами попробуем сформулировать правила здорового образа жизни. (Ответы учащихся - спорт, питание, свежий воздух, режим дня, хорошее настроение, образ жизни, состояние окружающей среды и др. ) - Существует ли связь между питанием и здоровьем? Какая? (Говорят дети). - Молодцы! Мы выбираем из этого списка слово питание, хотя и другие правила ЗОЖ играют тоже большую роль. И сейчас поговорим о еде или о нашем питании. III.Рассказ учителя - понятие «питание» и его значене для здоровья. - Питание – процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для построения и возобновления клеток и тканей тела, восполнения энергетических затрат, поддержания жизни, здоровья и работоспособности. Еда, пища, питание… Эти слова мы произносим довольно часто. Накануне нашего классного часа мы проводили анкетирование, и в анкетах был вопрос, что же такое питание? На основании ваших ответов можно сделать вывод, что еда – это топливо, на котором работает наш организм. Надо грамотно подходить к выбору продуктов. Они должны быть не только вкусными, но, прежде всего, полезными. Это важно для каждого человека, но особенно для вас, детей и молодых людей.

Дело в том, что к концу жизни будет поздно об этом заботиться. Хотя обычно так и получается: когда человеку уже нельзя есть и того, и другого, и третьего, когда выясняется, что чуть ли не половина продуктов ему вредна, он вдруг начинает усиленно интересоваться вопросами питания. Не надо забывать, что природа очень мудра. В процессе эволюции (развития) в человеческом организме выработалась система разумного соотношения между пищей как источником жизненной энергии, с одной стороны, и расходом этой энергии, с другой. Недостаточно лишь получать приятные вкусовые ощущения, утолять чувство голода. Мы должны дать организму все необходимое для нормальной жизнедеятельности клеток и тканей. “Уметь есть”, “уметь питаться”, как ни странно, умеют немногие. А между тем, это необходимо каждому. “Уметь есть” - это не только уметь владеть столовыми приборами и не брать пищу руками. “Уметь есть” - это значит питаться правильно, необязательно изысканно, но умеренно, сытно и в определенное время. - С древних времен люди понимали огромное значение питания для здоровья. Выдающийся ученый Востока Авиценна считал пищу источником здоровья, силы, бодрости, а русский физиолог Мечников И.И. полагал, что люди преждевременно стареют и умирают в связи с неправильным питанием и что человек, питающийся рационально, может жить 120-150 лет. - Питание обеспечивает важнейшую функцию организма человека, поставляя ему энергию, необходимую для покрытия затрат на процессы жизнедеятельности. - Одна из важных задач формирования здорового образа жизни связана с правильным питанием. - Как вы понимаете слова «правильное» питание? (Ответ учащихся). IY. Рассказ учителя. Правильное питание - умеренное, разнообразное, полноценное Правильное питание – важный компонент здорового образа жизни, в значительной степени зависящий от самого человека. Знания о правильном питании помогают организовать свой рацион таким образом, чтобы полностью обеспечить организм необходимыми питательными веществами и сохранить здоровье. Пища должна быть полезной и питательной. Известный русский публицист и литературный критик Д.И. Писарев уверял: «Измените пищу человека, и весь человек мало-помалу изменится». Чтобы правильно питаться, нужно выполнять два условия: умеренность и разнообразие. Умеренность питания. Древним людям принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живем, чтобы есть». Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают все переваривать. Здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания. Современный рацион питания большинства людей отличается большим потреблением продуктов, содержащих много углеводов. Результат – переедание и ожирение. «Умеренность – союзник природы», – говорил древнегреческий врач, отец медицины Гиппократ. Да, питание должно быть умеренным, но разнообразным и полноценным. Разнообразное и полноценное питание. Ни один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать ( мед, гречка, геркулес, изюм, масло). Другие помогают строить организм и сделать его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи). А третьи – фрукты, овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают организму расти и развиваться ( ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы). Пища должна содержать витамины! Свежие овощи и фрукты, мед, курага, орехи, изюм, гречка, овсянка, пшено – вот продукты, повышающие жизнедеятельность организма. Необходимо включать их в свой рацион. А хлеб из муки мелкого помола, макароны, сосиски, колбасы, жареный картофель лишены большей части биологически активных веществ. Такой рацион понижает жизнедеятельность организма.

Вывод учителя. Итак, правильное питание является непременным условием хорошего здоровья, высокой работоспособности. А неправильное питание значительно снижает защитные силы организма, ведет к преждевременному старению и может способствовать возникновению многих заболеваний, т. к. ослабленный организм подвержен любому отрицательному воздействию. Так, например, обилие сладкой, пряной, острой и жирной пищи отрицательно сказывается на организме. Известно, что рак желудка широко распространен в тех странах, где едят много жаренного и часто готовят на жире, оставшимся на сковороде от предыдущего приготовления пищи. Перекиси, содержащиеся в прогорклых жирах, могут быть канцерогенными (вызывающими рак). Такое питание способствует преждевременному старению кожи и провоцирует опасные заболевания. Древние греки, например, мало болели, но долго жили? Отчего же им так везло? (Пищу ели растительную, мясо употребляли мало, табака не знали, вино пили разбавленным, много двигались). Сегодня мы с вами познакомимся с интересной формой характеристики продуктов питания. Y. Работа учащихся с Пирамидами питания. Анализ продуктов питания на основе данных Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует. Рекомендации ВОЗ построены по принципу светофора: Зелёный свет — еда без ограничений — это хлеб грубого помола, цельные крупы и не менее 400 г в сутки овощей и фруктов. Желтый свет — мясо, рыба, молочные продукты(только обезжиренные) и в меньшем количестве, чем «зеленые» продукты.

Красный свет — это продукты, которых нужно остерегаться: сахар, масло, кондитерские изделия. Чем реже вы употребляете такие продукты, тем лучше. Полноценное и правильно организованное питание — необходимое условие долгой и полноценной жизни, отсутствия многих заболеваний. Вы видите Пирамида здорового питания, рекомендованную Всемирной Организацией здравоохранения. Давайте посмотрим, из чего она состоит (демонстрация интерактивной Пирамиды питания) или работа учащихся с карточками (изображение Пирамиды питания). Учитель показывает на каждый ярус пирамиды, дети называют, какие продукты питания нарисованы на каждом ярусе пирамиды.

Пирамида питания или пищевая пирамида — схематическое изображение принципов здорового питания, разработанных диетологами. Продукты, составляющие основание пирамиды, должны употребляться в пищу как можно чаще, в то время, как находящиеся на вершине пирамиды продукты следует избегать или употреблять в ограниченных количествах. «Пирамида питания» в виде равнобедренного треугольника, разделённого горизонтально на 4 части. В основании пирамиды нарисованы крупы и хлебобулочные изделия; на втором уровне – овощи и фрукты; на третьем – молочные продукты, мясо, рыба; на четвёртом (вершина пирамиды) – сахар, соль, сладости.

В основании пирамиды, разработанной Гарвардской школой общественного здоровья под руководством американского диетолога Уолтера Виллетта, лежат физическая активность и достаточное потребление жидкостей, предпочтительней в виде минеральной воды. Основание собственно пирамиды питания содержит три группы продуктов: овощи и фрукты, цельнозерновые продукты — источники так называемых «длинных углеводов» (неочищенный рис, хлеб грубого помола, макаронные изделия из цельнозерновой муки, каши), и растительные жиры, содержащие полиненасыщенные жирные кислоты (оливковое масло, подсолнечное, рапсовое и другие). Продукты из этих групп следует по возможности употреблять с каждым приёмом пищи. При этом доля овощей и фруктов распределяется следующим образом: 2 порции фруктов (около 300 г в день) и 3 порции овощей (400—450 г).

На второй ступени пирамиды находятся белоксодержащие продукты растительного — орехи, бобовые, семечки (семена подсолнуха, тыквы и др.) — и животного происхождения — рыба и морепродукты, мясо птицы (курятина, индюшатина), яйца. Эти продукты можно употреблять от 0 до 2-х раз в день.

Чуть выше расположены молоко и молочные продукты (йогурты, сыр и т. д.), их употребление следует ограничить одной-двумя порциями в день. Людям с непереносимостью лактозы следует заменить молочные продукты на препараты, содержащие кальций и витамин D3.

На самой верхней ступени пирамиды находятся продукты, употребление которых следует сократить. К ним относятся животные жиры, содержащиеся в красных сортах мяса (свинине, говядине) и сливочном масле, а также продукты с большим содержанием так называемых «быстрых углеводов»: продукты из белой муки (хлеб и хлебобулочные изделия, макаронные изделия), очищенный рис, газированные напитки и прочие сладости. С недавних пор в последнюю группу включают и картофель из-за большого содержания в нём крахмала, в первоначальной версии пирамиды картофель находился на самой нижней ступени вместе с цельнозерновыми изделиями.

Нет в пирамиде витаминно-минеральных комплексов, поскольку современные продукты питания не покрывают потребностей большинства людей в витаминах и биологически значимых элементах.

При выборе продуктов опираться на пирамиду питания, разработанную ВОЗ, которой придерживается весь мир. Согласно этой пирамиде, питание должно базироваться на зерновых продуктах и крупяных изделиях, которые являются источником энергии. Если же вы не очень любите есть каши, то выходом может стать цельнозерновой хлеб.

Таково соотношение продуктов, которые следует включить в ежедневный рацион. Продукты в основании пирамиды – главные элементы питания. На ее вершине то, можно потреблять понемногу

VI. Анализ особенности питания детей, учащихся. Каждый компонент питания несёт свою пользу организму ( составление плана-конспекта учащимися во время объяснения учителем - самостоятельная работа учащихся). Сложные формы углеводов, запас которых необходим ребенку, включают себя - сладкий чая, варенье и кондитерские изделия, хлебобулочные изделия, каши (овсянка зарекомендовала себя лучше всех), макароны, свежие овощи, из фруктов предпочтительны яблоки, богатые клетчаткой и пектином. Остальные углеводы лучше распределить на промежуточные приемы в течение школьного дня: фруктовые напитки, чай, кофе, булочки, печенье, конфеты обеспечат постоянное поступление свежих порций глюкозы в кровь и будут стимулировать умственную активность школьников. Главная функция, которую выполняют углеводы в организме – снабжение энергией. Углеводы составляют значительную часть растительной пищи. Важнейшие представители углеводов – сахар, крахмал.

Второй по значимости компонент пищи, нужный для удовлетворения энергетических потребностей школьников,— это жиры. Жиры – это, прежде всего источник энергии, а также жиры растительного происхождения участвуют в дыхании клеток, принося в них кислород. Совсем без жиров нельзя — они необходимы для работы печени, всасывания многих витаминов, сжигания запасов жира; но жира должно быть в пище не более 25% от суточной калорийности; в жирном мясе, молоке, жареных продуктах и сдобном тесте содержатся вредные жиры, в морепродуктах и растительных маслах — полезные;

Белки — это основной материал, который используется для построения тканей и органов ребенка. Белки отличаются от жиров и углеводов тем, что содержат азот, поэтому белки нельзя заменить никакими другими веществами. Школьники 7—11 лет должны получать в сутки 70—80 г белка, или 2,5—3 г на 1 кг веса, а учащиеся 12—17 лет — 90—100 г, или 2 −2,5 г на 1 кг веса. Дети и подростки — юные спортсмены, имеющие повышенные физические нагрузки (в том числе и участники туристских походов), нуждаются в увеличении суточной нормы потребления белка до 116—120 г в возрасте 10—13 лет и до 132—140 г в возрасте 14—17 лет.

Особенно важно для растущего организма ребенка включение достаточного количества белка. Белки животного происхождения должны составлять не менее 60-65% от общего количества белка в зависимости от нагрузки и условия жизни ребенка. Потребностям детского организма в наибольшей степени соответствует молочный белок, так же как и все остальные компоненты молока. В связи с этим молоко должно рассматриваться как обязательный, не подлежащий замене продукт детского питания. Для детей школьного возраста суточная норма молока — 500 мл. При дефиците белка у детей нередко отмечаются нарушения функции коры головного мозга, снижается трудоспособность, легко возникает переутомление, ухудшается успеваемость. В питании детей школьного возраста большое место должны занимать продукты, богатые белком: яйцо, мясо, рыба, орехи, овсяная, гречневая крупа.

С самого рождения маленький гражданин питается молоком. Материнское, коровье, козье молоко – замечательный, вкусный и полезный напиток, настоящий эликсир роста. Этот напиток придумала сама природа. В нём есть все полезные и питательные вещества, необходимые детскому организму, чтобы быстрее расти и правильно развиваться. Ежедневно в школьном меню необходимы молочные и кисломолочные продукты (творог, йогурт, молоко), яйца, мясные и рыбные продукты. При подборе продуктов нельзя не считаться с тем, что дети нуждаются в легкоусвояемой пище, ведь переваривающая способность их пищеварительных соков слаба. Молочные продукты – основные источники минеральных веществ, витаминов, белков, жиров, молочного сахара, ферментов. Предпочтение следует отдать кисломолочным продуктам, благоприятно действующим на пищеварение. Особенно, если ребенок страдает дисбактериозом и у него отмечается непереносимость цельного молока. Молочная кислота и другие бактерицидные вещества, содержащиеся в кисломолочных продуктах, подавляют рост болезнетворных микробов. Например, применение в жаркое время напитка «Бифидок» приводит к снижению заболеваемости дисбактериозом.

- Хлеб – полезный продукт, недаром его всегда ставили на Руси в центр стола и считали главным блюдом. Этот продукт содержит большинство необходимых человеку питательных веществ. Он является богатым источником клетчатки, способствующей правильному обмену веществ. Хлеб лучше употреблять ржаной или с отрубями, так как в нем содержится на 30% больше железа, вдвое больше калия и второе больше магния, чем в белом хлебе. В пищевом рационе школьника должна присутствовать в необходимых количествах клетчатка — смесь трудноперевариваемых веществ, которые находятся в стеблях, листьях и плодах растений. Она необходима для нормального пищеварения.

Овощи — это продление жизни, необходимый источник витаминов и микроэлементов. В овощах содержится клетчатка и пектиновые вещества, которые играют важную роль в нормализации процессов пищеварения. А от того, как работает наш пищеварительный тракт, зависит наше здоровье и долголетие. Содержание белков в овощах невелико, исключение составляют бобовые (горох, фасоль, соя), в которых содержится до 20% белка, приближающегося по своему аминокислотному составу к животному белку. Овощи являются источником витаминов С, А, группы В. Овощи также содержат большое количество минеральных веществ, органических кислот, эфирных масел, фитонцидов, дубильных и других веществ. Большинство овощей содержат соли калия, микроэлементы (железо, медь, кобальт, цинк и др.), так необходимые организму для поддержания жизнедеятельности. В качестве гарнира лучше использовать не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту).

Все знают, что фрукты полезны. В них содержатся углеводы, которые мы можем употреблять без вреда для здоровья, заменяя ими сладости. В косточковых плодах (абрикосы, персики, вишни) содержится много глюкозы и сахарозы, в семечковых (груши, яблоки) — фруктозы. Во всех фруктах много витаминов и минеральных веществ, ценность которых обусловлена их хорошей усвояемостью. В персиках, бананах и абрикосах содержится большое количество калия, который так необходим для работы нашего сердца. Источником железа в сочетании с аскорбиновой кислотой (железо в этом сочетании лучше усваивается) являются яблоки, груши, сливы. Пищевые волокна представлены во фруктах пектинами, которые нормализуют микрофлору кишечника, подавляя гнилостные процессы, выводят токсические вещества.

В рационе до 50% должно быть сырых овощей и фруктов. При этом надо иметь в виду, что овощи и фрукты надо включать каждый раз и обязательно употреблять до еды, но не после. Употребление фруктов и овощей после еды способствует длительной задержке пищевых масс, усиливает процесс брожения, что впоследствии может привести к хроническим заболеваниям органов пищеварения.

Ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуются в организме человека, и не накапливаются, а поступают только вместе с пищей. Вот почему ягоды, овощи и фрукты должны быть в рационе ребенка регулярно. Это интересно! Слово «витамин» придумал американский учёный Казимир Функ. Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо людям. Соединив латинское слово vita («жизнь») с «амин», получилось слово «витамин». Детям 11 – 12 лет необходимо съедать в день 600-700 г овощей и фруктов.

Для нормального функционирования мозга необходимы фосфор, сера, медь, цинк, кальций, железо и магний. Фосфор и фосфорные соединения способствуют образованию клеток мозга, сера нужна для насыщения их кислородом. Витамин мозга – витамин Е, а также: витамины В1, В2, В6. В связи с этим вам будет полезно знать, какие продукты питания содержат выше перечисленные микроэлементы, витамины. Это: картофель, петрушка, мята, хрен, говядина, мозги, морковь, капуста, сельдерей, огурцы, вишня, смородина, сухофрукты, яичный желток, крыжовник, виноград, печень, кисломолочные продукты, грибы, масло оливковое, апельсины, горох, малина, клубника, соевые бобы, ботва репы, пророщенная пшеница, хлеб из муки грубого помола.

Рыба и морепродукты — это здоровая пища. Белок рыбы хорошо усваивается, из него строятся наши клетки. В жирных сортах рыбы (лосось, сельдь, сардины) есть жирные кислоты Омега-3 и Омега-6, которые сжигают лишний жир. В любой рыбе много витаминов и микроэлементов.

Большое внимание требует обеспечение учащегося полноценным завтраком. Правильный завтрак - однако, не все знают, какой завтрак наиболее ценен для школьника. Помимо сладкого чая, варенья и кондитерских изделий, в утренний завтрак школьников должны обязательно входить хлебобулочные изделия, каши (овсянка зарекомендовала себя лучше всех), макароны, свежие овощи, из фруктов предпочтительны яблоки, богатые клетчаткой и пектином. Утром организм ребенка усиленно расходует энергию, поэтому завтрак должен содержать достаточное количество пищевых веществ и калорий для покрытия предстоящих энергозатрат. Он должен обязательно содержать горячее блюдо, творожное, яичное, мясное, крупяное. Каша – наиболее подходящее блюдо для завтрака. Она содержит наибольшее количество питательных веществ, которые легко усваиваются нашим организмом. В состав обеда следует включать максимальное количество овощей, в том числе сырых. Ужин в основном состоит из молочных, крупяных, овощных, творожных и яичных блюд, перед сном не рекомендуется блюда из мяса или рыбы, так как богатая белком пища действует возбуждающе на нервную систему ребенка и медленно переваривается. Дети при этом спят беспокойно и плохо отдыхают за ночь.

Пища – единственный источник, с которым ребенок получает необходимый пластический материал и энергию. Нормальная деятельность головного мозга и организма зависит в основном от качества употребляемой пищи. Родителям полезно знать о том, что «трудный» характер ребенка часто является результатом нерационального питания, что правильное питание улучшает умственные способности, развивает память у детей и таким образом облегчает для него процесс обучения.

YII.Игра -« Какая пища разрушает здоровье, а какая укрепляет?»

Вывод по рекомендациям о питании - работа в группах Учащиеся разделены на 2-е группы, одна группа выбирает полезные продукты, вторая группа выбирает неполезные продукты. Разложить листочки с названиями продуктов на две группы из данного списка (написать названия продуктов на отдельные листочки - рыба, кефир, пирожное, геркулес, подсолнечное масло, морковь, мороженное. лук, капуста, яблоки, груши, чипсы, пепси, фанта, жирное мясо, торты, «Сникерс», шоколадные конфеты, сало, сосиски, картофель, колбаса, варенье, печенье, мясо жаренное, мясо варённое, груши, сливочное масло.)

Предположительное деление ребятами продуктов на следующие группы: Полезные продукты

Рыба, кефир, геркулес, подсолнечное масло, морковь, лук, капуста, яблоки, груши, мясо варённое, груши.

Неполезные продукты

Чипсы, пепси, фанта, жирное мясо, торты, «Сникерс», шоколадные конфеты, сало, мясо жаренное, мороженное, пирожное.

YIII,Золотые ПРАВИЛА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ:

1.Ребенок должен есть разнообразные пищевые продукты. Ежедневный рацион ребенка должен содержать около 15 наименований разных продуктов питания. В течение недели рацион питания должен включать не менее 30 наименований разных продуктов питания;

2.Ребенок должен питаться не менее 4 раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо. В питании всё должно быть в меру, главное – не переедайте;

3.Учащиеся в первую смену в 7:30—8:30 должны получать завтрак (дома, перед уходом в школу), в 11:00—12:00 — горячий завтрак в школе, в 14:30—15:30 — после окончания занятий — обед в школе (обязательно для учащихся групп продленного дня) или дома, а в 19:00—19:30 — ужин (дома);

4.Учащиеся во вторую смену в 8:00—8:30 должны получать завтрак (дома), в 12:30—13:00 — обед (дома, перед уходом в школу), в 16:00—16:30 — горячее питание в школе (полдник), в 19:30- 20:00-ужин (дома);

5.Следует употреблять йодированную соль;

6.В межсезонье (осень — зима, зима — весна) ребенок должен получать витаминно-минеральные комплексы, рекомендованные для детей соответствующего возраста;

7.Для обогащения рациона питания школьника витамином «С» рекомендуем обеспечить ежедневный прием отвара шиповника;

8.Прием пищи должен проходить в спокойной обстановке;

9.Если у ребенка имеет место дефицит или избыток массы тела (эти сведения можно получить у медицинского работника школы), необходима консультация врача, так как в этом случае рацион питания ребенка должен быть скорректирован с учетом степени отклонения физического развития от нормы;

11. Рацион питания школьника, занимающегося спортом, должен быть скорректирован с учетом объема физической нагрузки;

12. Пища должна быть натуральной;

13.Не варить те продукты, которые можно съесть в сыром виде. Процесс приготовления пищи должен проходить так, чтобы сохранить в продуктах максимум питательных веществ, поэтому лучше готовить пищу на пару, варить или тушить; от жареной пищи лучше отказаться;

14.Рекомендуется употреблять пищу, состоящую на 15 −20% из белков, на 20 −30% из жиров, на 50- 55% из углеводов, содержащихся в овощах, фруктах, злаках, орехах;

15.Ешьте в одно и то же время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма;

16. Перед приемом пищи сделайте 5-6 дыхательных упражнений животом;

17. Еда должна быть тёплой, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо.

18. Тщательно пережёвывать пищу, не спешите глотать;

19. За день должны выпивать не менее одного - полутора литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков.

21. Пять не: не есть перед сном; не есть копчёного, жареного и острого; не есть всухомятку; не есть много сладостей; не перекусывать чипсами, сухариками и т. п.

20. Пища плохо усваивается (нельзя принимать): Когда нет чувства голода. При сильной усталости. При болезни. При отрицательных эмоциях, беспокойстве и гневе, ревности. Перед началом тяжёлой физической работы. При перегреве и сильном ознобе. Когда торопитесь. Нельзя никакую пищу запивать. Нельзя есть сладкое после еды, так как наступает блокировка пищеварения и начинается процесс брожения. IX. Демонстрация таблицы с результатами анкетирования учащихся – анализ таблицы по результатам анкетирования всего класса Таблица результатов анкетирования учащихся

Вопросы анкеты

Полные ответы

Ответы – «да»

Ответы – «нет»

1. Для чего человек потребляет пищу?




2. Перечислите основные продукты питания, которые вы употребляете?




3. Из каких блюд состоит ваш завтрак?




4. Сколько раз в день вы кушаете?




5. В какой период суток вы больше всего съедаете пищи?




6. Перечислите любимые вами блюда и продукты?




7. Перечислите нелюбимые вами блюда и продукты?




8. Какую пищу вы больше любите: жаренную, варённую, копчённую, солёную, сырую, тушённую?




9. Любите ли вы тёплую пищу?




10. Любите ли вы горячую пищу?




11. Какая пища полезнее: жаренная, варённая, копчённая, солёная, сырая, тушённая




12. Перечислите, какие вещества должна содержать полезная пища?




13. Какие продукты содержат много белков?




14. Перечислите продукты, которые содержат много витаминов?




15. Пьете ли вы отвар ягод шиповника?




16. Какие напитки вы любите?




17. Сколько видов продуктов приблизительно за сутки вы съедаете?




18. За сколько минут вы съедаете обед?




19. Нравиться вам разговаривать вовремя еды?




20. Разговариваете ли вы во время приёма пищи?




Вопросы анкетирования учащихся по питанию: 1. Для чего человек потребляет пищу? 2. Перечислите основные продукты питания, которые вы употребляете? 3. Из каких блюд состоит ваш завтрак? 4. Сколько раз в день вы кушаете? 5. В какой период суток вы больше всего съедаете пищи? 6. Перечислите любимые вами блюда и продукты? 7. Перечислите нелюбимые вами блюда и продукты? 8. Какую пищу вы больше любите: жаренную, варённую, копчённую, солёную, сырую, тушённую? 9. Любите ли вы тёплую пищу? 10. Любите ли вы горячую пищу? 11. Какая пища полезнее: жаренная, варённая, копчённая, солёная, сырая, тушённая? 12. Перечислите, какие вещества должна содержать полезная пища? 13. Какие продукты содержат много белков? 14. Перечислите продукты, которые содержат много витаминов? 15. Пьете ли вы отвар ягод шиповника? 16. Какие напитки вы любите? 17. Сколько видов продуктов приблизительно за сутки вы съедаете? 18. За сколько минут вы съедаете обед? 19. Нравиться вам разговаривать вовремя еды? 20. Разговариваете ли вы во время приёма пищи? X. Итоговая беседа с учащимися Слова учителя. Давайте вместе с вами сделаем выводы: 1.Какие продукты питания из этих списков полезны для нашего организма, а какие нужно употреблять ограниченно или лучше вообще не употреблять? 2.Какой должна быть здоровая пища? 3.Что нового вы сегодня узнали? 4.Какие выводы для себя сделали? 5.Возвращаемся к одному из первых вопросов нашей встречи. Существует ли связь между питанием и здоровьем? Какая? XI. Презентация о питании - просмотр учащимися XI.Дегустация и защита блюд, приготовленных учащимися совместно с родителями предположительно - (Защита мини-проектов по приготовленным блюдам) XII.Итог занятия. Слова учителя. Помни всюду и всегда: для твоего здоровья Полноценная еда – важнейшее условие! Сегодняшнее занятие мне хотелось бы закончить словами: «Одно только поколение правильно питающихся людей возродит человечество и сделает болезни столь редким явлением, что на них будут смотреть как на нечто необыкновенное».