Колокольные
звоны на Руси
Звук запускается щелчком, после чего автоматически выходит название звона, а по его завершению выводится тема урока.
Звук металлического била (Афон) длится 48 сек начиная с этого слайда и заканчивается либо по истечении времени, либо через 2 слайда – в зависимости от скорости просмотра.
Била и колотушки
Как только люди научились добывать металлы и сплавы (а бронза была одним из самых ранних тому примеров), нетрудно было заметить, как сильно и продолжительно звучат металлические пластины от удара (а голос бронзы был особенно красив).
В начале появились БИЛА
(от слова «бить»)
И били в них вот
такими молоточками.
(колотушками)
Так созывали на богослужения, или какие-либо другие важные события, до появления колокола.
Легенда о появлении колокола
Возникновение колоколов
Китайский колокольчик времен династии Чанг 16-11 в. до н.э., диаметр 50 см
Ассирийский колокольчик, высота 8 см. Эпоха Саламанасера II, 860-824 гг. до н.э.
Dotaku - древние ритуальные японские колокола
Среди бронзовых предметов VI-V веков до Р. Х. колокольчики и бубенцы встречаются уже во множестве — древнееврейские и древнегреческие, скифские и этрусские.
Возникновение колоколов
Ассирийский колокольчик, VI в. до н.э.
Терракотовый колокольчик,
VII в. до н. э. Греция.
Древние колокольчики клепали из листов металла. Позднее, с изобретением литья, их стали отливать. Но традиция клепаных колокольчиков сохранилась кое-где до сих пор, в основном, в изготовлении колокольчиков для животных.
Колокол из Геркуланума. I в. н.э., высота 17,2 см.
От XI века пришли первые документальные свидетельства о колоколах на Руси.
Первое летописное свидетельство об отливке колоколов в Москве датируется 1346 годом.
Историческая справка
Било (до XV в)
Медь, бронза + серебро
IV век – кампаны (по названию провинции в Италии, где они появились)
Колокол – от старинного русского слова «коло», что означает «круг», «чаша».
С IX века колокола появляются в России.
Изготовление формы для колокола. Отливка колокола. Иллюстрации к «Энциклопедии» Ж.Л.Даламбера и Д.Дидро. Вторая половина XVIII в.
Литье колоколов на заводе Оловянишниковых в Ярославле. М.Я.Виллие
Настоящее:
Литьё колоколов – это целое искусство!
Нужно провести много очень точных расчётов, для того, чтобы получить определённый звук.
Устройство колокола
- хомут
- корона
- голова
- поясок
- талия
- звуковое кольцо
- губа
- устье
- язык
- заплечики
Прошлое
Поднятие колокола
НАСТОЯЩЕЕ
Перед тем, как поднять колокол,
его освещают.
Колокола созывали народ на народные собрания, пожар. Собирали воинов на войну. Возвещали о победе над врагом.
Колокольный звон был неотъемлемой частью православного богослужения!
Праздничным звоном сопровождались венчание на царство, воинские победы, царское бракосочетание, рождение наследника, и другие важные события в жизни страны.
Колокола призывали людей к единению.
Так продолжалось до 1917 года…
И
Вставка рисунка
… грянула Революция…
Храмы взрывали…
Колокола сбрасывали с колоколен и разбивали…
К 1917 году в России было несколько сот тысяч колоколов общим весом более 250 000 тонн!
В «колокольной компании» 1920 – 1930-х г. почти все они были уничтожены.
В течение всего нескольких лет в плавильных печах погибло всё то, что создавалось веками гением народа, многими поколениями мастеров.
А ведь как отдельные колокола, так и колокольные наборы, формировавшиеся веками, представляли художественную, культурную и духовную ценность!
Сегодня колокола возвращаются на колокольню
Колокола вновь сопровождают жизнь человека.
Радостно и звонко звонят они на крещение и венчания.
Грустным звоном отправляют в последний путь.
Сопровождают важные и значимые события в жизни нашей страны.
Такие, как День Победы, интронизация Патриарха,
инаугурация Президента.
Для колоколов стали строить специальные помещения — звонницы. Звонницы представляли собой деревянные щиты под навесом, куда прикреплялись наборы колоколов разного размера.
А еще люди начали возводить колокольни, которые поднимались выше остальных домов, и поэтому звон с них был особенно хорошо слышен. Главным на звоннице считался звонарь. Это мастера своего дела. Он должен владеть не только звонарной техникой, но и иметь хороший слух.
У каждого колокола свой неповторимый голос, от самого низкого, до самого высокого.
ТИПЫ КОЛОКОЛОВ
Большой
(благовестник), низко звучащий басовый колокол задает темп звону. Его удары редки и размеренны, поскольку тяжелые языки с их огромной инерцией лишь незначительно поддаются усилиям звонарей и сохраняют период своих качаний практически неизменным (впрочем, опытным звонарям удается бить в один край или даже пропускать удар).
Средние
колокола своим звучанием заполняют промежутки между ударами большого и образуют основной рисунок звона.
«Щелчок» по кнопке переводит к слайду с подробным описанием. Звук воспроизводится «по щелчку» на значок. Стрелка переводит к содержании презентации.
Мелкие
, зазвонные завершают его мелодико-ритмическую фигурацию.
Колокола. Звания и звоны
МАЛЫЕ КОЛОКОЛА
Народные имена колоколов:
Благовест – ритмично ударяют
в 1 колокол
Трезвон – звон, при котором
Медведь
ударяют в разные колокола
Лебедь
одновременно в 3 приёма с
Глухой
Переспор
паузами.
Широкий
Карноухий
Перезвон – удары в разные колокола
Немчин – по месту происхождения
поочерёдно. Обычно от
Годунов – по имени жертвователя
большого колокола к
малым
Набат – сигнальный, тревожный звон
в один «всполошный» колокол
Три вида колоколов в храме:
Погребальный звон – скорбный
Большие (благовестники)
звон от малых колоколов к
Средние колокола
большим
Малые – подзвонные, зазвонные
подзвонные
зазвонные
СРЕДНИЕ
украшают основной звон
- по звуку
Большие колокола
- по форме
ЧАСОВЫЕ
БУДНИЧНЫЕ
ПОЛИЕЛЕЙНЫЕ
ПОСТНЫЕ
ВОСКРЕСНЫЕ
БЛАГОВЕСТНИК
36
Звучащие картины
И. И. Левитан
«Вечерний звон»
Слайд построен таким образом, чтобы второй щелчок открыл репродукцию целиком, а третий запустил аудиофрагмент и анимацию.
С момента начала звука и до его окончания презентация работает АВТОМАТИЧЕСКИ, потому
не нужно ничего переключать (это может нарушить логику построения дальнейшей беседы)
После завершения музыки:
все 4 линии выводятся одним щелчком, но каждая область цвета (окружность) – выделяется отдельно, что позволит в спокойной беседе соотнести насыщенность цветового тона и насыщенность звучания групп колоколов, создав проблемно-поисковую ситуацию.
« Вечерний звон»
сл. И.Козлова
муз. народная
исп. трио «Реликт»
Цветы – фоновое изображение. После завершения урока нужно вывести на монитор финальный текст.
С уважением, Власенко Наталья Анатольевна
МОУ ООШ № 9
г. Борисоглебск, Воронежская обл.
2010 – 2011 уч.год
Спасибо
за прекрасную работу!