СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплекс упражнений "Читаем вместе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый комплекс упражнений «Читаем вместе», направлен на коррекцию дислексических ошибок  у младших школьников с ОНР.

Составитель представленного материала – практикующий логопед г.Ачинска. Данный комплекс упражнений был апробирован с детьми младшего школьного возраста, имеющими общее недоразвитие речи.

Адресовано учителям-логопедам, учителям-дефектологам, учителям начальных классов, родителям и всем интересующимся проблемами развития и коррекции речи.

 

Просмотр содержимого документа
«Комплекс упражнений "Читаем вместе"»






















Составитель: А.Н. Малинкова



Рецензент: Т.А. Сержантова преподаватель частных методик КГБОУ «АПК»




Предлагаемый комплекс упражнений «Читаем вместе», направлен на коррекцию дислексических ошибок у младших школьников с ОНР.

Составитель представленного материала – практикующий логопед г.Ачинска. Данный комплекс упражнений был апробирован с детьми младшего школьного возраста, имеющими общее недоразвитие речи.

Адресовано учителям-логопедам, учителям-дефектологам, учителям начальных классов, родителям и всем интересующимся проблемами развития и коррекции речи.






































Пояснительная записка


Согласно данным последних исследований на сегодняшний день около 60% детей дошкольного и младшего школьного возраста имеют нарушения речевого развития.

Среди них выделяется группа детей, имеющая заключение: Общее недоразвитие речи (ОНР).

Пониженная способность к восприятию речевых звуков отражает несформированность акустико-гностических процессов и может свидетельствовать о дисфункции ряда речевых структур мозга. Недостаточное различение акустических признаков, характерных для каждой фонемы, приводит к первичному нарушению слухового восприятия речевых сигналов. Следствием этого является вторичное нарушение звукопроизношения и слоговой структуры слова. Нарушение взаимодействия между слуховым и речедвигательным анализаторами ведёт к трудностям овладения звуковым составом слова. Это, в свою очередь, сказывается на накоплении словарного запаса, формировании грамматического строя, и в конечном счёте, на овладении письмом и чтением.

В последние годы отмечается значительный рост количества детей с трудностями овладения навыков чтения. В современной литературе нарушения чтения именуются термином дислексия. Нарушения чтения, дислексии, у детей изучаются давно, но и в настоящее время этот вопрос остается одной из самых актуальных проблем логопедии.

Дислексические ошибки оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на психическое и речевое развитие ребенка. Своевременное выявление этих нарушений, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае, отграничения дислексических ошибок от ошибок чтения иного характера, чрезвычайно важно для построения системы логопедической работы с младшими школьниками с ОНР.

Проблема изучения дислексии, как видно из многочисленных исследований логопедов, психологов и педагогов, разработана достаточно полно. Однако встречается недостаточно работ, в которых рассматривались конкретные методики и технологии по коррекции дислексических ошибок у младших школьников с общим недоразвитием речи. При этом существуют противоречия между необходимостью овладения учителями начальной школы, учителями-логопедами знаниями, умениями, навыками коррекции дислексических ошибок у младших школьников с общим недоразвитием речи и степенью разработанности этой проблемы в психолого-педагогической науке.

Данное противоречие послужило основанием для составления системы упражнений «Читаем вместе», направленной на коррекцию дислексических ошибок у младших школьников с общим недоразвитием речи».


Принципы, которые служат основой для построения целенаправленной дифференцированной методики устранения нарушений чтения


1. Принцип комплексности.

Дислексия не является изолированным нарушением. Механизмы, вызывающие ее возникновение, обусловливают нарушения устной речи и процесса письма. В связи с этим при устранении дислексий логопедическое воздействие осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (устная речь, чтение и письмо).

2. Принцип учета патогенеза (патогенетический принцип).

В ряд случаев одинаковые по внешнему проявлению симптомы нарушений чтения имеют в своей основе различные механизмы. Так замены звуков при оптической дислексии связаны с недоразвитием зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, с неумением различить графически сходные буквы. При фонематической дислексии механизмом, вызывающим замены звуков при чтении, является нарушение фонематического восприятия. И наконец, замены звуков при чтении могут происходить из-за нарушения мнестических процессов. В каждом из этих случаев методика логопедической работы будет различной, так как будет направлена на преодоление основного механизма нарушения.

3. Принцип учета симптоматики и степени выраженности дислексий. Нарушения чтения различают не только по механизмам, но и по симптоматике, а также по степени выраженности. Особенности проявления этого нарушения зависят и от этапа овладения чтением. Так, например, фонематические дислексии на аналитическом этапе при овладении звуко-буквенными обозначениями проявляются в заменах звуков, на аналитико-синтетическом этапе - в побуквенном чтении и искажениях звуко-слоговой структуры слова.

4. Принцип опоры на сохранное звено психической функции, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие (принцип обходного пути).

В основе этого принципа лежит учение о функциональных системах. Формирование высших психических функций в онтогенезе представляет собой сложный процесс создания функциональных систем.

5. Принцип поэтапного формирования умственных действий.

В психологических исследованиях (А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин) отмечается, что становление умственных действий - сложный и длительный процесс, который начинается с установления развернутых внешних операций, а затем сокращается, свертывается, автоматизируется, постепенно становится умственным действием и осуществляется во внутреннем плане. П. Я. Гальперин выделяет следующие основные этапы формирования умственных действий: 1) составление предварительного представления о задании; 2) освоение действия с предметами, т. е. этап материализации действия, на котором выполнение действия возможно лишь с опорой на вспомогательные средства и действия, т. е. во внешнем плане; 3) этап осуществления действия в плане громкой речи, т. е. с опорой на внешнее проговаривание; 4) перенос действия в умственный план, осуществление действия во внутреннем плане; 5) окончательное становление умственного действия. Такое формирование умственных действий является особенно важным в случаях речевой патологии, в том числе и при нарушениях чтения.

6. Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала. Логопедическая работа по формированию тех или иных речевых функций, нарушенных при дислексиях, должна учитывать "зону ближайшего развития". У детей с дислексиями формирование тех или иных функций, необходимых для нормального овладения навыком чтения, задерживается. Особенности формирования речевых функций определяют постепенное включение трудностей в коррекционную работу. Задания должны основываться на простом речевом материале. И только тогда, когда будет сформировано то или иное умственное действие, можно перейти на более сложный речевой материал. Так, например, действие по определению звукового состава слова вначале отрабатывается на односложных словах (ус, на, дом), затем - на простых двухсложных, позднее на словах со стечением согласных и трехсложных и т. д.

7. Принцип системности.

Методика устранения каждого вида дислексии представляет собой систему методов, направленных на преодоление основного дефекта, на создание определенной функциональной системы. Использование каждого метода определяется основной целью и его местом в общей системе работы.

8. Онтогенетический принцип

Предполагает учет той последовательности в формировании речевых функций, которая имеет место в онтогенезе. Так в работе по устранению оптических дислексии необходимо учитывать последовательность формирования пространственного восприятия и пространственных представлений в онтогенезе: 1) развитие ориентировки на собственном теле, дифференциация правых и левых частей тела; 2) ориентировка в окружающем пространстве; 3) определение пространственных отношений элементов графических изображений, букв.

В логопедической работе по устранению дислексических ошибок учитываются и общие дидактические принципы: принцип наглядности, прочности, доступности, конкретности, принцип индивидуального подхода и учета возрастных особенностей ребенка.


Речевые нарушения


Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют довольно развёрнутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладению речью происходит одинаковою. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития.

Нарушения речи многообразны. Речевые нарушения, проявляющиеся в несформированности языковых средств, можно условно разделить на три большие группы.

Первую группу составляют школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только нарушений произношения отдельных звуков и их групп без других сопутствующих проявлений. Сущность фонетических нарушений заключается в том, что у ребёнка под влиянием различных причин (например, анатомического отклонения в строении или подвижности артикуляционного аппарата – зубов, челюстей, языка, нёба – или подражания неправильной речи) складывается и закрепляется искажённое артикулирование отдельных звуков, которое влияет на внятность речи и не мешает нормальному развитию других её компонентов. Такие нарушения обычно не оказывают влияния на усвоение детьми школьных знаний.

Вторую группу составляют школьники, у которых имеет место несформированность всей звуковой стороны произношения, фонетических процессов (фонетико-фонематичкское недоразвитие). Типичным для произношения учащихся этой группы являются замены и смешение фонем, сходных по звучанию или артикуляции (шипящих – свистящих, звонких – глухих, р – л, твёрдых – мягких). Причём у школьников этой группы замены и смешения могут охватывать не все перечисленные звуки. Эти учащиеся имеют выраженные отклонения не только в звукопроизношении, но и в дифферанциации звуков. Эти дети испытывают затруднения (порой значительные) в восприятии на слух близких звуков, определении их акустического (например: звонкие и глухие согласные звуки) сходства и различия и артикуляционного (например: свистящие – шипящие звуки) сходства и различия, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах (например: бочка – почка, басня – пашня). Всё это осложняет формирование устойчивых представлений о звуковом составе слова. Несформированность представлений о звуковом составе слова приводит не только к специфическим нарушениям письма, но и к своеобразным нарушениям чтения. Нарушения чтения распространяются как на способы овладения чтением, так и на темп чтения, а часто и на понимание прочитанного.

Третью группу составляют учащиеся, у которых нарушение распространяется как на звуковую (включая фонематические процессы), так и на смысловую сторону речи (общее недоразвитие речи – ОНР). Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. (Л.С. Волкова).

Фонетико – фонематические, лексические и грамматические трудности, отмеченные у детей с ОНР, наслаиваясь и дополняя друг друга, приводят к значительным нарушениям речи.

Установлено, что у детей с ОНР в качестве вторичных фиксируются следующие особенности:

  • неустойчивое внимание;

  • недостаточная наблюдательность к языковым явлениям;

  • недостаточное развитие способности к переключаемости;

  • недостаточная способность к запоминанию;

  • недостаточная сформированность словесно-логического мышления;

  • пониженная познавательная активность в области языковых явлений;

  • неумение проявлять волевые усилия для преодоления трудностей учебной деятельности


Механизм процесса чтения


Навык чтения включает в себя два компонента:

- техническая сторона чтения

- смысловая сторона чтения.

В техническую сторону чтения мы включаем следующие компоненты чтения:

- способ чтения

- темп (скорость) чтения

- динамика (увеличение) скорости чтения

- правильность чтения.

В смысловую сторону чтения входят следующие компоненты:

- выразительность чтения

- понимание прочитанного.

Безусловно, главное - понимать и осознавать прочитанное, ведь ребёнок учится читать для того, чтобы узнавать что-нибудь новое. Техническая сторона подчиняется и обслуживает смысловую. Однако, для того, чтобы использовать чтение как инструмент для получения информации, необходимо научиться читать, чтобы этот процесс достиг уровня навыка, т.е. умения, доведённого до автоматизма.


Навык чтения вырабатывается поэтапно. Каждый из этапов отличается качественным своеобразием и вариативным соотношением технических и смысловых задач чтения. Однако эти этапы не всегда можно отчетливо разграничить, поскольку наблюдается их сочетание даже в пределах чтения одного текста.







Этапы в обучении чтению:

(Эти этапы выделил Егоров Т.Г.)

1-й этап - аналитический. Он обеспечивает усвоение звукобуквенного соотношения и слогового (аналитического) чтения.

2-й этап – этап становления синтетических приемов чтения, когда ребенку доступно присоединение друг к другу последовательно стоящих слов с ориентировкой на целое предложение.

3-й этап – этап автоматизации навыков синтетического чтения, обеспечивающий развитие беглого осмысленного чтения.

4-й этап – этап совершенствования техники чтения при понимании смысла соответствующих возрасту текстов.

В целом развитие навыка чтения происходит скачками и соответствует выделенным этапам таким образом, что конечная фаза одного этапа перекрывается начальной фазой следующего, благодаря чему можно наблюдать переходные стадии сосуществования «смежных» этапов


Ошибки чтения у детей с общим недоразвитием речи


Ошибки чтения при ОНР являются стойкими, и без специальной коррекционной работы они могут сохраниться у детей в течение многих месяцев и лет. Они носят специфический характер: это повторяющиеся, типические ошибки. Ошибки чтения при ОНР обусловлены несформированностью высших психических функций, обеспечивающих процесс чтения в норме.

Группы ошибок:

1. Неусвоение букв, неточное соотнесение звука и буквы, которое проявляется в заменах и смещениях звуков при чтении. Первая ступенька, ведущая детей к овладению навыкам чтения, - это слоговой способ чтения. Для усвоения слитного чтения слогов ребёнок должен правильно соотнести букву с определённым звуком, не смешивая его с другими. Таким образом, на первом этапе ребёнок видит букву, переводит её в звук, произносит его протяжно, в то же время переводит в звук следующую букву и произносит её, стараясь не делать паузы между двумя звуками, и происходит чудо – получается слог. Этот процесс у детей с ОНР нередко задерживается, «У детей с речевыми недостатками наблюдается несоответствие между зрительным и артикуляционными образами, нарушается связь между буквами и звуками, которые дефектно произносятся и недостаточно точно различаются.» (Л.Ф. Спирова) Это приводит к неправильному озвучиванию ряда букв в процессе чтения.

Может наблюдаться различный характер замен и смещений:

а) замены и смешения фонетически близких звуков (звонких и глухих, например ТЕВОЧКА, ЛОБАТА)

б) замены графически сходных букв (Х-Ж, П-Н, И-У и т.д.)

в) недифференцированные, вариативные замены

2.Искажение звукослоговой структуры слова. Наиболее распространенные ошибки чтения этой группы:

а) пропуски согласных при стечении (СКАМЕЙКА – КАМЕКА)

б) пропуски согласных и гласных при отсутствии стечения

(ПАРОВОЗ – ПАРВОЗ)

в) добавление звуков (ПОД ДОЖДЕМ – ПОД ДОЖДИЕМ)

г) перестановка звуков (ЛОПАТА – ЛОТАПА)

д) пропуски, перестановки слогов (КАНАВА – КАВАНА)

3.Замена слов (ЗАХЛЕСТНУЛО – ЗАХЛОПНУЛО)

4.Аграматизмы при чтении. Чаще всего наблюдаются ошибки согласования существительного и прилагательного, нарушение падежных окончаний, изменение окончаний глаголов. В процессе чтения ребенок не правильно воспроизводит окончания, префиксы, суффиксы, изменяя грамматические формы слов.

Например:

а) изменение падежных окончаний существительных

(ОТКРЫЛ ФОРТОЧКА, ИЗ-ПОД ЛИСТЬЯХ, У ТОВАРИЩАХ)

б) изменение числа имени существительного, местоимения (вместо ПИСЬМА – ПИСЬМО, вместо КОСМОНАВТ – КОСМОНАВТЫ)

в) неправильное согласование в роде, числе и падеже существительного и прилагательного, существительного и местоимения (СКАЗКА ИНТЕРЕСНОЕ, ДЕТЕЙ ВЕСЕЛУЮ, НАШ РАКЕТА)

г) изменение окончаний глаголов 3 лица прошедшего времени (ЭТО БЫЛ СТРАНА, ПРОМЧАЛСЯ МАШИНА, БЫЛА ДЕНЬ)

д) изменение формы, времени и вида глаголов (ОБЛЕТЕЛ ХОЧУ, ГУЛЯЛА НА ПОШЛА)


Трудности, тормозящие обучение чтению у детей с ОНР


  1. Природный темп деятельности

Темп деятельности – это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Если ребёнок медлительный, то часто его темп чтения неровный, в словах часты пропуски и перестановки. Поэтому в начале года целесообразно провести теппинг-тест для определения темпа деятельности каждого ученика.

2) Регрессии

Регрессии – это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. При чтении текста с регрессиями глаза совершают движения назад, хотя никакой необходимости в этом нет. Определить, присутствуют ли регрессии в чтении ребёнка, можно с помощью наблюдений. Если при чтении взгляд ребёнка постоянно возвращается назад для перечитывания (ребёнок сначала прочитывает слово про себя, а потом вслух или он постоянно прочитывает несколько на строчке два-три раза для понимания, в чтении отсутствует плавность), то это значит, что в этом способе чтения присутствуют регрессии.

Причины регрессии:

  1. сила привычки

  2. кажущиеся трудности текста

  3. отсутствие внимания.

3) Антиципация

Антиципация – это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. В процессе чтения читающий прогнозирует правильное чтение букв, целого слова, догадывается о последующем слове, о сочетании слов во фразе, о грамматическом их выражении. Без антиципации, т. е. понимать целое до того, как будут восприняты все его элементы, невозможно сформировать правильный навык чтения. Методисты считают прогнозирование одним из основных механизмов чтения, важнейшей его особенностью.

4) Артикуляция

Следующей причиной, тормозящей скорость чтения, является недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата, что присуще детям с ОНР.

5) Малое поле зрения

Как показали исследования, глаза человека при чтении находятся только в одном из двух состояний: фиксации (остановка) или смены точек фиксации (движение). Восприятие текста происходит только в момент фиксации. При чтении глаза совершают скачкообразные движения, останавливаясь на 2-3 местах на строке. Поэтому для повышения скорости чтения необходимо уменьшить число остановок глаз на строке и их длительность. При этом важно увеличить число букв, слов, воспринимаемых за одну фиксацию, и не допускать регрессий. Кроме того, для быстрого чтения необходимо иметь хорошо развитое периферическое зрение. При движении взгляда по строчкам текста, наибольшая острота зрения и полнота восприятия возникают только в центральной зоне ясного видения. Один, глядя прямо перед собой, может видеть боковым зрением то, что находится в пространстве слева и справа, не переводя взгляда. Восприятие другого человека может быть гораздо уже.

6) Уровень организации внимания

Внимание – это состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте. Это сосредоточенность деятельности на каком-либо реальном или идеальном объекте – предмете, событии, образе, рассуждении. Роль внимания при чтении так же велика, как и при других видах человеческой деятельности. Очень часто у детей с ОНР страдают многие основные компоненты внимания: избирательность, объём, распределение, концентрация, устойчивость, переключаемость. Это проявляется в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чём-то одном, трудности в частой смене деятельности. Такие ученики не могут самостоятельно долго следить за чтением других детей, допускают ошибки при чтении как грамматические, так и лексические, испытывают трудности при смене деятельности на уроке.

7) Память

Память – это следовая форма психического памяти отражения, развивающая на основе генетической и физиологической памяти как запоминание, сохранение и последующее объективное и субъективное воспроизведение и узнавание ранее воспринятого, пережитого или сделанного. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Чтение – это способ получения информации, средство для познания мира и самопознания. Получив информацию, ученики должны научиться воспроизводить её, поэтому важно развивать следующие свойства: объём запоминания, скорость запоминания, длительность хранения информации, точность запоминания. Ведь память – это не только дар природы, который нам даётся при рождении, но и результат целенаправленного развития этой функции.







Комплекс упражнений «Читаем вместе»


Рекомендуемая регулярность занятий 3 раза в неделю. Продолжительность индивидуального занятия 20 минут, группового 30-40 минут.

Упражнения соответствуют определённым группам ошибок, допускаемых младшими школьниками с ОНР при чтении.


  1. Неусвоение букв, неточное соотнесение звука и буквы


  • Конструктор «Развитие»

Для коррекции данных ошибок эффективно использование в своей работе конструктора «Развитие». Буквенный конструктор «Развитие» - дидактическое пособие-игра. Он включает в себя 23 элемента печатных букв русского алфавита. Размер шрифта 12 см. Конструктор способствует освоению детьми букв русского алфавита.

В ходе занятий с конструктором школьники осваивают следующие умения:

- правильно произносить звуки и называть буквы, обозначающие эти звуки: звук[л] - буква эль; звук[м] – буква эм, звук [н] – буква эн и т. д.

- не смешивать буквы друг с другом;

- выделять из слова гласный звук, составляющий слог: а[у];[у]ра и т. д.

- выделять из слова согласный звук: а[х], у[с], [м]а[м]а и т.д.

- обозначать звуки буквами.




Ученикам раздаются элементы конструктора и предлагаются следующие задания:

а) «Сконструируй заданную букву»;

б) «Угадай, какая буква сломалась?» - из данных элементов составить букву;

в) «Угадай, какая буквы сломались?» - из данных элементов составить несколько букв;

г) переконструирование букв: как из буквы П сделать букву Н, из буквы Н – букву П, из буквы П – букву Ы, из буквы Ы – букву Н, из буквы Н букву П, т. е. ряд п-н-п-ы-н-п. Цепочки могут быть самыми разнообразными (это зависит от состава элементов начальной буквы), длинными и короткими, например:

и – н – п – н – р- н – и з – р – з – в – р – б – з;

х – ж – х – к – ж – х й – и – й – п – и – й

я – р – ы – я о – с – з – о

ц – щ – ш – ц ю – о – ю

ч – я – ч ф – в –з – в – р – ф

э – с- э л – д – ц – д – л

В игре с пособием одновременно решаются и логопедические задачи: развитие фонематического восприятия, уточнение и коррекция произношения, дифференциация сходных фонем.

  • Найди такую же букву

- показывается буква, ученик отыскивает её среди других букв наборного полотна, опираясь на графическое изображение, он должен чётко произнести

звук;

  • Какая буква встречается чаще всех?

- назови букву, которая чаще всего встречается (даются различные варианты букв в зависимости от речевого нарушения), можно записать в строчку любой столбик, но буквы дать печатные, прописные, различной толщины, цвета и шрифта и т. д.

Например: ж з с ш щ с ч ж щ ж

Ш т Ж ж т а Б Ж щ ш

Ж х Н ш Щ п щ Ч ж л

Х ш щ ж А Ч л щ ж М

  • Найди спрятавшиеся буквы.

- назови буквы и скажи, какая ещё буква спряталась в них, запиши каждую букву отдельно;

- добавь недостающую часть, чтобы получилась буква и назови;






- буквы играли в путаницу и перемешались, какие буквы играли в эту игру


















- преврати Л в И, И в Ш, Л в А, А в Д, ь в В, Г в Б;


  • Выкладывание контура букв

а) из тесёмочки

б) из спичек

в) из пластилина;

  • Найти одинаковую букву в словах:

а) рак, порт, сыр, мир, берег, рёв

б) халат, клён, лбы, щель, волосы, жили;

- по какому признаку слова записаны в две строчки:

цена целый кольцо яйцо зацепить

свеча косой просить маска люстра;

  • Заучи и прочитай

Ребёнку сначала предлагается заучить ряд слов со звуком, соответствующую букву которого он путает в процессе чтения, а затем их прочитать в убыстренном темпе.

  • Чтение “зашумленных слов” (Злая колдунья нарочно

хочет запутать нас. Прочитать слова – лишить колдунью ее злой силы).

  1. Искажение звукослоговой структуры слова

    • Забавный автобус

А автобус номер двадцать шесть П – петух пропел: «Какой герой!»

Б – баран успел в автобус влезть Р – рысь проворчала: «Рот закрой!»

В – Верблюд вошёл, и волк, и вол С – сова заспорила с ежом

Г – гиппопотам, пыхтя, вошёл Т – тюлень поссорился с моржом

Д – дельфин не мог вползти в вагон У – удав кольцом сдавил свинью

Е – енот не может выйти вон Ф – фазан забился под скамью

Ж – жираф как дёрнет за звонок Х – хорек за хвост цыплёнка - хвать!

З – змею он принял за шнурок Ц – цыплёнок бросился бежать

И – индюк спросил: «Который час?» Ч – червяк подумал, что за ним

К -козёл сказал: «Не слышу Вас» Ш–шмель прожужжал ему:«Спешим!»

Л – лиса сказала: «Скоро семь» Щ – щегол уселся на окно

М – медведь сказал: «Я всех вас съем!» Ы – выпь говорит, что ей темно

Н – навозный жук жужжит: «Боюсь!» Э – эму сказал: «Закрыл он свет!»

О – орёл сказал: «А ты не трусь!» Ю – юрок и дрозд сказали: «Нет»

  • Читай чётко и быстро, вставляя разные гласные и согласные буквы





Т


К

Т


К

Т


К

Т


К

К


шка

К


шка

К


шка

К


шка


а, е, у ш ,т, н самостоятельно

прод.ли воро.а сто.

прод.ли воро.а сто.

прод.ли воро.а сто.


  • Добавь одну букву

- Имена девочек: Ли.а, Ли.а, Ли.а, Ли.я

- название дерева: ли.а

- название животного: ли.а

    • Составь слова из слогов 1, 2, 3 столбиков и чётко

прочитай и, выделяя ударный слог:


МА

РО

ЗА



КРЕ

ЧИ

СТИ

ВО

ЛИ

ЧА



ГЛУ

ПО

ЩА

БЕ

ДА

НА



СКУ

ТАЗ

ТА

ЗА

РЁ

ТА



КРУ

ХО

НА

  • Читай быстро, чётко

А-ЗА-ОЗА –КОЗА- ЕКОЗА-РЕКОЗА-ТРЕКОЗА- СТРЕКОЗА

И-ЛИ-УЛИ-НУЛИ-ХНУЛИ-ОХНУЛИ-ДОХНУЛИ-ЗДОХНУЛИ-ВЗДОХНУЛИ


3. Замена слов

Дина

зубы

сила

ноты

тело

варить

Т…

г…

М…

р…

д…

д…

З…

ш…

м…

с…

с…

п..

Н…

ч…

п…

б…

ц…

ш

Л…

д…

б…

д…

п…

ж…

Р…


ш…

к…

б…


м…


ж…


ч…


ш…






в…






  • Чётко и быстро читай слова по подобию

4. Аграмматизмы при чтении

- выбрать из читаемого текста глаголы или существительные, а также связанные с ними по смыслу слова и прочитать их;

- выбрать из текста существительные и самостоятельно подобрать к ним слова, сочетающиеся по смыслу и отвечающие на вопросы что делает? или какой?

- подобрать к словам 1-ой строчки слова из 2-ой строчки, сочетающиеся с ними по смыслу, изменить, где нужно род прилагательных, составленные словосочетания прочитать:

1) корм, пища, багаж, груз, одежда, сарафан

2) тёплый, ценный, лёгкий, грубый, ручной, хороший, здоровый, летний, плохой, птичий, тяжёлый, изящный.


5. Природный темп деятельности


  • «Молния» - чередование чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе. Переход на чтение в ускоренном темпе осуществляется по команде «Молния».

  • «Буксир» - чтение текста вслух, варьируя скорость чтения от 80 до 160 слов в минуту, за учителем или быстро читающим учеником. Ребёнок читает текст про себя, стараясь поспеть за учителем. Учитель, остановившись на каком-нибудь слове, просит ученика показать место остановки. Если скорость чтения учителя значительно превышает скорость чтения ученика, надо снизить её (важно, чтобы разрыв не превышал 20 слов в минуту).


6.Регрессии

  • Тренажёр «Окошечко». Для этого берётся лист бумаги размером 10 на 5 см, с правого края прямоугольника вырезается «окошко» по высоте равное ширине строки, а по длине соответствующее размеру слога примерно в 3-4 буквы.

Листок накладывается на строку и передвигается сначала взрослым, а потом самим ребёнком вдоль строки. При движении тренажёра по строке взгляд ученика будет плавно передвигаться вместе с тренажёром, а повторное прочитывание будет исключено из-за того, что прочитанное будет закрыто.





7. Антиципация


  • Чтение слов с пропущенными элементами: те…дь (тетрадь), конве…(конверт), мед…дь (медведь). На первом этапе для детей с ОНР можно подобрать соответствующие картинки;

  • Чтение слов справа налево

а) нос, лом, бар

б) хорош, шалаш, казак

в) трос, полк

  • Чтение целых текстов по методике « Всё наоборот».

Для детей с нарушениями речи это упражнение очень полезно, так как способствует не только развитию антиципации, но и развивает навыки правильного безошибочного чтения

Ьтсуп к егород еьнежаву

Йикясв теувтсвуч адгесв,

Окьлот мат, едг еьнешуран,

Тидох мокшыдяр адеб…

А енизар, и екавез –

Ееньлетаминвоп ьтыб!

Ан егород – ьтедив иканз,

Хи еьнечанз – ен ьтыбаз!

Етижакссар месв ан етевс,

Ыботч еылсорзв и итед

Аливарп игород иланз

И адгесв хи иладюлбос!

  • Игра «Прочитай слова и найди лишнее»

Надо переставить буквы, чтобы получились слова.

ААННБ ЛЯКООБ ОМНЛИ ИНААМШ БРИАОСК

Банан яблоко лимон машина абрикос

- Найди общее начало и прочитай слова

..шина ..лина ..ма ..газин ..лыш (ма)

  • Прочитай текст

Кораблик

П-дхватил р- чей мой корабл—и понё- его. К-угом во-ны кип-т, подбрасывает его, из сто-оны в с-орон- ки-ают. А кора-лик плыв- - дал-ше. Я ря-ом с ни- бег- . Други- ребя- - за м-ой спеша-.

Но вот и ре-а. По-лыл мо- корабли- в речн-- даль. Вот уже крохо-ной точк-- мелькнул и скры-ся.

Ре-ята во-руг шумят, крич--:

- Ю-кин ко-аблик не потонул, в ре-у упл--! Может до сам-го мор- теперь доберётся.

  • Тренажёр «Антиципатор». Из листа белой бумаги вырезается решётка с вертикальными столбцами шириной 0,5 см и отверстиями шириной в 1-2 см. Общий размер решётки должен быть с печатный лист. Тогда ребёнку не приходится её двигать. Решётка накладывается на печатный лист, скрывая части слов. Ученик будет читать текст, догадываясь по видимой части слова о его скрытой части. Рекомендую чтение текстов с решёткой по 10-20 минут в день. Для детей с нарушением речи такой вид работы целесообразно проводить с взаимопроверкой: один ученик читает с решёткой, а второй проверяет (при этом текст второго ученика не закрыт решёткой).


8. Артикуляция


  • Дыхательные упражнения:

а) вдох носом, выдох через рот

б) вдох, задержка дыхания, выдох

в) вдох, выдох по порциям;

- Самолёты взлетают: у-у-у.

Машины едут: ж-ж-ж.

Лошадки поскакали: цок-цок-цок.

Муха бьётся в стекло: з-з-з-з.

- Летела муха около уха: ж-ж-ж.

Летела оса около носа: с-с-с.

Летел комар и звенел: з-з-з.

Сел на лоб, а мы его хлоп!

И поймали (кулачок прижимается к уху):

З-з-з – пусть летит.

-«Холодный ветер». Вдох через нос, выдох через рот холодным воздухом, губы в трубочку.(2 раза)

-«Тёплый ветер». Вдох через нос, выдох через рот тёплым воздухом со звуком «Ха-а», будто согревая руки. (2 раза)

-«Нюхаем цветы». Три коротких вдоха через нос, плавный выдох через рот. (4 раза)

-Дыхательно–голосовые упражнения

Энергично произносить “п-б, п-б, п-б” (произношение этих звуков укрепляет мышцы губ); “т-д, т-д, т-д” (укрепляет мышцы языка), “к-г, к-г, к-г” с высунутым языком (укрепляет мышцы полости глотки). Сделать вдох носом, на выдохе протяжно тянуть звук “м-м-м-м”, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа. Улыбнуться с открытым ртом, произнести звуки “о-и-у-п-ф-в”. Произнести звукосочетания “ой-фу-фи”, не удерживая губы пальцами.

-Тонирование

Произнесение или напевание длинных (преимущественно гласных) звуков

  • Скороговорки с сочетанием пальчиковой гимнастики

1.КУПИ КИПУ ПИК. (Руки лежат на столе как на клавишах (на каждое слово ударяем пальцами по столу по очереди. Начинаем в медленном темпе, а затем идет ускорение).

2.МИМО МАЛЕНЬКОЙ МАРИНЫ ПРОБЕЖАЛ МЕДВЕДЬ С МАЛИНОЙ. (Пальчики обеих рук сомкнуты. Ладони под прямым углом. На каждый слог пальчики поочередно прижимаются к большому пальцу.)

3.ПОЛИЛИ ЛИ ЛИЛИЮ?(Ладони прижаты друг к другу (сомкнуты). На каждое слово ладони размыкаются то вверх, то вниз.)

4. ВОСЕМЬ СЦЕПЩИКОВ ЦЕПЛЯЮТ ЦИСТЕРНЫ. (Большие и указательные пальцы обеих рук образуют два кольца, которые сцеплены между собой. На каждое слово пальчики образуют колечки из других пальцев.)

5.ДВА ЩЕНКА ЩЕКА К ЩЕКЕ ЩИПЛЮТ ЩЕТКУ В УГОЛКЕ. (Кулачки правой и левой руки поочередно ставятся на стол ребром, трутся друг об друга, обхватывают друг друга по очереди.)

6.ТРИДЦАТЬ ТРИ ТРУБАЧА ТРУБЯТ ТРЕВОГУ. (Руки на уровне рта. Все десять пальчиков имитируют игру на дудочке.)

7.ПЕКАРЬ ПЕК КАЛАЧИ В ПЕЧИ. (Пальцы вместе, ладони слегка согнуты “горкой”, правая прикрывает левую. На каждое слово ладони меняются местами.

8.В ТАКСИ ТАКСЕ ТЕСНО. (Сомкнуть руки в замок, вытянуть перед собой, образовав “кольцо”. Выгнуть руки обратной стороной ладонями наружу, сохранив “замок”. Смена положения рук – на каждое слово.)

9. ВОДОВОЗ ВЕЗ ВОДУ ИЗ ВОДОПРОВОДА. (Обе ладони лежат на столе. Правая скользит по столу и очерчивает круг, а левая скользит вверх-вниз.)

10. УТОЧКА ВЕРТИХВОСТКА НЫРЯЛА ДА ВЫНЫРИВАЛА, ВЫНЫРИВАЛА ДА НЫРЯЛА. (Локти на столе, ладони под прямым углом. Все пальцы прижаты друг к другу. Вращение кистей от себя к себе.)

11.ОТ ТОПОТА КОПЫТ ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ. (Ладони поочередно ударяют о край стола то внутренней, то тыльной стороной.)

12.ДЯТЕЛ ЛЕЧИТ ДРЕВНИЙ ДУБ. ДОБРЫЙ ДЯТЕЛ ДУБУ ЛЮБ. ( Ладони вертикально поставлены друг к другу: правая – распрямлена, а пальцы левой образуют щепотку и упираются в правую ладонь. С одновременным произношением слов – ладони меняются местами.)

13.ВОДОВОЗ ВЕЗ ВОДУ ИЗ-ПОД ВОДОПРОВОДА. (Обе ладони лежат на столе. С началом произношения слов делаем хлопки. Хлопаем ладошками, потом поочередно всеми пальчиками.)

14.РАЗ – ДРОВА, ДВА – ДРОВА, ТРИ – ДРОВА. (Пальцы обеих рук зажаты в кулачки на уровне груди. На каждый счет поочередно выставляются большие пальцы обеих рук, указательные, средние и т.д.)

15.БУБЛИК, БАРАНКУ, БАТОН И БУХАНКУ ПЕКАРЬ ИЗ ТЕСТА ИСПЕК СПОЗАРАНКУ. (Поочередно кулачки – на стол, затем ладони ребром, потом раскрытые ладони на стол.)

 16.ПОЛИЛИ ЛИ ЛИЛИЮ, ВИДЕЛИ ЛИ ЛИЛИЮ? (Ладони вертикально поставлены друг к другу и сомкнуты. На слово “лилию” ладони размыкаются, образуя цветок. Ладони вновь смыкаются, поднимаются вверх, образуя кольцо - “портрет”.)

17.ПЕКАРЬ ПЕК КАЛАЧИ В ПЕЧИ. В ПЕЧИ ПЕК ПЕКАРЬ КАЛАЧИ. (Вместе с произношением скороговорки одна рука гладит себя по голове, а другая зажатая в кулачок стучит по столу.)

18.СИДЕЛ ВОРОБЕЙ НА СОСНЕ, ЗАСНУЛ И СВАЛИЛСЯ ВО СНЕ. (Обе ладони лежат на столе. Правая – вниз, левая – вверх. С одновременным произнесением слов ладони меняются местами (усложнить можно, добавив между сменой мест хлопок).)

19.ПАРА ПТИЦ ПОРХАЛА, ПОРХАЛА ДА И ВЫПОРХНУЛА. (Обе ладошки лежат раскрытыми на столе. В одной ладошке бумажный шарик, одновременно с произнесением перекидываем шарик с одной ладошки на другую.)

20.ЧАСОВЩИК, ПРИЩУРИВ ГЛАЗ, ЧИНИТ ЧАСИКИ ДЛЯ НАС. (Ладошки плотно лежат на столе, начиная с мизинца, поочередно поднимаем по одному пальцу: - на правой руке, на левой руке, на обеих одновременно.)

21.У ЕЖА – ЕЖАТА, У УЖА – УЖАТА. (Три положения руки на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на столе. Сначала каждой рукой, а потом обеими руками вместе. )

22.ЕЛЕ-ЕЛЕ ЕЛИЗАР ЕДЕТ-ЕДЕТ НА БАЗАР. (Упражнение “Колечко, зайка, козочка”. “Колечко” образуют большой и указательный палец. “Зайка” - поднять вверх указательный палец и средний, а остальные в кулачок.)

23.ОТ ГОРОДА ДОРОГА В ГОРУ, ОТ ГОРОДА С ГОРЫ. (Упражнение “Колечко”. Большой палец смыкается с указательным, образуя колечко, затем большой палец смыкается с остальными поочередно.)

24.ЕЛЕ-ЕЛЕ ЛЕНА ЕЛА, ЕСТЬ ИЗ ЛЕНИ НЕ ХОТЕЛА. ( Играем с товарищем по парте в “ладушки”).





  • Чтение 15 согласных одного ряда.

1. БКЗСТРМНВЗРШЛНХ

2. ЖЛПФХЧШБРПТСКЛ

3. ВДВХВГМНБСКТФМН

4. ПТКЗРМВДГБВЗРЧ

5. ЗСЧКТФТЩДМЛХВДМ

6. ДГРШКТБСТЦТРСЧШ

7. ТРГХЛДГВЧТБЛМНЗ

8. МФТЧСБНПЖЛЧШГХР

9. БСЛНРЛЦМПДФЖЦЖ

10. НБСМНПРЛКФХЦЧШП

11. ФЩМЖДШХЧМКБПРВС

12. РМНПШЛЖЦСХРЗБЧВ

13. ШЧЖНБВДЗТГПЧХБК

14. КПШЛЦЗЧКЛНВДЩФТ

  • Артикуляция гласных, согласных, сочетаний гласных и согласных

АОУЫИЭ АЫОУЭИ ОУАЭИЫ …

З – С – Ш Ш – Ж – С С – Ч – Щ …

БА – БЯ БО – БЁ БУ – БЮ

ЗА – ЗЯ ЗО – ЗЁ ЗУ – ЗЮ

ФА – ФЯ ФО – ФЁ ФУ – ФЮ

  • Упражнение для исправления бокового произношения

И – Й-Й-Й-Й – А

И – Й-Й-Й-Й – О

И – Й-Й-Й-Й – У

И – Й-Й-Й-Й – Э

При этом обязательно плавный вход и плавный выход.

  • Составление и чтение чистоговорок

ТА – ТА – ТА—рот называли уста

ТЕ – ТЕ – ТЕ--- раньше писали на бересте

ЕНЬ – ЕНЬ – ЕНЬ—вот наступила осень

БРЬ – БРЬ – БРЬ---- идёт месяц октябрь

ЕМ – ЕМ – ЕМ------ сказки мы читаем

ВЛЬ – ВЛЬ – ВЛЬ—« Лиса и журавль ».


9. Малое поле зрения (расширение поля зрения)


  • Игра «Что вокруг».

Перед учеником на уровне глаз, на расстоянии 1,5-2 метра, вешается лист бумаги с нарисованным кругом в центре (1-2 см в диаметре). Эта точка будет помогать ребёнку фиксировать взгляд перед собой. Глядя в эту точку, ученик называет предметы, которые он видит справа и слева от себя.

  • Числовые и буквенные пирамиды.

Не отводя взгляда от центра, прочитай (назови числа) справа и слева.


10 23 мы ло

96 72 му ха

54 34 ре ка


Числовые таблицы

Работа состоит из двух этапов:

а) 1 этап – подготовительный. Ученик должен зафиксировать взгляд в центре на заштрихованном квадрате. Предлагается ему назвать, не переводя взгляда с центра, те числа, которые он видит.

Б) 2 этап – исполнительный. Предлагается ему назвать то число, написанное в квадрате, которое показывает преподаватель. После даётся задание собрать числа от 1 до 24, не отводя взгляда от заштрихованного квадрата.


1

7

22

3

15

16

11

5

10

21

4

23


2

17

9

18

12

24

21

14

6

19

8

12


  • Игра «Собери алфавит». Нужно собрать буквы по порядку по предыдущей методике.

  • Чтение по таблице треугольнику


Р А

Р О

Р У

Р Ы

Р Э

Смотрят на точку (на цифру 1) и читают все слоги.


    • Прочитай слова и предложение







ЕТ









ПА


СЯ







КУ




В





БЕЙ






ЛУ



РО








ЖЕ

ВО












С М

Д О К




Найди слова и прочитай.


10. Уровень организации внимания


  • «Корректурная проба».

8 А Б В Г Д 4 Ж З Е 2 А Т У Н О Л 9 С Т У Ф Х 7 Ы Ю Я 3 С 2 Н О М 6 А Б В Г Д 2 У М Л И К А Л 2 М Р С Т 2 А 5 И 6 М Н 2 С Э Е Т У О 2 Л С У А Х 7

Детям даётся установка: посмотреть внимательно и, быстро просматривая цифры и буквы, вычеркнуть все буквы А, взять в кружок все цифры 2. Такую корректурную пробу провожу каждый год, подвожу результаты. Рекомендую взять любой печатный текст, где нужно найти определённую букву и зачеркнуть, а другую букву взять в круг. Даётся в начале образец. Этот вид работы способствует не только развитию устойчивости и концентрации внимания, но и помогает закреплять графические образы букв.

  • Игра «Перепиши»

Без ошибки переписать следующие записи:

АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС



  • «Шифровка»

Расшифруй слова, используя предлагаемый ключ

А – 1 Ё – 7 К- 12 Р – 18 Х – 23 Ы – 29

Б – 2 Ж – 8 Л – 13 С- 19 Ц – 24 Ь – 30

В – 3 З – 9 М – 14 Т – 20 Ч – 25 Э – 31

Г – 4 И – 10 Н – 15 У – 21 Ш – 26 Ю – 32

Д – 5 Й – 11 О – 16 Ф – 22 Щ – 27 Я – 33

Е – 6 П -17 Ъ – 28

Расшифруй и прочитай пословицу

15, 16, 3, 29, 23 5, 18, 21, 9, 6, 11 15, 1, 8, 10, 3, 1, 11

1 19,20, 1, 18, 29, 23 15, 6 21, 20, 18, 1, 25, 10, 3, 1, 11

(Новых друзей наживай, а старых не утрачивай.)

  • «Точки»

Внимательно посмотри на эти квадраты, в которых определённым образом расставлены точки. Вначале внимательно посмотри на первый квадрат (остальные квадраты закрываются) и постарайся точно так же расставить эти точки в пустом квадрате. (Необходимо заранее подготовить и дать ученикам бланки с пустыми квадратами. Время показа одной карточки 1-2 секунды.)







11. Память

  • «Запомни слова»

Ученикам предлагается на слух 10 слов (стол, тетрадь, часы, дом, конь, окно, бра, лампа, яблоко, роза). Они должны запомнить и повторить (записать) слова, которые запомнили. Для развития долговременной памяти целесообразно спросить у детей эти же слова через определённое время без повторения словесного материала.

  • «Запомни рассказ или стихотворение»

Для тренировки словесно-логической памяти обязательно ежедневно разучиваем наизусть не меньше 4 строчек.

  • Зрительные диктанты

Можно наблюдать такую картину. Ученик читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав его до третьего – четвёртого слова, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, затрудняется увязать все слова воедино. В этом случае необходимо развивать оперативную память. Эффективно для выполнения этой цели использование зрительных диктантов. Тексты диктантов разработаны и предложены профессором И. Т. Федоренко. (Каждый из 18 наборов состоит из 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если первое предложение первого набора содержит всего 2 слова – 8 букв, то последнее предложение восемнадцатого набора состоит из 46 букв, т. е. 9 слов. Классу предъявляется одно предложение в течении определенного времени (6-8 секунд), далее ученики по памяти пишут это предложение. Аналогично ведётся работа с другими предложениями. Если класс не справляется с данным набором, эти же предложения пишутся на следующем уроке. Важно не пропускать ни одного урока для записи зрительных диктантов, предъявлять наборы по порядку и добиваться успеха каждого ученика. Время работы со зрительными диктантами – примерно 2 месяца. Таким образом, за это время оперативная память развивается настолько, что ученик уже может запомнить предложение из 46 букв.

  • Литературные викторины

Начиная со второго класса, на уроках внеклассного чтения разбираем довольно объёмные произведения. Главный этап навыка чтения – это осознанность, ведь ученик учится читать для того, чтобы узнавать что-то новое. Возникают трудности при запоминании значимых основных моментов. Чтобы облегчить эту работу детям раздаются вопросы викторины и начало пересказа по методике «Всё наоборот». Ученикам следует ответить на вопросы викторины, прочитать начало пересказа и подготовить продолжение пересказа.


Всеволод Гаршин

«Лягушка-путешественница».

I. Викторина

1.Где жила лягушка- квакушка?

2.В какое время года не квакают лягушки?

3.Какие птицы взяли лягушку с собой?

4.Через какое время птицы, нёсшие лягушку, менялись?

5. Зачем отправилась лягушка в полёт вместе с птицами?

6. Куда упала лягушка?

7.Причина, из-за которой лягушка не могла добраться до назначенного места.

8.Автор произведения.


II. Выполни упражнение « Всё наоборот» и подготовь до конца пересказ рассказа.


Акшугял алиж в етолоб. Ыджандо в отэ отолоб ьсилитсупс и илес икту. Ино илетел ан гю, едг

илыб еылпёт атолоб, огонм кешом и ворамок. Екшугял ежот ьсолетохаз ан гю.

Ежедневный самозамер скорости чтения

Данный приём в значительной степени усиливает мотивацию ребёнка к чтению, и стимулирует заинтересованность в достижении лучшего результата.

Суть заключается в том, что ребёнок ведёт таблицу достигнутых результатов. После разнообразных тренировок в развитии навыка беглого чтения ему предлагается текст для прочтения. Зпсекается одна минута, по истечении которой ребёнок отмечает то место, на котором остановился, посчитывает количество прочитанных слов и записывает итог в таблицу.

В процессе обучения ни в коем случае не следует заставлять ребёнка. Обучение должно приносить удовольствие, что во многом будет зависеть от вашего творчества и терпения, уважаемые взрослые.


Заключение


Выбранная мною тема очень актуальна. Специалисты утверждают, что 30 % детей, поступающих в первый класс, имеют речевые дефекты разной сложности. Как показало многолетнее изучение, одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом. Поэтому очень важно при работе с детьми использовать в своей работе систему коррекционных упражнений.


Принципы коррекционной работы:

  • Индивидуализация методов обучения.

  • Индивидуализация темпов обучения.

  • Систематический контроль автоматизации навыков.

  • Максимальное использование игровых методов обучения.

  • Соблюдение принципа последовательности в освоении материала.

  • Усвоению каждого навыка должно предшествовать создание функционального базиса для него.


Систематически и целенаправленно применяю в своей работе с учениками упражнения для формирования периферического зрения; антиципации; для развития объёма, концентрации, устойчивости, внимания; для улучшения памяти; артикуляционные и дыхательные упражнения. Учитываю результаты теппин г- теста, наблюдаю за наличием и отсутствием регрессивных движений глаз, достаточно внимания уделяю смысловой стороне чтения. Все эти виды коррекционных упражнений мною были систематизированы в ходе выполнения данного проекта.

В результате всей этой работы школьник легче усваивает смысл предложения, появляется интерес при чтении, а значит процесс обучения и развития навыков беглого, безошибочного и осмысленного чтения идёт гораздо быстрее и эффективнее. Ш. А. Амонашвили писал: «Если большинство твоих учеников не хочет читать, то ты плохой учитель; если большинство твоих учеников увлечено чтением, то ты хороший учитель; а если в твоем классе все ребята любят читать, пристрастились к чтению, то ты не только хороший учитель, ты хороший воспитатель.

На заметку родителям

«Откройте книгу детям»

Ва-за

Па-па ва-зу оп-ро-ки-нул:

Кто е-го на-ка-жет?

- Э-то к счасть-ю, э-то к счасть-ю, -

Всё се-меё-ство ска-жет.

Ну а ес-ли бы, к не-счасть-ю,

Э-то сде-лал я!

- ты ра-зи-ня, ты рас-тя-па! –

Ска-жут про ме-ня. Олег Григорьев

На-пу-гал.

Я заб-рал-ся под кро-вать,

Что-бы бра-та на-пу-гать.

На се-бя всю пыль соб-рал.

О-чень ма-му на-пу-гал.








Литература


  1. А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова Как помочь детям с недостатками речевого развития // Пособие для учителя М., «Аркти», 1999г.

  2. Костромина С. Н. Нагаева Л. Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению // М., «Ось-89», 1999г.

  3. Сальникова Т. П. Методика обучению чтению // Москва-Воронеж,1996г.

  4. Алтухова Н. Звуковая мозаика // Санкт-Петербург, «Лань», 1998г.

  5. Оморокова М. И. Рапопорт И. А. Постоловекий И. З. Преодоление трудностей // «Просвещение», 1990г.

  6. Амонашвили Ш. А. Как живете дети? // М., «Просвещение», 1991г.

  7. Ястребова А. В. Лазаренко О. И. Хочу в школу. Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей // М., «Аркти», 1999г.

  8. Баязова Л. Б. О некоторых проблемах обучения навыкам чтения // журнал «Начальная школа» №1/1998г.

  9. Иванова Е. Н. Учить читать трудно, а переучивать еще труднее // журнал «Начальная школа» №2/2000г.

  10. Вержбицкая М. А. Призвание // М., «Просвещение», 1998г.

  11. Лалаева Р. И. Венедиктова Л. В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников/ / Санкт- Петербург «Союз», 2001

  12. Мазепина Т. Б. Развитие навыков ребёнка в играх, тренингах, тестах // Ростов-на-Дону «Феникс», 2003

  13. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов Москва «Владос» 2001

  14. Ястребова А.В. Бессонова Т. П. Обучаем читать и писать без ошибок. Москва «Аркти» 2007

  15. Кондратьева Е. П. Проекты 2 Проблемы, поиск, опыт. Чебоксары «Новое время» 2008

  16. Садовникова И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. Москва «Аркти» 2005





Содержание




Пояснительная записка 3

Принципы целенаправленной дифференцированной

методики устранения нарушения чтения 4

Речевые нарушения 6

Механизм процесса чтения 8

Ошибки чтения у детей с общим недоразвитием речи 9

Система упражнений «Читаем вместе» 13

Ежедневный самозамер скорости чтения 30

Заключение 31

Литература 32

34


© 2021 1020 2