СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Комплексная программа формирования коммуникативных навыков для 2 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью Программы является создание непрерывной коррекционно-развивающей среды в старшей школе, способствующей системной и целенаправленной работе по развитию слухового восприятия и устной коммуникации детей.

Просмотр содержимого документа
«Комплексная программа формирования коммуникативных навыков для 2 класса»

2 класс

п/п

Тема учителя

Тема дефектолога

Деятельность воспитателя

Час общения

Диалог


Монолог

Словарь

Культура речи

1


Летние каникулы.


Диагностика.

Рисование «Моё лето».

О лете.

В лесу летом.

Лето, летние месяцы, погода, помогал, собирал, ягоды, огород, поливал.

Приветствие:

Привет. Здравствуй! Доброе утро.

Бытовой словарь «Постельные принадлежности».

2


Как я провел лето.

Летние каникулы.


Час общения «Как я провел лето».

Как я провел лето.

Как я помогал маме.


Летние каникулы, купались, загорали, отдыхают – отдых.


Слова прощания

«Пока. До свидания»

Бытовой словарь «В умывальне».

3


В классе.

Класс.


Рисование «Мой класс».

О дежурстве.

Мой класс.

Урок - уроки, на уроке, на занятии.

Первый урок – последний урок.

Прощание. До свидания!

Спокойной

ночи!

Пока

Бытовой словарь «Завтрак, обед, ужин, полдник».

4

Золотая осень.

Лиственные деревья.


Прогулка экскурсия «Лиственные деревья»

О березе.

Строение дерева.

Дуб, береза, рябина, липа, клен.

Части дерева: ствол, листья, ветки, корни.



Извинения.

Извини

Бытовой словарь «Дежурство в спальне».

5

Семья.

Семья.


Час общения

«Моя семья».

О семье.

Моя семья.

Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, внучка, внук, дружная семья.


Благодарность Спасибо!

Бытовой словарь «Дежурство в столовой».

6

Семья.

Дом.


Час общения «Мой дом».


Моя комната.

Домашний адрес.

Дом новый, многоэтажный, адрес, этаж.

Дом старый.

Дом уютный.


Ответы на благодар­ность Пожалуйста! На здоровье!

Бытовой словарь «На прогулке».

7

Дикие и домашние животные.


Питание и жилье животных.


Час общения «Животные»

Где живут домашние животные.

О собаке.


Кто живет в конуре?

Конура-в конуре, берлога-в берлоге, сарай –в сарае, прячется, живет, спасается.

Переспросы

Повтори(те)

Бытовой словарь «На самоподготовке».

8

Овощи фрукты. (Употребление в речи имен прилагательных, характеризующих размер предмета и вкусовые качества предмета).


Овощи, фрукты, ягоды.


Рисование «Овощи, фрукты, ягоды»


В лесу.

Описание (фрукт, овощ) по плану.

Апельсин, лимон, яблоко, гранат. баклажан, крыжовник. Растут, спеют, поспели, созрели.

Сочувствие

Мне жаль.

Бытовой словарь « В бане».

9

Поздняя осень.

Поздняя осень.


Прогулка-наблюдение «Приметы поздней осени»

Об осени.

О погоде.

Холода-холодно-холодает.

Поздняя осень, моросит дождь.



Просьбы Можно? Можно войти?

Можно взять?

Бытовой словарь « Гигиена».

10

Домашние животные.

Дикие животные.


Беседа «Как зимуют дикие животные».

Питание животных.

О зайце.

Дикие животные, зимовать, спит в берлоге, питается, внешний вид..

Ответ на просьбу.

Хорошо. Ладно. Да, хорошо.

Бытовой словарь «В группе»

11

Учебные вещи (Понимание и употребление в речи повествовательны, побудительных и вопросительных предложений с однородными обобщающими словами)

Учебные вещи.


Беседа «Учебные вещи»

Что мне нужно в школу?

Мой портфель.

Цветной и простой карандаш, фломастеры, кисточка, резинка, альбом, тетрадь.

Просьбы поговорить Можно спросить? Бытовой словарь «Режим дня».

12

«Одежда.

Одежда.


Дидактическая игра «Одежда»

Виды одежды.

Моя любимая вещь.

Надень, сними, одень, раздевайся, пальто, блузка, сарафан, шорты.

Согласие

Да. (Я понял.) Правильно. (С кивком головы.)

Бытовой словарь «Инструменты».

13

Обувь (осенняя, зимняя). Части обуви»

Обувь.


Дидактическая игра «Обувь».


На прогулку.

Как ухаживать за обувью.

Обуваться, кроссовки, кеды, туфли, чешки, сандалии.



Несогласие.

Нет. Неправильно. Бытовой словарь «Посуда».

14

Восстановление деформированного текста по рисунку «Птицы».


Зимующие птицы


Прогулка, наблюдение, кормление птиц.

Забота о птицах.

Снегирь.

Зимовать, галка, синица, снегирь, корм, питаться, кормить, кормушка.

Знакомство. Меня зовут… Моя фамилия…

Бытовой словарь «Погода зимой».

15

Скоро Новый год!

Новый год.



Час общения «Любимый праздник».


Расспросы о новогоднем празднике.

Моя ёлка.

Праздник.

С праздником!

С Новым годом!

Дед Мороз и Снегурочка, Хоровод, веселиться-весело.

Знакомство с помощью вопросов.

Как тебя зовут? А как твоя фамилия?

Бытовой словарь «Птицы».

16

Проект «Пишем письмо Деду Морозу»

Зима.


Час общения «Приметы зимы»

На прогулке.

О зиме.

Играют в снежки, катаются на лыжах, санках и коньках, лепят снеговика.

Бытовой словарь «Домашние животные».

17

Восстановление деформированного текста из предложений по картинкам «На катке».

Зимние каникулы.


Прогулка, подвижные игры.

Зимние забавы.

Как я провел зимние каникулы.

Зимние каникулы, отдыхали, представление.

Каникулы начинаются… и кончаются… .


Привлечение внимания. Извините. Можно спросить.

Бытовой словарь «Прогулка».

18

Посуда.

Посуда.


Виды посуды.

Труд людей зимой.

Части посуды.

Посуда, части посуды, виды посуды.


Ответные реплики на привлечения внимания.

Что? Что вы хотели? Не знаю.

Бытовой словарь «Школьные принадлежности».

19

Мебель.

Мебель.


Дидактическая игра «Мебель».

Части мебели.

В комнате.

Диван, тумбочка, компьютерный стол, обеденный стол, журнальный столик. Школьная, домашняя мебель.

Части мебели: ножка, спинка.


Выражение радости при встрече. Я рад.

Бытовой словарь «Профессии».

20

В магазине.

Аптека.



Экскурсия в медпункт.

Зачем нужен врач.

Дедушка заболел.

Аптека-в аптеку, горчичник, рецепт, лекарство, таблетка.

Лечиться, лечит врач.

Выражение удивления при встрече. Это ты?

Бытовой словарь «В магазине».

21

Составление рассказа по картинке «День рождения» и вопросам

День рождение.

Изготовление поздравительной открытки.

Какие подарки ты получил на день рождение?

Поздравление с Днем рождения.

День рождения, праздник, гости, угощение, подарки.

Отказ.

Нет.

Бытовой словарь «Дни недели, месяцы года».

22

Животные.

Домашние животные.

Дидактическая игра «Домашние животные»

Где живут домашние животные.

О собаке.

Домашние животные, сарай, клетка, конура, питаются.

Запрещение.

Нет. Нельзя. Бытовой словарь « Продукты питания».

23

Мамин праздник.

Восьмое марта.


Аппликация «Открытка для мамы»

Подарок маме.

Поздравление с 8 марта.

Поздравление маме, поздравляю Вас, подарили подарки.

Одобрение.

Хорошо!

Бытовой словарь «Мебель».

24

Труд детей весной.

Труд детей.


Прогулка труд.

Кто дежурный.

Помощники.

Дежурит, помогал, заботился, благодарить.

Приглашение.

Приходи.

Бытовой словарь «Меню в столовой».

25

Изложение «Дети делают клумбу».

Конец зимы.




Прогулка-наблюдение «Как изменилась природа»

О погоде.

Снеговик.

Дни стали длиннее. Солнце светит ярче.


Разрешение. Разреши(те).

Бытовой словарь «Праздники».

26

Как я провел каникулы.

Весенние каникулы.


Час общения «Как я провел каникулы».

О весенних изменениях.

Как я отдыхал.

Весенние каникулы, много отдыхали, прогулки.



Комплимент.

Ты красивая. Ты хорошая. Ты добрая.

Бытовой словарь «Ранняя весна».

27

На льдине.

Весна.


Час общения: «Весна пришла».

Расспроси меня о весне.

Весной во дворе.

Весенние месяцы, веселые ручьи, распускаются почки, лепить снеговика.


Ответные реплики на комплимент. Спасибо!

А ты…

Бытовой словарь «Весенние изменения».

28

Употребление в речи имен прилагательных (по форме, вкусу, цвету)

Продукты.



Прогулка-экскурсия «В магазин»

Какие бывают продукты.

Профессия -продавец.

Молоко, сыр мясо, конфеты, колбаса.

Полезные продукты. Вредные продукты. Питание.



Осведомленность о делах.

Как дела? Что случилось?

Бытовой словарь «Семья».

29

Перелетные птицы.

Птицы весной.


Час общения:

Птицы-наши друзья».

Перелётные птицы.

Птицы прилетели.

Возвращаются перелетные птицы,

строят гнезда,

скворечник, выводят птенцов,

питаются жучками, личинками,

поют, чирикают, перелетают с места на место.

Ответные реплики на вопросы о делах. Спасибо. Хорошо. Плоха.

Бытовой словарь «Перелётные птицы».

30

Обучение составлению связного текста из деформированного по плану (вопросам). Понятия «название», «заголовок».

Весенние работы.


Прогулка-труд «Уборка школьной территории».

Работы в саду.

Работы в огороде.

Окапывать деревья, копать грядки, пахать землю.

Субботник, грабли, метла, лопаты.

Поздравление. Поздравляю. Желаю…

Бытовой словарь «Садовые инструменты».

31

Обобщение по теме «Весна пришла».

Правила гигиены.


Час общения «Правила гигиены»

Зачем нужно соблюдать чистоту.

В умывальне.

Соблюдай чистоту. Чистить, чистюля.

Здоровье, быть здоровым.

Умываться-мыться-мыть.

Ответные реплики на поздравление. Спасибо. И вам.

Бытовой словарь «Демисезонная одежда».

32

Обогащение словаря глаголами, обозначающими виды трудовой деятельности и профессиональных занятий.

Профессии.


Все профессии хороши.

Профессия-воспитатель.

Профессия – учитель.

Столяр, художник, повар, строитель, врач, садовник, почтальон, парикмахер.

Формы общения. Ты-вы.

Бытовой словарь «Обслуживающий персонал».


33

Употребление в речи имен прилагательных (по форме, вкусу, цвету и из чего изготовлен предмет).

Транспорт.


Беседа «Виды транспорта»

ПДД

Как переходить улицу.

Дорога, тротуар, светофор, переход. Соблюдать правила дорожного движения.


Повторение форм речевого этике. Бытовой словарь «Транспорт».


34

Составление рассказа по картине «Лето».

Мониторинг слухоречевого развития обучающихся

Час общения «Как провести каникулы»

Скоро лето.

Что я буду делать летом.

Летний день, утро, вечер, дожди, ливень, гроза, радуга, длинные каникулы, много отдыхать, работа дома, в огороде, поливать, полоть грядки, ходить в лес, за ягодами, душистаяземляника, за грибами, выращивать овощи.

Повторение форм речевого этике. Бытовой словарь « Лето».

35

Резервные часы

Резервные часы.

Срезы по коммуникативным навыкам (бытовой словарь, диалог, монолог)





Модель выпускника 2 класса



Основные требования к умениям учащихся по развитию слухового восприятия:

Учащиеся к концу 2 класса должны уметь:

- воспринимать на слух с аппаратами и без них речевой материал (знакомые по значению слова, словосочетания, фразы), включающий отдельные незнакомые по значению слова, объясняемые контекстом (учащимися с I, II степенями тугоухости), обиходно-разговорного характера, относящийся к организации учебной деятельности и связанный с изучением общеобразовательных предметов;

- воспринимать на слух указанный речевой материал: а) без аппарата на расстоянии не менее 2-2,5 м (учащиеся с I степенью тугоухости), 0,5-1 м (учащиеся со II степенью тугоухости), 0,1-0,2 м (учащиеся с III степенью тугоухости); б) с индивидуальными слуховыми аппаратами на расстоянии не менее 4 м (учащиеся с I степенью тугоухости), 1,25-3 м (учащиеся со II степенью тугоухости), 1-1,5 м (учащиеся со III степенью тугоухости); воспринимать на слух с индивидуальными аппаратами тексты (из 6-9 предложений), содержание которых близко опыту учащихся, а также тексты описательного характера на более близком расстоянии.


Основные требования к умениям учащихся по ФП:

К концу 2 класса учащиеся должны уметь:

I. Речевое дыхание

Произносить слитно, на одном выдохе, ряда слогов (папапа, папапа, папапа), слов, словосочетаний и фраз в 9—10 слогов, выделяя дыхательными паузами синтагмы (сопряженно с учителем, отраженно по подражанию, руководствуясь диакритическим знаком паузы). Например: Сегодня хорошая погода. Рано утром ребя­та пошли на реку (первая — четвертая четверть).

II. Голос

Измененять высоту и силу голоса в зависимости от расстояния до собеседника и необходимости соблюдать тишину (громко, тихо, шепотом) (первая — вторая четверть), в связи с побудительной (повелительной) и восклицательной интонацией (первая — четвер­тая четверть), в связи с логическим ударением — сопряженно и от­раженно (первая — четвертая четверть).

III. Звуки и их сочетания

Дифференцированно произносить в словах звуки:

а) гласные: а—о, а—э, о—у, э—и, и—ы, и—у;

б) согласные:

носовые и ротовые: м—б, н—д, м'—б', н'—д', м—п, н—т, м'—п\ н'—т';

свистящие и шипящие: с—ш, з—ж; аффрикаты: ц—ч;

звонкие и глухие: б—п, д—т, г—к, з—с, в—ф, ж—ш; твердые и мягкие: ф—фь, п—пь, т—ть и др.

IV. Слово

Воспроизводить четырех-, пятисложные знакомые слова с со­блюдением их звукового состава, с выделением словесного ударе­ния и правил орфоэпии (самостоятельно).

Воспроизводить четырех-, пятисложные незнакомые слова с со­блюдением их звукового состава, с выделением словесного уда­рения и соблюдением правил орфоэпии (сопряженно, отраженно, по надстрочному знаку); слитное произносить слова со стечением согласных (в одном слове и на стыке предлогов со словами).

Различать понятия «слог», «ударение». Определять количество слогов в дву-, трех-, четырех-, пятисложных словах, ударного и безударно­го слога; определять место ударного слога. Разделять звуки ре­чи на гласные и согласные; согласные звуки на звонкие и глухие.

Знать правила орфоэпии и уметь самостоятельно пользовать­ся ими в речи:

звонкие согласные перед глухими и в конце слов становятся глухими (варежка, вкусно, зуб, глаз);

безударный о произносится в словах как а;
произношение сочетаний предлогов в, из, под с существительными (в саду, в лесу, из сада, из леса, под стулом, под деревом).

V. Фраза

Воспроизводить повествовательную и вопросительную интона­ции при чтении текста.

Произносить слова и фразы в темпе, присущем разговорной речи (отраженно и самостоятельно).


Основные требования при работе с текстом.

К концу 2 класса учащиеся должен уметь:

  • воспринимать на слух текст объемом 9-10 предложений;

  • определять тему текста и основную мысль;

  • отвечать на вопросы и выполнять задания к тексту;

  • выделять абзацы в тексте;

  • составить план текста;

– пересказать текст по плану и опорным словам;

– озаглавить текст;

  • нотировать текст;


Основные требования к овладению учащимися устной речью.

К концу 2 класса учащиеся должен уметь:

  • отвечать на вопросы полным или кратким предложением;

  • задать вопрос, соблюдая вопросительную интонацию;

  • вести диалог, включающий не менее 3-4 реплик по образцу, по аналогии, с опорой и самостоятельно;

  • составлять монолог по готовому плану, по опорным словам в пределах 3-4предложений;


Основные требования к овладению культурой общения.

К концу 2 класса учащиеся должен уметь:

  • уметь употреблять формулы речевого этикета;

  • познакомиться со сверстником и со взрослым;

  • переспросить, поблагодарить;

  • выразить просьбу, поздравление, пожелания;

  • употреблять ответные реплики.