Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
« Школа-интернат № 6»
Конспект индивидуального занятия по
«Формированию речевого слуха
и произносительной стороны устной речи» в 1 классе.
Учитель – дефектолог высшей категории - Федосеева Ирина Витальевна.
Обучающийся 1-ого класса -7 лет; состояние слуха - двусторонняя нейросенсорная глухота , КИ бинаурально, уровень речевого развития относится к 3 группе – это дети , не приблизившиеся к возрастной норме и не имеющие перспективы сближения с нормой в обычной среде даже при постоянном наблюдении и специальной сурдопедагогической поддержке.
Тема: 1.Автоматизация звуков «Л, В»
2. РСВ текст «Вова молодец!». (Первое занятие)
ЦЕЛЬ:
К концу занятия обучающийся будет:
правильно произносить звук /Л/ в обратной позиции, звук /В/ в прямой позиции слогах, словах, фразах : по подражанию, при чтении, в рядовой речи и самостоятельной речи.
различать знакомый и незнакомый речевой материал с опорой на картинки.
Задачи:
Создать благоприятный психологический настрой на начало занятия через приветствие, вопросы, связанные с настроением.
Учить изменять высоту и силу голоса, произносить слитно, на одном выдохе слоги по подражанию и самостоятельно с использованием фонетической ритмики.
Автоматизировать звук /Л/ в обратной позиции в слогах, словах, фразах по подражанию, при чтении и в самостоятельной речи.
Автоматизировать звук /В/ в прямой позиции в слогах, словах, фразах по подражанию, при чтении и в самостоятельной речи .
В течение урока развивать коммуникативные способности учащегося через диалог, вопросы, поручения.
Развивать слуховое восприятие через восприятие на слух знакомый и слухозрительно незнакомый по звучанию речевой материал: поручения, слова, словосочетания, предложения из текста «Вова молодец!».
7.Воспитывать мотивацию к учению, положительное отношение к занятию, самостоятельность, самоконтроль за собственной речью через построение учебного процесса на деятельностной, личностно-смысловой и эмоционально-психологической основе, технологию успеха, элементы проблемного обучения, использование ИКТ, игровых приёмов.
Ход урока.
ОРГМОМЕНТ.
- Здравствуйте.
-Здравствуй.
Э-…, как меня слышишь?
У: Я слышу хорошо.
- Как дела?
- Хорошо
Э –будешь слушать, думать и говорить.
Э - …, что ты будешь делать на занятии?
- Я буду слушать, думать и говорить.
Работа над дыханием и голосом
Выполнение движений и произношение звуков учеником по подражанию с помощью фонетической ритмики.
Слитно:
А---------О---------Э---------
У---------И---------Ы---------
Повтори.
Кратко:
А--А---О
О---О---Э
И---Ы---И---Ы
- Повтори слоги со звуком «п» 2 раза
У: папапопопупупипипепе
Тренировка узнавания гласных
- Послушай, повтори:
пап, тот, поп, тут, пуп, тит, пип, тат
1.Автоматизация /Л/
-Послушай и узнай звук.
-Будешь правильно говорить звук /Л/
- Послушай и повтори.
Ал-ол-ул
Ол-ал-ул
Ул-ал-ол
Слушай, повтори, покажи: стол, стул, пол.
-Продолжи фразу. (На мониторе предложения с картинками).
Ал-ал-ал-упал
Ол-ол-ол-стол
Ул-ул-ул-стул
Посчитай, сколько в кабинете стульев.
Один стул, два стула….
-Назови и покажи предметы.
Стол. Стул. Пол. Лампа.
На мониторе картинка с изображением: стол стоит, лампа стоит, стул упал.
- Дополни предложения:
……….. стоит
Стул …….
-Составь предложения по картинке:
Вот Вова. Вот стул.Вова сломал стул.
-Что ты делал?
-Я слушал и говорил слоги, слова со звуком/Л/
-Ты хорошо говорил звук/Л/,
А сейчас будешь правильно говорить звук/В/.
Автоматизация /В/ в прямой позиции.
Физминутка со звуком /В/ «Самолёт летит»
- Слушай, повтори слоги: В-а, в-о, в-у, в-ы.
Ва ва во
Во во ва
Ва во ва во вот Вава
Ва ва во
Во во ва
Во ва во ва вот Вова
Сорока, ворона, воробей-птицы.
-Посчитай, сколько ворон.
-одна ворона, две вороны, три вороны;
Сколько ворон? (три вороны)
Сколько воробьёв? (два воробья)
Сколько всего птиц? (всего шесть птиц)
-Назови, кто это?
папа
Вот мама
Вава
Вова
Я
-Как тебя зовут?
-Меня зовут Рома.
-Как зовут девочку?
-Девочку зовут Вава.
Спроси: как меня зовут?
-Как вас зовут?
-Меня зовут Ирина Витальевна.
-Как меня зовут?
-Вас зовут Ирина Витальевна.
-Что ты делал?
-Я слушал и говорил слоги, слова со звуком/В/.
Молодец! Ты хорошо говорил слоги, слова со звуком/В/.
Будешь делать гимнастику для глаз. Следи за предметами на мониторе.
2.РСВ.
-Как меня слышишь?
-Я слышу хорошо.
-Будешь слушать текст.
Мама и Вова гуляли. Вова побежал и упал.
У Вовы болит нога. Вова не плачет. Вова молодец!
О ком я прочитала?
Какие слова ты услышал?
Восприятие предложений с опорой на иллюстрации к тексту.
- Что ты делал на занятии?
- Я слушал, думал и говорил.
-Как ты слушал и говорил?
- Что тебе понравилось на занятии?
МНЕ ПОНРАВИЛОСЬ СЛУШАТЬ И ГОВОРИТЬ.