Занятие на тему: «Одежда»
Цели:
-коррекционно-образовательные: уточнить и закрепить названия одежды; закрепить понятия: верхняя, нижняя (белье), праздничная, повседневная, летняя, зимняя, демисезонная одежда; уметь называть отдельные детали одежды; познакомить детей с названиями материалов; уточнить, кто шьет одежду, где и какие инструменты необходимы; образовывать существительные родительного падежа, уменьшительно-ласкательную форму существительных, прилагательные от существительных и согласовывать их с существительными; согласовывать числительные с существительными; учить составлять описательные рассказы; обогащать и активизировать словарь по данной теме.
- коррекционно-развивающие: развивать словарь; развивать внимание, мышление, память.
- коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, сосредоточенность, положительные эмоции, умение слушать собеседника не перебивая.
Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением одежды; виды ткани;
раздаточный материал – листочки с заданием, цветные карандаши.
Ход занятия:
Организационный момент.
Сегодня на занятии мы поговорим об одежде. Что такое одежда и нужна ли она человеку?
Одежда – это совокупность предметов из ткани, покрывающих тело. Люди носят одежду, чтобы защитить свое тело и быть привлекательными. По тому, как одет человек, можно узнать, где он живет, какой у него образ жизни и многое другое.
Одежду придумали люди в давние-давние времена. Ее делали из шкур животных, убитых на охоте. Одежда помогала людям согреться. Постепенно они научились делать ткани, и одежда стала меняться. Особенно женщины уделяли большое внимание одежде, хотели, чтобы она их украшала. Они шили одежду для улицы, для дома, для праздников, для девочек и мальчиков.
Летом и зимой мы надеваем одинаковую одежду? (Нет).
Летом какую одежду мы носим? (Летнюю). А зимой? (Зимнюю).
А какую одежду мы одеваем весной и осенью? (Демисезонную). Демисезонную одежду мы надеваем весной и осенью.
То есть по сезонам одежда бывает: зимняя, летняя и демисезонная (выставить картинки).
По половому признаку одежда бывает: мужская, женская и детская (выставить картинки).
Как называют одежду, которую мы надеваем на праздник? (Праздничная, нарядная).
Как называют одежду, которую мы носим каждый день? (Повседневная).
По назначению одежда бывает: повседневная, праздничная, спортивная, домашняя (выставить картинки).
Какую одежду надевают на улицу? Какая это одежда? (Верхняя).
На что мы ее надеваем? (На тело).
Какая эта одежда? (Нижняя.) А по-другому можно сказать — белье. (Картинка)
У каждого народа ещё бывает и национальная одежда. (Картинка)
Ещё бывает и специальная одежда: у детей – это школьная форма.
А у взрослых – это специальная одежда для работы. (Картинки). (Для медицинских работников, поваров), рабочая одежда (одежда для строителей): служит для защиты одежды и тела человека от повреждений и загрязнения во время работы.
Ещё бывает ещё и форменная одежда – это одежда для стюардесс, летчиков, проводников поездов, полицейского, пожарного.
Военная форма – для военнослужащих и солдат.
Рассмотреть одежду для мальчиков и девочек. В чём отличие?
Обговорить с детьми детали одежды.
а) У рубашки есть спинка и две полочки. Воротник может быть — круглым, отложным, стоечкой, широким, длинным, узким, вышитым, кружевным и т.д.
Рукав может быть — длинным, коротким, широким, узким, прямым, расклешенным.
Манжета — широкой, узкой, большой, маленькой, кружевной, вышитой.
Карман — большим, маленьким, глубоким, мелким, накладным, внутренним, ложным. Застежки могут быть разные: пуговицы с петельками, молнии, кнопки, клепки, крючки, шнуровка, липучка.
Планка — длинная, короткая, широкая, узкая, вышитая, кружевная и т.д.
Назовите, что есть у рубашки и чего нет у футболки?
Назовите, чем одежда для мальчиков отличается от одежды девочек?
б) Рассмотреть платья. Уточнить дополнительные детали: пояс, ремешок, подол, хлястик, складки и т.д.
Знаете ли вы, из чего делают одежду? Из ткани. Ткани бывают разные: шелковые, шерстяные, хлопчатобумажные, искусственные. Их изготавливают из ниток на ткацких фабриках специальные машины. А люди, которые работают на этих машинах, называются ткачами. После этого ткани раскрашивают специальными красками. И уже потом из них шьют одежду.
Кто же шьет одежду и где? Одежду шьют тоже на специальных швейных фабриках. Туда привозят ткани. Сначала модельеры рисуют фасон (модель), а потом швеи шьют по выкройкам. Готовую одежду везут в магазины, и там мы с вами ее покупаем.
Дидактическая игра «Какая? Какое? Какие?»
Образование прилагательных от существительных.
Например: платье из ситца. Какое платье? — Ситцевое и т.д.
Сарафан из хлопка…
Брюки из шерсти….
Пальто из драпа…
Дидактическая игра «Закончи предложение и сосчитай»
Согласование числительных с существительными.
Это желтая рубашка, а в шкафу лежат пять ... (желтых рубашек).
Это нарядное платье, а на вешалке висят пять ... (нарядных платьев).
Это кожаный плащ, а в магазине продаются пять ... (кожаных плащей).
Это шерстяные носки, а мама купила пять пар ... (шерстяных носков).
Это драповое пальто, а портниха сшила пять ... (драповых пальто).
Физкультминутка
Дидактическая игра «Один и много»
Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.
Например: рубашка — рубашки — рубашек и т.д.
Дидактическая игра «Скажи ласково»
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Например: юбка — юбочка и т.д.
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Подбор слов-антонимов.
Например: длинный рукав — короткий рукав;
узкая юбка — ... ,
короткое платье — ... ,
острый воротник — ... ,
белый костюм — ... .
Пальчиковая гимнастика «Стирка»
Постираю чисто с толком - движения кулачками, имитация стирки
Рубашку, кофту и футболку - поочередное потирание всех пальцев
Свитерок и брюки -
Устали мои руки - встряхивание кистей рук.
Выполнение задания на листочках.
Итог занятия.