Подготовила: Воспитатель
Удовина Галина Михайловна
МБДОУ «Детский сад №2»
г. Усолье - Сибирское, 2018 г.
Конспект НОД на тему «Безопасность и природа»
для детей старшей группы
Цель: Создание условий для воспитания безопасного поведения у детей в природе летом.
Задачи:
Образовательные:
Формировать представления детей о правилах поведения при встрече с насекомыми, во время грозы, при пожаре, на водоемах. Уточнить знания детей о съедобных и ядовитых грибах и ягодах.
Развивающие:
Способствовать развитию мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, любознательности.
Воспитательные:
Воспитывать ответственность за свое здоровье, чувство любви к природе, дружеские взаимоотношения между детьми.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по безопасности, беседы с детьми о правилах поведения в природе, чтение художественной литературы, просмотр презентаций по ОБЖ. Разучивание стихотворений, разгадывание загадок по теме.
Дидактические игры. Рисование насекомых; лепка деревьев, грибов.
Работа с родителями: папки – передвижки «Опасные насекомые!», «Осторожно – гроза!», «Безопасность детей летом».
Технические средства:
Ноутбук.
Мультимедийные - презентация «Съедобные и несъедобные грибы и ягоды».
Музыкальные – аудиозапись «Звуки леса».
Материал:
Демонстрационный: иллюстраций «Насекомые», «Правила поведения на воде».
Для дидактической игры «Что возьмём с собой в лес?»: рюкзак, коробок спичек, мешок для мусора, бутылка с водой, аптечка, лейкопластырь, ватные палочки, рогатка, топор, зажигалка, игрушки.
Раздаточный: картинки; клей-карандаш, салфетки.
Форма проведения: интегрированная НОД.
Форма организации детей: фронтальная.
Методы и приемы:
Наглядный метод – демонстрация наглядных пособий.
Приемы: показ иллюстраций «Насекомые», «Правила поведения на воде»; показ презентации «Съедобные и несъедобные грибы и ягоды».
Словесный метод – беседа.
Приемы: загадки, вопросы к детям, стихотворение, объяснение, указание, пояснение, педагогическая оценка.
Практический метод – игровое упражнение «В лес пошли!», дыхательная гимнастика «Насекомые», создание коллажа «В лесу летом».
Игровой метод – воображаемая ситуация, появление Старичка – Лесовичка, Д/и «Что возьмём с собой в лес?», Д/и «Назови опасных насекомых».
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, изобразительная, двигательная, музыкальная.
Игровые упражнения: «В лес пошли!», «Насекомые».
Интеграция образовательных областей:
«Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно - эстетическое развитие».
Ход НОД:
I Вводная часть:
Дети вместе с воспитателем становятся в круг.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Собрало друзей всех в круг
Я твой друг, и ты мой друг.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Путешествовать пойдём.
II Основная часть:
Звучит аудиозапись «Звуки леса». Выходит Старичок – Лесовичок, в руках корзинка с грибами и ягодами.
Старичок - Лесовичок:
Здравствуйте, ребята!
Я весёлый старичок,
Старичок-Лесовичок,
Я люблю гулять по лесу
Знаю лес и лес люблю
В гости вас к себе зову!
Воспитатель: Ну, что пойдем к Старичку - Лесовичку в гости?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, а что такое лес?
Дети: Лес – место, где растёт много деревьев, растений, грибов, ягод и в нём живут животные.
Старичок - Лесовичок: Сегодня я вам расскажу, какие опасности могут подстерегать вас в лесу, на природе. Научу вас оберегать себя в разных опасных ситуациях. Дети, а как вы понимаете слово безопасность?
Дети: Безопасность - это когда ведёшь себя так, чтобы не случилось беды, неприятности.
Воспитатель: Нам нужно взять всё необходимое, что может пригодиться в лесу.
Дидактическая игра «Что возьмём с собой в лес?»
Приготовлены предметы: рюкзак, коробок спичек, мешок для мусора, бутылка с водой, аптечка, лейкопластырь, ватные палочки, рогатка, игрушки, топор, зажигалка, игрушки. Из этих предметов дети выбирают необходимые.
Воспитатель: даже в самом обычном лесу, в котором вы не раз бывали с взрослыми, человека подстерегает множество опасностей. Одна из них - в лесу можно заблудиться.
Старичок - Лесовичок: Если это произошло, нужно оглядеться. Выйти на открытое место (поляну или к водоёму) и оставаться на одном месте. Оставлять по пути свои метки, периодически громко кричать: «Ау! » или «Помогите, спасите! »
Воспитатель: Собираясь отдыхать в лесу, какие правила нужно соблюдать?
Дети: Ходить только по тропинкам и дорожкам.
Воспитатель: Почему? (ответы детей)
Старичок - Лесовичок: Помните! В траве много насекомых, которых вы можете потревожить. Они могут на вас напасть и искусать.
Дидактическая игра «Назови опасных насекомых»
(иллюстрации на доске: шмель, пчела, оса, комар, клещ, муха)
Воспитатель: Чем опасны эти насекомые? Чем не рекомендуют пользоваться, собираясь в лес?
Дети: Не следует пользоваться духами. Пахучие вещества насекомые воспримут как сигнал бедствия и могут напасть.
Воспитатель: При встрече с насекомыми, не машите руками. Не разоряйте осиное или пчелиное гнездо. Почему нельзя этого делать?
Дети: Вспугнув их, они собираются всем роем и жалят своего обидчика.
Воспитатель: Ребята, давайте покажем Старичку – Лесовичку дыхательную гимнастику про насекомых.
Дыхательная гимнастика «Насекомые»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
«Комарик» : Встать прямо, выполнить полный вдох, на выдохе тихо, с повышением голоса, длительно произнести «з-з-з-З-З-З».
«Прилетает по ночам, не дает уснуть он нам:
Зло звенит, над ухом вьется, только в руки не дается».
«Жук»: Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить «ж-ж-ж».
«Я — жук, я — жук, я здесь живу. (Плавно размахивать руками).
Я все жужжу, жужжу, жужжу». (Ритмично переступать ногами).
«Пчёлка»: Нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову.
Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимать грудную клетку и на выдохе произносить: ж-ж-ж). Затем на вдохе разводить руки в стороны, расправлять плечи и произносить:
Полечу и пожужжу,
детям мёда принесу (встать и, разведя руки в стороны, делать круг по комнате, возвращаться на место).
Воспитатель следит, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.
Старичок - Лесовичок: Отлично! Я тоже по утрам буду делать такую дыхательную гимнастику, она полезна для здоровья! А вы, увидев насекомых, отойдите и понаблюдайте за ними, и узнаете много нового и интересного из их жизни. Запомните! Осы, пчёлы и шмели предпочитают синий, розовый и фиолетовый цвета. Мухи – желтый, а бабочки - красный. Поэтому не надевайте разноцветную одежду в лес.
Воспитатель: Ребята, какую одежду нужно одеть, собираясь в лес?
Дети: Одежда должна быть светлой - на ней легче заметить насекомое и она должна закрывать всё тело. Обязательно нужно надевать головной убор.
Воспитатель: Перед тем, как мы поговорим еще об одной опасности, отгадайте загадки:
«Меня никто не видит, но всякий слышит,
а спутницу мою всякий может видеть,
но никто не слышит» (Гром и молния).
«Грохочет без рук,
горит без огня» (Гром и молния).
Воспитатель: Ребята, вспомните, в какое время года чаще всего бывает гроза?
Дети: Летом.
Старичок - Лесовичок: Если гроза вас застала в поле, ее лучше переждать в овраге, можно лечь, нельзя бежать по полю. А в лесу лучше укрыться под кустарниками, под деревьями опасно стоять.
Воспитатель: Все дети любят купаться в реке, приятно в жаркий день искупаться.
Старичок - Лесовичок: Но перед тем как зайти в воду, надо вспомнить правила безопасного поведения на воде, вы их, ребята, знаете?
Воспитатель показывает детям иллюстрации, дети объясняют правила:
— без взрослых нельзя входить в воду
— нельзя прыгать в воду
— толкать друг друга в воде
— заходить глубоко в воду.
Старичок - Лесовичок: Молодцы, дети, знаете правила!
Воспитатель: А теперь предлагаю пойти за грибами и ягодами.
Проводится физкультминутка «В лес пошли!»
Дети утром рано встали,
За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.)
Приседали, приседали,
Белый гриб в траве нашли. (Приседания.)
На пеньке растут опята,
Наклонитесь к ним, ребята,
Наклоняйся, раз-два-три,
И в лукошко набери! (Наклоны.)
Вон на дереве орех.
Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.)
Если хочешь дотянуться,
Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.)
Три часа в лесу бродили,
Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.)
Утомил всех долгий путь —
Дети сели отдохнуть. (Дети садятся.)
Старичок - Лесовичок: Вот сейчас мы проверим, какие вы набрали грибы и ягоды.
Показ презентации «Съедобные и несъедобные грибы и ягоды»
Детям предлагается назвать ягоды и грибы, а затем объяснить съедобные они или нет.
Старичок - Лесовичок: Но запомните, ребята, грибы, которые вы не знаете, оставьте на полянке, не топчите, не сбивайте. Все грибы в лесу нужны. То белочка грибок съест, то ежик, а мухоморами в лесу лоси лечатся.
Воспитатель: Ребята, в лесу бывают и другие опасности.
Послушайте стихотворение:
Дети взяли в руки спички -
Нет жилья у бедной птички.
После страшного огня
не осталось даже пня.
Да, это пожар! В сухую жаркую погоду, достаточно одной спички, чтобы лес загорелся!
Старичок - Лесовичок: Дети, а вы знаете причины возникновения пожара?
Дети:
— Когда люди разводят костер на сухой траве.
— Когда люди разводят большие костры или костры при ветре.
— Не потушенный костер.
— Брошенная спичка.
Старичок - Лесовичок: Как надо себя вести, чтобы не было пожара?
Дети:
— Не играть со спичками.
— Уходя, костер залить водой или засыпать землей.
Старичок – Лесовичок: Правильно, ребята!
Воспитатель: Спасибо тебе, Старичок – Лесовичок, ты нас многому научил! Пока мы с тобой гуляли по лесу, закрепили правила безопасного поведения на природе летом.
Старичок – Лесовичок: Я уверен, что вы всегда будете выполнять правила безопасного поведения на природе. А у меня для вас подарок – вареньем угощайтесь, да домой возвращайтесь!
Дети: Спасибо! До свидания, Старичок – Лесовичок!
III Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, давайте Старичку – Лесовичку тоже сделаем подарок – коллаж под названием «В лесу летом». На столе лежат картинки (по разным темам), вам нужно выбрать каждому одну по теме «Лес летом» и наклеить на ватман. Согласны?
Дети: Да!
Звучит аудиозапись «Звуки леса. Дети выполняют работу.