Конспект открытого урока
"Работа над каноном в младшем хоре"
Дата: 24.10.2018
Учащиеся: младший хор
Преподаватель: Досмухамбетова В.М.
Тема урока:
Работа над каноном в младшем хоре.
Тип урока:
Освоение новой темы; закрепление умений и навыков по новой
теме.
Цель урока:
Развитие навыков пения канона.
Задачи урока:
1.Образовательные: сформировать навыки пения канона;
выработать у учащихся умение чётко провести свою партию при
одновременном звучании другой.
2.Развивающие: развитие музыкальной восприимчивости,
т. е. умения слышать и слушать, умения анализировать и
сопоставлять; расширение музыкального кругозора учащихся.
3.Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость на
музыку, содержание текста; воспитывать интерес к народной
музыке других стран на примере французской народной песни
«Братец Яков»; воспитывать желание исполнять песни в
самостоятельной деятельности; воспитывать любовь к музыке,
потребности общения с искусством.
Оборудование.
Словесный текст и нотный текст изучаемого канона; музыкальные
инструменты: фортепиано, бубен, маракас; магнитофон.
Предварительная подготовка:
Преподаватель подготовила рассказ о том, что такое канон.
Технологическая карта урока
Форма урока:
Практическое занятие.
Форма организации урока:
Коллективная.
Тема урока, его место в целом программы:
Работа над каноном в младшем хоре, подготовка к пению
более сложных двухголосных произведений.
Структура урока:
1.Организация начала урока. Сообщение темы, цели и задач
урока - 5 мин.
2. Основная часть урока - 35 мин.
3.Подведение итогов - 5 мин.
Возможная личностно-значимая проблема:
Обратить внимание на страну, к которой относится данный
канон; уметь чувствовать связь эпох и поколений через предметный
мир и произведения искусства.
Планируемые результаты урока:
Учащиеся показывают уровень знаний по данной теме; учатся
правильно исполнять канон как целостное музыкальное
произведение.
Методы обучения:
1.Наглядный (слуховой и зрительный);
2. Словесный;
3. Объяснительно-иллюстрированный в сочетании с
репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и
воспроизведение услышанного детьми).
Методические приёмы:
1.Творческие задания, стимулирующие мысленную деятельность;
2.Применение индивидуального подхода; наблюдение за развитием
учащихся; групповой и индивидуальный опрос;
3.Одобрение, поощрение учащихся с целью стимуляции их
интереса к занятиям, как способ вызвать положительные эмоции,
повышающие работоспособность детей.
.Психологические условия науроке:
1.Психологически-комфортная отмосфера; эмоциональное
удовлетворение;
2.Личностно-ориентированное общение; учёт уровня музыкального
развития;
3.Учёт индивидуальных особенностей;
4.Дифференцированный подход.
Источники информации:
Школьные ноты; методическая литература; музыкальная
энциклопедия.
Ход урока:
Этапы урока | Содержание | Прогнозируемый результат |
1.Организационный модуль | Вступительная часть Приветствие детей : Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой «Канон». Канон в переводе с греческого языка означает «правило, порядок». Музыкальный канон – песня, исполняемая особым образом. Все участники канона поют одну и ту же мелодию с одним и тем же текстом, вступая поочередно. Тот, кто начинал петь первым и заканчивает первым. Пение каноном стало очень популярным в 16- 17 веках. Среди них есть мелодии, принадлежащие как известным, так и анонимным авторам. | Учащиеся приветствуют учителя, садятся на места. Смотрят видеоролик «Слава солнцу, слава миру». В.А. Моцарт |
2. Мотивационный модуль | Учитель: Каноны пелись и на веселых праздниках, и в семейном кругу, в церкви. Один из известных канонов – французская песня «Братец Яков». Наглядно показать один из многочисленных вариантов текста канона, который выписан так, как он звучит в исполнении: 1 голос: Братец Яков, Спишь ли ты? В колокол звонили: бим-бом-бом! 2 голос: Братец Яков, Спишь ли ты? В колокол звонили:бим-бом-бом! | Учащиеся внимательно слушают. Слушают аудиозапись канона «Братец Яков» |
3. Практический модуль (Этапы разучивания) | 1. Речевая декламация. Предложить ребятам продекламировать первую строчку всем вместе. Продекламировать еще раз, а учитель декламирует каноном. Разделить хор на две группы, вторая группа теперь - вместо учителя. Таким же образом можно озвучить и 3-голосный вариант: разделить хор на 3 группы или выбрать одного из учеников декламировать третий голос. 2. Ритмический канон. Для усвоения формы канона можно предложить ребятам исполнить «ритмический канон», с помощью музыкальных инструментов: 1голос – бубен, 2-голос - маракас. Двоим учащимся дать в руки музыкальные инструменты и попросить их ритмично простучать ритм. Договориться, кто будет «идти первым», а кто вторым. Исполнить ритмический канон: Если позволяет наличие и разнообразие инструментов, вызвать большее количество человек и еще раз исполнить канон. 3. Музыкальный канон. Освоив исполнение ритмического канона можно приступить к пению. Для начала мелодию канона пропеть всем хором в унисон вместе с учителем: Довести до чистого унисона a-cappella. После того как выучена мелодия, учитель исполняет 1-голос, а один из сильных учащихся 2 – голос (остальные ребята слушают ) Перед пением можно предупредить детей: «У нас может не получиться, но так и должно быть». Спеть несколько раз .Затем добавить еще несколько человек, методом «снежного кома». В этом процессе мелодия канона пропета уже несколько раз. Затем вместо учителя поставить сильных детей. Все петь a-cappella, в динамике р, слушать друг друга, вертикаль. Напоминать детям: «Сначала слушаю, потом пою». Обращать внимание на точные вступления голосов, умение держать темп от начала до конца. 4. Канон с движением. Заключительным этапом в работе над каноном может стать его исполнение по методике В. Жилина: | Учащиеся вместе с педагогом исполняют канон в варианте речевой декламации. Исполняют канон с помощью бубна и маракаса Учащиеся исполняют канон несколько раз пока не будет хорошо выучена мелодия, включаются в пение по очереди методом снежного кома Учащиеся образуют 2 круга. каждый голос (группа детей) встает в круг и поет мелодию, медленно двигаясь по кругу и взявшись за руки. Если канон 2-голосный – 2 круга, Первый кружок - небольшой, второй – чуть больше, Каждый «круг» начинает двигаться только с началом пения своего голоса. Учитель помогает на моментах вступления каждому «кругу». Напоминать ребятам, чтобы они слушали друг друга и двигались «в такт музыки». Этот этап вносит оживление в работу над разучиванием канона и очень нравится детям. Они с удовольствием и быстрее запоминают музыкальный материал. |
6. Итоговый модуль | 6. Рефлексия Учитель: Ребята! Наш урок подошел к концу. Чему мы научились сегодня на уроке? Какие новые слова узнали? | Ребята отвечают на вопросы преподавателя. Прощаются . |