Конспект открытого занятия по математике в старшей группе «Математическое царство»
Возрастная группа: старшая
Выполнила: воспитатель первой квалификационной категории
Гридина Елена Анатольевна
Тема НОД: «Математическое царство»
Образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
Цель: Формирование элементарных математических представлений; повышение интереса детей к изучению математики.
Задачи:
- закреплять счет в пределах 10;
-уметь находить в числовом ряду число и соседние с ним числа;
-различать геометрические фигуры по форме, цвету, величине;
-закреплять умение ориентироваться на листе бумаги;
-закреплять знания названий дней недели, их последовательность;
-упражнять в порядковом счете;
-развивать логическое мышление, внимание, память;
-воспитывать интерес к математике, вызвать чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Средства реализации: конверт (с письмом и разрезной картинкой от жителей страны Математики), карта, телевизор, шкатулка с призами, карточки с цифрами от 1 до 10, мяч, 4 полоски полоски одинаковой шириной, но разной длиной и цветом, три листа с геометрическими фигурами, гуашь, кисточка, стаканчик с водой
Методы и приемы:
наглядные методы (демонстрация) и приемы (показ образца)
словесные методы (рассказ педагога, беседа) и приемы (вопросы, пояснения, объяснения)
игровые методы (воображаемая ситуация) и приемы (появление объектов, выполнение игровых действий, создание игровой ситуации)
Мотивационно - побудительный этап деятельности.
Дети входят в группу, где летает шар, к ниточке которого привязан конверт. В конверте письмо и разрезная картинка с изображением жителей страны Математики.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое? (Обращает внимание детей на конверт).
Давайте откроем конверт и узнаем, от кого мы его получили. (Открывает, в нем разрезная картинка и письмо).
Что надо сделать, чтобы узнать, от кого это письмо пришло к нам? Собрать картинку.
Организационно-поисковый этап деятельности
Воспитатель: Все ясно! Это написали нам жители страны Математики!
На экране появляются маленькие человечки.
Нужно скорее прочитать письмо, может там что – то важное: «Здравствуйте ребята. Пишет вам царица Математика. Мне очень нужна ваша помощь! Злой волшебник заколдовал меня и жителей моей страны. И теперь в моей стране беспорядок. Я прошу помощи у вас. Помогите мне, пожалуйста, навести порядок в моей стране и превратить злого волшебника в доброго». Вы готовы к путешествию?
«Вы должны собрать шесть медальонов от каждого жителя. Поможет вам карта. Удачи вам, ребята!
Воспитатель: Ну что, ребята, начнем наше путешествие?
Воспитатель: На чем мы можем отправиться в путешествие? (ответы детей) Дети могут предложить несколько вариантов
Воспитатель: – Итак, мы отправляемся в наше путешествие на поезде, просьба занять свои места - поезд отправляется! (Дети строятся друг за другом, кладут руки на плечи стоящему вперед (звучит музыка),
Воспитатель: Итак, мы прибыли в город «Логика». Прошу пассажиров покинуть вагоны для выполнения заданий. В этом городе нас ждут с вами загадки:
«Математическая разминка» Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.
1. Сколько ушей у двух мышей? (4)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Сколько глаз у светофора? (3)
4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
5. Сколько солнышек на небе? (1)
6. Сколько носов у двух котов? (8)
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы на все вопросы ответили правильно и за правильное выполненное задания жители математической страны дарит вам первый медальон.
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на карту, чтобы узнать куда двигаться дальше. Все верно, мы отправляемся в следующий город, который называется «Цветные дорожки» (Звучит ритмичная музыка, дети строятся в «поезд» и под музыку двигаются к следующей «станции». )
Воспитатель: Внимание. Нам с вами надо пройти, по той дорожки которая составляет 4 мерки.
Воспитатель: Как нам узнать, где эта дорожка? ( нужно измерить)
Воспитатель: чтобы точно узнать длину дорожки нужно ее измерить. Можно измерить ниточкой, палочкой, полоской. А мы будем измерять вот такой условной меркой (показ). Чтобы правильно измерить длину дорожки нужно приложить мерку ровно к краю дорожки, затем зафиксировать пальчиком там, где мерка закончилась, затем переложить мерку к зафиксированному пальчику и снова отметить её конец и так, пока всё не измерите. А чтобы узнать, сколько мерок поместилось, будем откладывать бусинки каждый раз, как приложим мерку.
Воспитатель: Какая дорожка составляет 4 мерки? (Синяя) На сколько мерок она длиннее оранжевой ( на 1 мерку)
Вот какие молодцы, и с этим заданием справились! Получите второй медальон.
Воспитатель: Молодцы, нам пора отправляться дальше….следующий город «Невезения». (Звучит ритмичная музыка, дети строятся в «поезд» и под музыку двигаются к следующей «станции». )
Воспитатель: В этом городе случилось несчастье – перепутались дни недели. Нам нужно правильно расставить дни недели.
Дидактическая игра: «Живая неделя», «Назови соседей». Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, сопоставлять каждый день недели с определенным цветом; называть «соседей» дня.
Какой сегодня день недели? (Четверг)
Какой день недели между понедельником и средой? (вторник)
Сколько всего дней в неделе? (Семь)
Какой день недели стоит за вторником? (Среда)
Сколько выходных дней в неделе? Назовите их.(2, суббота, воскресенье)
Назовите день недели после четверга? (Пятница)
Воспитатель: Куда карта указывает дальше? А теперь в путь! Мы отправляемся к следующей станции, которая называется «Геометрические фигуры».
Воспитатель: Злой волшебник заколдовал жителей этого города – они стали невидимыми. Чтобы расколдовать жителей мы должны правильно разгадать загадки, которые он нам оставил:
1. Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо
Кто же я такой, друзья?...(круг)
2. Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…(квадрат).
3. Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь?...(треугольник).
Во время отгадывания загадок дети на доске раскрашивают лист акварелью, где проявляется фигура .
Воспитатель: Вы отлично справились с заданиями – жители города Геометрических фигур расколдованы! Они благодарят нас и дарят четвертый медальон.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на карту, куда нам двигаться дальше? ( к городу «Цифроград».)
( Ребенок выбирает одну из 6 тропинок и проходит по ней, в конце находит цифру)
Воспитатель: Ребята, мы с вами оказались в городе «Цифроград». Как вы думаете, кто в нем живет? (цифры). Вам кто –нибудь встретился по пути? Злой волшебник заколдовал всех жителей страны и все числа перепутались в числовом ряду от 1 до 10. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему
посчитай числа по порядку, так как ты их расставил.
попробуй посчитать в обратном порядке от 10 до 1.
Ребята, Назовите соседей числа 6, 2;
какое число находиться между числами 8 и 9
Назови число, которое больше числа 3 на 1.
Назови число, которое больше числа 5 на 1.
Воспитатель: Какие вы молодцы, ребята! Вы расколдовали жителей города. В благодарность они подарили вам пятый медальон.
Воспитатель: Куда карта указывает дальше? Мы отправляемся к следующий город, который называется «Город Художников»
Воспитатель: Чтобы приступить к следующему заданию, давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: Жители страны Математики очень любит рисовать. Их дома внутри были украшен картинами, но злой волшебник их украл, и в домах стало грустно и не уютно. Давайте поможем жителям страны Математики и подарим им картины. Но рисовать мы будем не обычным способом.
И так, вы художники, а я ваш помощник.
«Что, где?» Цель: закреплять умение детей ориентироваться на листе бумаги, различать правую и левую стороны, употреблять слова и предлоги (справа, слева, впереди, позади; над, под, между)
Сейчас мы будем создавать картину. Я вам буду называть место и изображение, которое вы должны изобразить на этом месте. (Раздается на каждого ребенка картинка-фон)
-Под лавкой нарисуйте один цветок,
- между деревом и лавкой один гриб,
-в верхнем левом углу солнышко,
-в правом верхнем углу облачко,
-в нижнем правом углу изобразите пруд.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, вы получаете шестой медальон.
Рефлексивно – корригирующий этап деятельности
Воспитатель: Вот мы и собрали все медальоны. Но для того, чтобы злой волшебник больше никому не смог сделать ничего плохого, нужно взять волшебный сосуд, где находятся все злые чары волшебника и сделать её прозрачной. Тогда злой волшебник превратится в доброго волшебника и будет творить только добро!
(Подготовленную бутылочку, с водой и раствором перманганата калия
вместе с детьми добавить перекиси, взболтать, накрыть салфеткой и дать подуть детям на бутылочку под звуки музыки).
Воспитатель: Дети вы молодцы, злые чары рассеяны волшебник стал добрым.
Воспитатель: - Вы справились с заданиями от царицы Математики?
- Какое задание понравилось больше всего?
- Какое вызвало затруднение?
Воспитатель: Спасибо милые друзья! Каждый просто – молодец, путешествию конец! С математикой дружите, свои знания копите! А нам пора возвращаться в детский сад!
Здравствуйте ребята!
Пишет вам царица Математика. Мне очень нужна ваша помощь! Злой волшебник заколдовал меня и жителей моей страны. И теперь в моей стране беспорядок. Я прошу помощи у вас. Помогите мне, пожалуйста, навести порядок в моей стране и превратить злого волшебника в доброго». Вы готовы к путешествию?
Вы должны собрать шесть медальонов от каждого жителя. Поможет вам карта. Удачи вам, ребята!