Тема урока:
«Что такое глобус»
Цель: формирование и развитие ценностного отношения учащихся к совместной учебно-познавательной деятельности при ознакомлении с новыми понятиями «материк» и «океан».
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Задачи:
Образовательные задачи:
- помочь детям усвоить новое понятия «материк» и «океан»;
- научить узнавать и показывать на карте все материки и океаны.
Развивающие задачи:
- развивать пространственное воображение, познавательный интерес, кругозор, творческие способности.
- развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом.
- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в парах;
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные задачи:
- содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;
- способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение);
- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Планируемые результаты
Личностные:
- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве;
- уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
- быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- формулировать тему урока и цель урока;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;
- выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, карта, иллюстрация);
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, пары.
Коммуникативные УУД:
- доносить свою позицию, приводя аргументы;
- оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
Предметные:
- уметь объяснять значение терминов «материк», «океан»;
- работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой);
- находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;
- расширить знания о материках и водных пространствах нашей планеты.
Технологии обучения: технология деятельностного метода.
Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:
учебник: Г.Г. Ивченкова, И. В. Потапов Окружающий мир 2 класс, часть 1. М.: Астрель, 2013; компьютер, проектор, презентация,
глобус, физическая карта полушарий, атласы, раздаточный материал.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный этап. | Прозвенел сейчас звонок, Начинаем наш урок. Окружающий нас мир Интересно познавать Его тайны и загадки Вы готовы разгадать? - Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. Пожелайте друг другу удачи на пути к знаниям во время урока «Окружающий мир». Работаем – Слушаем- Отвечаем на вопросы-
| Да Учащиеся хором: Дружно! Внимательно! Быстро и сознательно! |
2. Актуализация знаний. | -Сейчас мы вспомним тот материал, который изучали на предыдущем уроке. Я предлагаю вам поработать в парах и разгадать кроссворд. - Кто справился – показали готовность. Кто все слова отгадал правильно? Кто не отгадал какие – нибудь слова и под каким номером? | Учащиеся отгадывают предложенный кроссворд. Молодцы! Учащиеся осуществляют самопроверку с экрана. Молодцы! Одноклассники помогают. |
3. Определение темы и постановка целей урока. | Какое слово спряталось в кроссворде? О чём же мы сегодня будем говорить ? Какова тема урока? Правильно. Тема нашего урока « Что такое глобус». А вы знаете что – нибудь о глобусе? А хотите ещё что – нибудь узнать? Какую же цель мы поставим сегодня на урок? Хорошо! Вот мы этим сейчас и займёмся. Где мы можем узнать про глобус? Открываем учебник на с. 60. Давайте посмотрим, правильно ли мы сформулировали тему урока ? | Глобус Будем говорить о глобусе. Отвечают, что знают. Да Узнать, что изображено на глобусе, что обозначают разные цвета. В учебнике. Да, правильно. |
4. Совместное «открытие» знаний. | Найдите и прочитайте 2 абзац текста. Как вы поняли, что такое глобус? Учитель демонстрирует глобус. Что обозначают разные цвета на глобусе? Какого цвета больше на глобусе – голубого или коричневого? Почему? Синим цветом обозначают моря и океаны. Кто знает, сколько всего океанов? Давайте найдём эти океаны на глобусе. Самый большой океан да еще и самый глубокий- Тихий.. Он занимает половину всей водной поверхности Земли. Второй по площади океан – Атлантический. По одной из версий Атлантический океан получил свое название от мифического континента Атлантида. Самый теплый - Индийский океан, вода в нем 35,5 градусов. Вода в нем теплая, как парное молоко. Кто знает, как называется 4 океан? Верно, он самый холодный и самый мелкий. Большую часть года он покрыт льдом. Все 4 океана образуют огромную массу воды, которую называют Мировым океаном. Посмотрите на доску. Это карта полушарий. Глобус разделили пополам и получили 2 полушара – полушария. Давайте найдём эти океаны на карте. Рабата с картой полушарий и атласами, которые лежат у детей на парте. Кроме океанов на глобусе и карте отмечены моря, реки, озёра. Везде ли вода имеет одинаковый цвет? Почему? | Уч. ся читают. Модель Земли. Вода – голубой цвет, суша-зелёный и коричневый. Воды больше, чем суши. 4. Северный Ледовитый. Тёмный цвет – глубокие места, а светлый – мелкие. |
Физкультминутка. | К морю дружно мы спустились Наклонились и умылись Раз, два, три, четыре; Вот так славно освежились. А теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно: Вместе раз – это брасс, Одной рукой, другой рукой – это кроль. Вышли на берег крутой И отправились домой.
| Слова сопровождаются движениями. |
Открытие нового знания ( продолжение) | Кроме океанов на глобусе обозначена суша.( показать) Что же это такое? Давайте найдём определение в учебнике. Сколько на Земле материков? Учитель называет и показывает материки на глобусе и карте. Евразия – самый большой материк, чтобы перелететь с запада на восток надо потратить целые сутки. Конечно, раз материк такой огромный, то и природа здесь очень разнообразна: от снежных равнин до вечнозеленых лесов. От низменностей до самых высоких гор в мире – Гималаев. Самый жаркий материк – Африка. Говоря об Африке, мы сразу вспоминает об африканских слонах, о царе зверей – льве, о самом длинношеем животном – жирафе. Австралия – самый сухой материк Земли и самый маленький. -Северная Америка и Южная Америка. Природа Северной Америки очень разнообразна. Это земля Великих озер и высоких гор. Южная Америка – самых влажный материк мира. Здесь выпадает больше всего осадков. -Антарктида – край вечных льдов. Очень долгое время считали, что это океан покрытый льдом, а не материк. Но сейчас уже доказано, что это материк. | Уч. ся читают определение в учебнике. Учащиеся ищут в атласах. |
5.Первичное применение нового знания | Сколько океанов? Сколько материков? Работа в парах. Собрать материк и сказать, как называется. Какой материк не назвали? Молодцы! | Называют и показывают. 6. Антарктида |
6. Подведение итогов. Рефлексия. | Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли нам ее решить? Поделитесь свои настроением и работой на уроке: Я работал с __________ настроением. Узнал__________________________ Научился______________________. Знания пригодятся______________. | Да Уч. ся рассказывают. |
7. Домашнее задание. | Запишите в дневник дом. задание. С. 60 прочитать, пересказ, в. 4, 5, 6. | Уч- ся записывают Д.З. в дневник. |
8.Выставление оценок. | Мне сегодня понравилось, как вы работали. Молодцы! Я хочу сказать спасибо (имя ученика) за активную работу, правильные ответы, настоящая палочка – выручалочка и поставить оценку – 5. Спасибо за урок! | Названный ученик встаёт и называет того, кто также был активен и так по цепочке. |