Тип урока: подгрупповое логопедическое занятие.
-оформлять предложение на письме.
-соотносить предметы труда и профессии.
1.Технологии формирования речевого дыхания.
2.Здоровьесберегающие технологии.
3.Суд-жок.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Коррекционная работа |
1. Мотивация к деятельности. Цель: Организовать учеников. Настроить учеников на занятие. Способствовать созданию благоприятного психологического климата. | - Здравствуйте ребята. Скажите пожалуйста, на какое занятие вы пришли? -Чему мы учимся на наших занятиях Молодцы. | Отвечают на вопросы учителя. - На логопедических занятиях мы учимся красиво и правильно говорить. | Коррекция поведения, внимания |
2. Логопедическая зарядка Цель: Подготовка артикуляционного аппарата к дальнейшей речевой работе, выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения, развитие фразовой речи на плавном выдохе. | 1.Дыхательные упражнения «Бабочка и цветок» А для того чтобы правильно и красиво говорить, давайте сделаем зарядку для артикуляционного аппарата. -Вспомним, как правильно выполнять упражнение для дыхания. 2.Артикуляционная гимнастика -Выполним упражнения для язычка. «Иголочка», «Чашечка», «Качели», «Чашечка» 3. Работа над чистоговоркой Ткет ткач ткани на платки Тане. 4.Подведение итога | Дети, сделав глубокий вдох, плавно, не раздувая щёк, дуют на бабочку, «сидящую» на цветке». Выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалом, с учителем по подражанию, по инструкции, самостоятельно. Повторяют чистоговорку. | Коррекция плавного речевого выдоха Формирование артикуляционных укладов Формирование чёткости, точности, внятности, чистоты речи |
3.Актуализация знаний Цель: Активизировать все мыслительные операции, познавательные процессы. Актуализировать знания по теме. | Чтобы узнать то, о чём мы будем сегодня с вами говорить, нужно отгадать загадки: Слайд 1-4(отгадки) Темной ночью, ясным днём Он сражается с огнём. В каске, будто воин славный, На пожар спешит… (пожарный) Кирпичи кладёт он в ряд, Строит садик для ребят. Не шахтёр и не водитель, Дом нам выстроит… (строитель) Кто пропишет витамины? Кто излечит от ангины? На прививках ты не плачь – Как лечиться, знает… (врач) На витрине все продукты: Овощи, орехи, фрукты. Помидор и огурец Предлагает… (продавец) - Как вы думаете, как одним словом назвать что это? (профессии) Слайд 5 Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. -Прочитайте. Что вы прочитали? Как это называется? (предложение) Из чего состоит предложение? (из слов) Сегодня мы будем говорить о разных профессиях и учиться составлять предложение из 3-4 слов - Что такое профессия? (дело, занятие, работа). - Профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь. Люди имеют самые разные профессии и выполняют различную работу. Они зарабатывают деньги, чтобы купить одежду, пищу, жильё. - Какие профессии ещё вы знаете? (парикмахер, и др.) -Какие профессии нужны в школе? (учитель, воспитатель, медик, повар) | Отгадывают загадки. Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока. | Развитие мыслительных операций, обобщение, классификация |
4. Закрепление материала. Цель: закреплять умение составлять предложение. Расширять знания по лексической теме. | 1. Игра «Отгадай профессию» -Ребята, посмотрите на эти столики, это рабочее место каждой профессии. ( на столе лежат ( нитки - швея, расческа - парикмахер, кисточка малярная – штукатур-маляр, стамеска-столяр) У меня для вас есть большая корзина с предметами, вам нужно взять по одному инструменту и картинку с названием профессии которые вам подходят. -Давайте назовем каждую профессию и вспомним — кто что делает и чем занимается. - Какие же вы молодцы! 2.Игра « Самая-самая» Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по нашему мнению, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике и составить предложение. Назовите профессии: -Самая зеленая (садовод, лесник, специалист по ландшафтному дизайну, цветовод-декоратор ...) -Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...) -Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...) -Самая волосатая (парикмахер...) -Самая детская (воспитатель, педиатр, детский психолог, учитель...) -Самая смешная (юморист, клоун, пародист...) -Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...) -Самая серьезная (не имеет право на ошибку) (сапер, хирург, разведчик, милиционер, политик, психолог...) | Дети узнают, называют профессию по инструменту, который лежит на парте и отвечают на вопрос «что делает?/чем занимается?» составляют предложение). Дети называют профессии и составляют предложение. | Обогащение, активизация словаря Расширение кругозора |
5.Физминутка Цель: Выполнение охранительного, двигательного режима, смена деятельности; снятие напряжения мышц спины, плечевого пояса. | «Парикмахер» Быстро голову помыли! (Имитируют мытьё головы шампунем) Расчесали, посушили. (Сначала пальцами рук расчёсывают голову, потом поглаживают) Взяли ножницы, расчёску. (Показывают пальцами ножницы и расчёску) Вот и сделали причёску! (Руки в стороны, как бы красуясь) | Дети выполняют движения | Снятие напряжения, выполнение охранительного режима |
6. Закрепление материала. Цель: закреплять умение составлять предложение. Расширять знания по лексической теме. | 1. «Посчитай ка» - А теперь немного посчитаем. Я возьму мячик и покажу как надо выполнять это задание, а потом каждый из вас повторит тоже самое. (Подкидывает мяч и говорит 1 повар – 2 повара - 5 поваров). 1 продавец – 2 продавца – 5 продавцов 1 строитель – 2 строителя -5 строителей 1 врач- 2 врача -5 врачей 1 парикмахер – 2 парикмахера – 5 парикмахеров Ну как, ребята, понравилось играть с мячом? 2.Пальчиковая гимнастика «Поварята» с шариком су-джок. Муку в тесто замесили, А из теста мы слепили: (катаем шарик между ладонями по кругу в одну сторону, потом в другую) Пирожки и плюшки, Сдобные ватрушки, Булочки и калачи. (нажимая шариком на каждый палец) Всё мы испечём в печи. Будет очень вкусно! (катаем шарик между ладонями по кругу в одну сторону, потом в другую) 3. Работа в тетради Игра «Волшебный треугольник» (на доску вешаем схему синквейна) Сейчас мы будем учиться строить предложения из трех- четырех слов и правильно оформлять их на письме. - Ребята, что изображено на нашем треугольнике? Одна линия - это слово-предмет (Кто? Что?) Две волнистые линии – слова- признаки (Какой? Какая? Какое? Какие) Три стрелочки – слова-действия (Что делает?) По этой схеме нужно составить предложение со словами врач, художник и записать его в тетрадь. (Добрый врач лечит детей.) -Посчитайте сколько слов в предложении? Поставьте ударение в каждом слове. | Подкидывают мяч по очереди и считают. Выполняют движения с суд-жок. Обучающиеся составляют по схеме предложения и записывают в тетрадь. | Развитие мыслительных операций . Коррекция фонематического слуха. Улучшение координации и мелкой моторики Коррекция каллиграфии. Коррекция дисграфии. Формировать навык правильного оформления предложений на письме с умением комментировать написанное. |
5.Рефлексия Цель: Подвести итоги занятия. Приучать обучающихся к самоконтролю, адекватной самооценке | -Вот и закончилось наше занятие. -Чему мы сегодня учились? (строить предложения.) О каком виде деятельности мы сегодня говорили? (о профессиях) -Что понравилось, а что было трудно? Самое интересное на занятии было … Я научился … Я узнал нового… -Какую профессию вы выбрали для себя? -Я надеюсь, что в будущем вы станете мастерами своего дела. До свидания! | Дети отвечают на вопросы. | Формирование самоконтроля, адекватной самооценки |