Урок по теме
«Родственные слова. Корень слова»
2 класс
УМК: «Перспективная начальная школа»
Учебник: Чуракова Н. А. Русский язык 2 кл.: в 3 ч./под редакцией М.Л. Каленчук. — М.: Академкнига/Учебник
Используемые технологии: технология смешанного обучения (модель «Ротация станций»); технология шестиугольного обучения.
Описание технологий
Смешанное обучение — это одна из форм интерактивного обучения. Смешанное обучение — это принципиально новый подход с точки зрения изменения позиции в нём субъектов образовательного процесса и роли информационно-коммуникационных технологий.
Технология смешанного обучения – это единый, целостный учебный процесс, предполагающий сочетание познавательной деятельности учащихся в режиме самостоятельной, в диалоге с товарищем, в диалоге с учителем.
На уроке использована модель «Ротация станций» или «Смена рабочих зон». При реализации этой модели класс делится учителем на несколько групп в зависимости от задач урока и индивидуальных особенностей и пространство в кабинете делится на 3 зоны (станции): 1) зона непосредственного взаимодействия с учителем, 2) зона работы онлайн и 3) зона работы в группе. Перед началом урока дети видят на доске, кто в какой группе начинает работать и садятся в соответствующую зону. (Приложение 1) Одна из групп занимается изучением материала за компьютером (индивидуальная работа), другая работает с учителем фронтально, третья занимается самостоятельной индивидуальной работой, групповой работой или работой над проектом. В течение урока группы между собой меняются таким образом, что каждая группа обучающихся проходит через все три станции. Принципиальным отличием данной модели от традиционного последовательного прохождения даже аналогичных трех видов деятельности являются дополнительные возможности дифференциации и индивидуализации учебного процесса, связанные с гибким, динамическим формированием групп и возможностями работы учителя с малыми группами в тот момент, когда большая часть учеников работает самостоятельно.
В зоне «Онлайн» используются цифровые образовательные ресурсы — неотъемлемая и очень важная составляющая смешанного обучения. На данном уроке использован тест, созданный в программе My TestX Test (My TestEditor). При этом ученик может выполнять задание несколько раз до тех пор, пока не выполнит правильно. Главное в интерактивных заданиях - чтобы ученик научился, а не получил отметку.
Благодаря тому, что функцию объяснения темы пусть и частично берет на себя программное обеспечение, учитель может уделить больше времени индивидуальной работе с учениками в зоне «С учителем». В этой зоне учитель может проработать самые сложные аспекты учебного материала. Ориентируясь на уровень подготовки группы, учитель организует работу таким образом, чтобы она способствовала не только усвоению учебного материала, но и освоению способа применения полученных знаний и выработке навыков их применения.
Шестиугольное обучение - один из приемов развития критического мышления. В основу Федерального государственного образовательного стандарта положен системно-деятельностный подход, при котором главное место отводится активной и разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ученик должен быть вовлечен в процесс обучения, учиться логически мыслить, сопоставлять, классифицировать, обобщать. В работе используются шестиугольные карточки, которые называются гексами. Каждая из шестиугольных карточек — это некоторым образом формализованные знания по определённому аспекту. Все шестиугольники соединяются благодаря определённым связям.
Можно вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их и предложить ученикам собрать мозаику. В шестиугольники можно вписать словосочетания, слова, текст. Учащиеся должны выполнить задание и соединить шестиугольники. Также это может быть картинка или текст, учащимся надо собрать единое целое. На данном уроке использован именно такой вариант работы с карточками. На них написаны слова, которые нужно разделить на две группы родственных слов.
Можно оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме. В таком случае учебной задачей является прибавление пунктов в каждой из категорий по мере работы над темой. Такой вариант хорошо работает, если есть возможность дать учащимся время для углубленного изучения темы. Данный вариант работы уместен как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний.
Работа может быть как индивидуальной, так и групповой.
Можно использовать маркированные шестиугольники. Гексы могут быть разного цвета, и тогда каждый цвет будет объединять учебный материал в определенную категорию. Учащиеся получают задание – соединить шестиугольники, устанавливая между этими категориями различные связи. В данном случае цвет отражает определённую квалификацию, то есть учебный материал распределяется по каким-либо общим признакам.
Гексы могут быть с изображениями, из которых учащиеся складывают коллаж.
Использование шестиугольников является простым и эффективным способом развития таких навыков как способность выбирать, классифицировать и связывать доказательства.
Цель: формирование понятия «корень слова».
Задачи: (на данном уроке должны решаться задачи, как данного урока, так и всей темы).
1. Познакомить с понятием «корень слова» и его символическим изображением;
2. Развивать умение распознавать и подбирать родственные (однокоренные) слова;
3. Учить находить и выделять корень в родственных (однокоренных) словах;
4. Воспитывать интерес к русскому языку.
Задачи с точки зрения технологии смешанного обучения:
1. Формировать у учащихся устойчивый познавательный интерес через различные виды деятельности.
2. Реализовывать деятельностный и дифференцированный подход в обучении.
3. Добиваться активизации учащихся, включенности каждого ребенка в работу на уроке.
4. Развивать коммуникативные и регулятивные УУД на основе совместной работы в группах с последующим обсуждением работы в рамках всего класса.
Планируемые результаты
Предметные:
Различать родственные слова и формы одного слова
Распознавать родственные слова, выделять в них корень, подбирать родственные слова.
Группировать родственные слова с разными корнями.
Наблюдать над единообразным написанием корня в родственных словах.
Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня.
Метапредметные:
Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Логические: синтез как составление целого из частей, сравнение, классификация объектов.
Коммуникативные: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения, учиться работать в паре.
Учиться выполнять различные роли в группе
Регулятивные:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Личностные:
устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; определять общие для всех правила работы в паре;
Этап урока , его задачи | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Вовлечение - постановка проблемного вопроса или краткое введение в тему урока. -определение темы урока, -формулирование своей цели каждым учащимся, нужно понять, как её добиться и определить конкретные измерители достижения цели. | Для вовлечения в урок читает текст: Язык – наш учитель. А каждое слово – урок. Особенно интересны уроки родственных слов. Вот тракторист. Он водит трактор. Трава подорожник растёт у дороги. Опёнок – это гриб. Ищи его около пней. Зимовьем называют место, где зимуют. А гостиница? Это место, где останавливаются гости города. Кто такой путник? Это человек, который в пути. А попутчик - это тот, которому с тобой по пути. Родственные слова помогают понять, как образовалось слово, что оно обозначает. - О каких словах говорится в тексте? Чему нас учат родственные слова? - Продолжим тему... «Родственные слова» - Вспомните, чему учились на прошлых уроках? Сегодня продолжим оттачивать эти умения. - Определим тему этого урока. - Вспомните 2 главных признака родственных слов. (запись на доске) Родственные слова общий смысл общая часть - Общая часть родственных слов в русском языке имеет своё название. Без чего не может вырасти дерево? - Также и для слов корень - это главная часть, сердцевина слова, его смысловой центр. Слово не может существовать без корня. Благодаря тому, что слова живут семьями, их легче понимать и писать, так как корень в родственных словах пишется одинаково. - Сформулируйте тему урока. - Какую цель поставим? Чему хотите научиться к концу урока? - В конце урока каждый из вас оценит у себя умения, представленные на листе самооценки | Слушают текст, по мере чтения пробуют объяснить значения слов через родственные. Понимают, что на уроке пойдет речь о родственных словах. Вспоминают, что учились делать на прошлых уроках: различать родственные слова и формы слова, выделять родственные слова по двум признакам. Формулируют тему урока: Родственные слова. Корень слова. Формулируют цель: научиться выделять корень в словах. Знакомятся с листом самооценки, проговаривают критерии оценки. | Личностные: смыслообразование, формирование мотивации к обучению Регулятивные: принятие и сохранение цели в совместной с учителем деятельности; самооценивание Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
Инструкция - дать четкие инструкции для работы в каждой зоне. Можно эти инструкции прописать в маршрутном листе. | - Вы работаете группами на трех станциях («Работа с учителем», «Работа над проектом», «Работа на компьютере»). По сигналу каждая группа перемещается на другую станцию. На станции «Работа с учителем» будем распознавать родственные слова, выделять в них корень, а также выделять группы родственных слов в работе с шестиугольниками. На станции «Работа над проектом» каждой группе нужно вырастить из маленького корня словесное дерево. Это значит, группе нужно подобрать и записать на листьях дерева слова с данным корнем. Не забывайте, работа в группе — это совместная работа. На станции «Работа на компьютере» вам нужно пройти тест «Родственные слова. Корень слова». Читайте задания внимательно, постарайтесь выполнить их правильно. Если вам не понравятся результаты, тест можно пройти заново. В листе самооценки поставить оценку за тест. | В начале урока учащиеся уже распределены по группам согласно карте станций. | Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану. |
Ротация последовательная работа каждой группы в каждой из зон | Контролирует процесс работы групп, оказывает помощь. Осуществляет индивидуальный подход. | В зоне «Работа с учителем» учащиеся знакомятся с определением понятия «корень» в учебнике, узнают, как графически выделяется корень слова. Выполняют задание под руководством учителя (для всех групп): В ряду родственных слов найти лишнее слово. Обосновать выбор. Выделить корень. Борьба, борец, бороться, воевать. Море, морс, морской, моряк. Снег, снеговик, по снегу, снегурочка. Боль, больной, болеть, больная. Задание для первой группы. Работа с шестиугольниками -вод-/-вод-, Несмотря на то, что у всех слов на шестиугольниках одинаковый корень, их нужно разделить на две группы родственных слов. (понаблюдать за словом водопровод) Задание для второй группы: проверяет и заканчивает работу первой группы. Задание для третьей группы: работа с корнями -гор-/-гор-. В зоне «Работа над проектом» каждая из групп подбирает родственные слова с одним из корней: -ход-, -сад-, -род- и записывают их на изображении дерева. Используют в работе тексты. | Коммуникативные Совместно договариваться о правилах общения, учиться работать в паре. Регулятивные: выполнение плана; самоконтроль, Познавательные общеучебные: поиск информации; анализ и интерпретация информации, ее преобразование. Выбор наиболее эффективного способа решения задачи с зависимости от условий. Логические: синтез как составление целого из частей, сравнение, классификация объектов. |
Подведение итогов зоны «Работа над проектом» - защита перед классом спикерами каждой группы результатов групповой работы: алгоритм решения задач, схемы, кластеры и т.д. | - Представитель каждой группы выходит к доске и рассказывает, какую часть проекта выполняла группа и какую учебную цель достигли, выполнив задание. | Спикер каждой группы защищает перед классом результаты работы: проговаривает тему, цель и результат. | Коммуникативные оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. |
Формирующее оценивание - организуется соотнесение учащимися результатов своей учебной деятельности с поставленными в начале урока целями. | - Подведем итоги урока. - Что такое корень слова? - Родственные слова по-другому называют однокоренными, объясните, почему? Родственные слова общий смысл общая часть корень Однокоренные слова - По результатам своей работы на уроке дайте оценку своим умениям по теме. - Над чем еще нужно поработать? | По схеме повторяют определение понятия «корень». Работают с листом самооценки. Определяют проблемы в усвоении материала. | Регулятивные: оценка и осознание качества усвоения материала. Личностные: ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности. |