План-урока по теме « СССР накануне Великой Отечественной войны»
Цель: познакомить с основными событиями внешней и внутренней политики СССР в сентябре 1939 – 1941 г., на основании изученных материалов и дать оценку подготовке СССР к Великой Отечественной войне.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Форма урока: урок смешанного типа
Задачи урока:
Образовательные: раскрыть причины нарастания международной напряженности, определить основные задачи перед началом военных действий.
Воспитательные: выработать у учеников чувство патриотизма, находить главные моменты в международных отношениях , которые сыграют важную роль в развитии СССР.
Развивающие: дать возможность ребенку анализировать, систематизировать полученные знания, иметь свое собственное мнение на ситуацию, вести дискуссии.
Планируемые результаты:
предметные: сформулировать представление о мерах про укреплению обороноспособности страны, предпринимаемых советским руководством накануне Великой Отечественной войны, показать просчеты советского руководства, ставшие причиной поражений в начале войны.
метапредметные УУД: 1) коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; осознавать уровень и качество достигнутого результата; 3) познавательные: работать с учебной информацией, собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, решать творческие задачи.
личностные: уважительно относиться к прошлому своей страны, понимать историческую обусловленность и мотивацию поступков исторических деятелей.
Оборудование: учебник, карты, дополнительный материал к уроку. ( один на парту или каждому ученику)
ХОД УРОКА
I.Мотивационно – целевой этап.
Пакт о ненападении, подписанный СССР и Германией 23 августа 1939 г.,был заключен сроком на десять лет, однако советское с руководство не питало иллюзий, что он будет соблюдаться столь долго. Летом 1940 г., после победоносных действий вермахта в Западной Европе и разгрома Франции, стало очевидно, что нападение Германии на СССР — вопрос ближайших лет или даже месяцев. Поэтому власти СССР пытались предпринять все возможные меры для укрепления обороноспособности страны, чтобы отсрочить вступление в войну. Каковы были эти меры и насколько успешными они оказались, мы поговорим на сегодняшнем уроке.
II.Актуализация знаний
Вспомните, в чём заключались причины успеха плана блицкрига Германии на Западе. Вспомните характерные черты операций нацистской Германии и её союзников на европейском театре военных действий?
Деятельность ученика: Изучив материалы об экономическом развитии страны, обобщать содержащиеся в них сведения. Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между историческими объектами.
III. Введение в новый материал
1 сентября 193 г. Германия напала на Польшу. Спустя два дня Великобритания и Франция объявили войну Германии. Так началась Вторая мировая война. На первом ее этапе СССР оставался нейтральным государством и при этом смог использовать соглашение с Германией для расширения собственных границ. Власти СССР использовали это время для перевода экономики на военные рельсы, перевооружения и реорганизации Красной армии. Главной задачей советской дипломатии в этот период стало недопущение провокаций, которые дали бы Германии повод обвинить СССР в агрессивных намерениях и разорвать договор о ненападении.
IV. Изучение нового материала
План урока:
1.Внешняя политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны.
2.Формирование военного производства и освоение новой военной техники. Реорганизация Красной Армии. Укрепление трудовой и производственной дисциплины.
1.Внешняя политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны.
Работа с п.1 параг.20 + работа с Приложением № 1
После того, как в ночь 16 на 17 сентября польскому послу в СССР была вручена нота, в которой говорилось, что « советское правительство не может безразлично относиться к тому , чтобы единокровные украинцы и белорусы, проживающие на территории Польши, брошенные на произвол судьбы, остались беззащитными»
Работа с Приложением № 1
Какие признаки дали понять, что Польское государство потеряло свою состоятельность?
Согласно информации в учебнике, мы видим, что СССР в 1940 г. произошли изменения в границах СССР.
30.11.1939 г. - началась советско-финляндская война.
Работа с Приложением № 2
1.Почему, несмотря на то, что в результате войны с Финляндией СССР достиг своей главной цели, это война способствовала падению международного престижа Красной армии и распространению мнения о ее слабости?
2.В ответ на протест министра иностранных дел Великобритании против действий СССР в Прибалтике летом 1940 г. советский посол в Лондоне И.М. Майский рассказал притчу о тяжело больном крестьянине, которого обворовали соседи, забрав корову, лошадь и плуг, а тот вопреки ожиданиям выздоровел и потребовал вернуть отнятое назад. « Кто же агрессор – крестьянин или соседи?» - спросил советский посол. Что он имел ввиду под этой аллегорией?
Анализ территориальных приобретений СССР в 1940 г. по п.1 параг.20
Новая союзная республика | Обстоятельства образования и присоединения к СССР |
Карело-Финская ССР | Образована в марте 1940 г. после окончания Совестко-финляндской войны. Состояла из бывших финских территорий м Карельской АССР |
Литовская ССР | Вошли в состав СССР в августе 1940 г., после прихода к власти в Литве, Латвии, Эстонии просоветских правительств. |
Латвийская ССР |
Эстонская ССР |
Молдавская ССР | Образована в августе 1940 г. в результате объединения румынской Бессарабии и Молдавской АССР в составе Украины |
2. Формирование военного производства и освоение новой военной техники. Реорганизация Красной Армии. Укрепление трудовой и производственной дисциплины.
Накануне Второй мировой войны, составляя третий план пятилетний план, советское руководство уделило первостепенное внимание развитию оборонной промышленности. Полученную в результате заключения пакта о ненападении с Германией отсрочку вступления в войну предстояло использовать для интенсивного наращивания производства оружия и военной техники, перевооружения производства и реорганизации Красной армии, перевода экономики на военные рельсы.
Работая с пп. 2-4 параг.20, заполняем таблицу, посвященную мерам, предпринятым в СССР в 1930 – 1941 гг. для подготовки к войне. (дома продолжить)
Мера по подготовке к войне | Содержание | Недостатки |
Развитие военной промышленности | | |
Реорганизация Красной армии | | |
Укрепление трудовой дисциплины | | |
V.Подведение итогов урока, рефлексия.
Каких результатов удалось достичь СССР за два года отсрочки вступления в войну, полученной благодаря договору о ненападении?
Запись в тетради, фиксируя ответы учеников на доске и выделяем главное.
Полученная отсрочка позволила:
Отодвинуть государственные границы на запад благодаря значительным территориальным приобритениям.
Выявить недостатки в организации Красной армии в ходе Советско-финляндской войне и предпринять меры по их исправлению.
Нарастить военное производство и создать предпосылки для перевода экономики на военные рельсы.
Заключить договор с Японией, обезопасив свои границы на востоке
Создать предпосылки для формирования антигитлеровской коалиции.
VI. Домашнее задание
Прочитать параг.20 , изучить записи в тетради+закончить таблицу посвященную мерам, предпринятым в СССР в 1930 – 1941 гг. для подготовки к войне.
Приложение № 1
Приложение № 2