Технологическая карта самоанализа урока по литературе в 8 «В»
Литература.8 класс
Дата урока: | 19.05.2021; | Учитель: | Керимова Людмила Александровна | Класс:8 | В |
Тема урока: | Человеком надо быть всегда" (по рассказу Елены Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро»» с применением технологии критического мышления: «чтение с остановками»). |
Тип урока: | Урок анализа художественного произведения | Оснащение урока:. | текст рассказа, презентация, мультимедийный проектор | Формы организации познавательной деятельности: . | фронтальная, групповая |
Цель урока: | Знакомство с литературным произведение, открытия для мира героини. Развитие аналитического и творческого мышления. Формирование таких универсальных учебных действий, как синтез, анализ, обобщение, конкретизация. |
Задачи: | Обучающие: познакомить учащихся с рассказом Елены Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро», понимание авторского замысла, основной идеи рассказа . | Развивающие: 1) Развивать критическое мышление, речь учащихся, интуицию; развивать умение давать оценки поступкам героев. 2) обучение навыкам анализа текста с извлечением конкретной информации, развитие ассоциативного мышления, устной и письменной речи, навыков совместной работы; | Воспитательные-формирование доброго отношения к людям, целеустремленной личности, ответственной за свои поступки, умеющей преодолевать трудности, находящей своё место в жизни. |
Метод обучения: | Анализ текстового материала; самостоятельная, индивидуальная, групповая, фронтальная работа; творческая работа и др. |
Основные термины и понятия: | Текст, анализ эпизодов рассказа, литературный портрет, средства выразительности, особенности стиля писателя |
Планируемые образовательные результаты: |
Личностные: | Метапредметые: | Предметные: |
желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом учебном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена коллектива; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; уважительное отношение к родному языку на примере художественных текстов | владение различными видами речевой деятельности; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения | Исследовательская деятельность по овладению алгоритмов мыслительных операций при определении авторской идеи художественного текста. Овладение лексикой анализа художественного текста. Диалоговые отношения посредством анализа художественного текста. |
Структура урока.
1. Оргмомент.
Задача: мотивировать деятельность учащихся на уроке, эмоционально настроить детей на работу.
2.Мотивация к изучению темы урока.
Задача: показать актуальность и важность темы для опыта речевого общения.
Продуктивным чтением является такое чтение, при котором вместо скорости прочтения и воспроизведения фактурной информации, ведется перечитывание всех видов текстовой информации, глубокое понимание текста.
Всю работу можно разделить на три этапа.
Первый этап технологии – работа с текстом до чтения. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Завершается этап постановкой цели: «Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения».
Цель этапа – вызвать у ребенка мотивацию прочитать текст.
Второй этап – работа с текстом во время чтения: в ходе «медленного чтения» следует показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае нам помогает приём комментированного чтения.
Цель этапа – обеспечить полноценное восприятие текста учащимися.
Третий этап – работа с текстом после чтения.
Цель - достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли
Практическая часть
1 этап. Работа с текстом до чтения
1) Посмотрите, пожалуйста, на портрет писателя. Вам что-нибудь известно об этом авторе?
2) По названию художественного произведения и по иллюстрациям давайте попробуем предположить, о чём же будет автор нам рассказывать?
3) Может, иллюстрации нам помогут разобраться, кто герои этого произведения? Какова тема этого текста? Высказывают предположения.
4) Какова цель нашего урока? (Осмыслить содержание произведения, определить тему, обозначить проблему)
На этом же этапе ставятся цели урока с учетом готовности учащихся к работе.
Весь рассказ мы читать сразу не будем, будем читать с остановками.
2 этап. Работа с текстом во время чтения. Осмысление содержания
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации.
По ходу чтения ведётся «Диалог с автором» (приём).
Чтение текста (с остановками) и работа по группам.
I остановка:
Кто герой произведения?
От какого лица ведётся повествование?
Чей голос мы слышим?
Вступите в диалог с автором?
Почему Светку в классе не любили?
II остановка:
Почему ребята не любили Рыжуху брать с собой в походы?
С чем сравнивает герой её голос?
III остановка:
Почему в поход Женька не хотел пустить Рыжуху?
Как вы думаете, что чувствовала Светка, когда её сумку выбросили на пол причала?
IV остановка:
Что показалось необычным рассказчику в театре?
Почему только сейчас рассказчик это понимает?
Какие чувства передают эмоционально окрашенные предложения в тексте?
Какую роль играют контекстные синонимы «пела-выла»?
Обобщающая беседа.
Ответьте на вопрос: «Что же помогло героине выстоять?».
Благодаря своему сильному характеру Света не сломилась, выстояла. Умела прощать одноклассникам. Пение спасало девочку. Эта мысль подчеркивается автором использованием ряда однородных членов "в предложении: в её голосе было что-то родственное "с начинающей травой, легкими облаками, теплым воздухом". Мы открываем душевное состояние девочки, ей хорошо на природе. Исцеляло ее озеро. Определим символику озера в рассказе. Во многих древних культурах оно представлялось источником жизни. Погружение в озеро означало возрождение и восстановление. Озеро символизирует идею «уровней» — вода всегда связывается с отношениями между глубоким и поверхностным, внешним и внутренним.
3 этап – работа с текстом после чтения.
Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
Учитель ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла
- Рассказчик, заканчивая повествование о бездушном отношении одноклассников к Сергеевой, честно пишет: «Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий». Почему рассказчик делает такой вывод?
(Запоздало осознает свою вину, вину одноклассников; сожалеет, что никто из них не захотел увидеть в Светке талант, понять её внутренний мир. Слова «рыжий» – «золотой» употреблены в тексте в переносном значении. Называя Светку «золотой», повествователь подчёркивает, что она расцвела; ее умение петь, которое раздражало всех одноклассников, раскрылось во всей красе. А говоря, что «рыжие» они, «весь класс рыжий» рассказчик сожалеет о том, что Светку дразнили и обижали, смеялись над ее пением. Они, глупые школьники, просто не видели глубины её внутреннего мира. Жизнь, как лакмусовая бумажка, показала истинный «цвет» каждого.называя Светку «золотой», повествователь подчеркивает, что она расцвела , её умение петь, которое так раздражало всех одноклассников, раскрылось во всей красе. Жизнь со временем показала истинный «цвет» каждого).
- Нашла ли Света «СВОЁ ОЗЕРО»? - Почему рассказ назван «Не пускайте Рыжую на озеро»? Согласны ли вы, что достоинство – человеческая «стоимость», оценка деяний и образа жизни человека?
- Другого мучить – так прикольно.
Все счастливы и все довольны.
Подумаешь – немножко больно,
Но мы ж по-дружески, любя.
И громко я кричу: довольно!
Ведь круг замкнется. И невольно
Прошепчешь тихо: «Братцы, больно! -
Когда возьмутся за тебя.
Ваши впечатления о рассказе?
Что вы можете рассказать о личности автора после прочитанного произведения?
О чём этот рассказ? (О жестокости. Автор поднимает проблему жестокости, бездушного отношения среди подростков. Данная тема актуальна и в наши дни).
- По мнению учёного Б.М.Бим-Бада, слабость человека проявляется в агрессии, стремлении к разрушению, а сила - в великодушии и благородстве. Согласны ли вы с его мнением? Кого из героев повести можно назвать сильным, а кого слабым человеком?
- Читая и обсуждая рассказ, мы пришли к выводу, что обидев человека, не поддержав его в сложную минуту и предав его, можно сломать ему жизнь, а потом мучиться и жалеть о содеянном. Вот почему нам нужно быть добрее, человечнее, быть отзывчивыми к чужой боли и чужой беде. Нужно научиться сострадать и прощать. Только тогда человек станет духовно и нравственно чище.
Рассказ учителя о писателе и беседа с обучающимися о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: обучающийся сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения.
Методическая сторона урока: урок целенаправлен, составлен в соответствии с современными требованиями к уроку. Продумала и решила в единстве задачи образования, воспитания и развития.
Психологическая сторона урока: урок проходил в деловой атмосфере, обучающиеся четко реагировали на все действия учителя и продуктивно выполняли задания, темп речи учителя умеренный, позволяющий учащимся осознанно воспринимать всю информацию.
Проанализировав занятие, можно сделать вывод: заявленные цели находили отражение в каждом этапе урока, прослеживалась взаимосвязь всех этапов (наличие выводов после каждого этапа и итог в конце урока), что способствовало обеспечению целостности и завершенности занятия.
Урок подготовлен в соответствии с требованиями основных нормативных документов, соблюдена предметная компетентность, прослеживаются метапредметные связи, уделено внимание рефлексии педагогической деятельности, наглядно продемонстрирована совместная учительская и ученическая деятельность. Руководствуясь вышеизложенной информацией, считаю цели и задачи урока достигнутыми.