СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Местоимение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Местоимение"»

Разработка урока по русскому языку по теме «Местоимение как часть речи»



Класс: 2

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели урока : 

- освоить определение понятия «местоимение», сформировать умение находить местоимения в тексте, заменять имена существительные местоимениями, отличать местоимения от других частей речи.

-  организовать учебную деятельность обучающихся по освоению понятия « местоимение»,

-формировать у обучающихся умения находить местоимения в тексте, заменять имена существительные местоимениями, отличать местоимения от других частей речи.

Оборудование:  проектор, компьютер, презентация, карточки с тестом, карточки с местоимениями, карточки со словами для определения местоимения, карточки с разноуровневыми заданиями для индивидуальной работы

Ход урока

  1. Организационный момент.

Богат и красив наш русский язык

Его познаем мы все снова и снова

Должны говорить правильно мы

Ведь это для нас основа.

Сегодня мы отправляемся в мир русского языка и познакомимся с новой темой.

Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения.




  1. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята , а для чего нужно учить русский язык? ( Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового, полезного.)


2.Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

- Прочитайте текст и скажите, какая ошибка в нем допущена.

Волк – хищное животное . Волк считается лучшим охотником.

У волка острые зубы и сильные лапы. ( на слайде)

- О каком животном говорится в данном тексте? ( о волке)

- Какая речевая ошибка допущена в этом тексте? ( Повтор слова волк)

- Как исправить эту ошибку? ( Заменить слова сова другим словом.)

- Каким словом можно заменить слово волк ? ( Хищник, он)

- Какой текст получится? Прочитайте.

. Волк – хищное животное . Он считается лучшим охотником.

У него острые зубы и сильные лапы. ( на слайде)

- Какой частью речи является слово волк? ( именем существительным)

- Вместо какой же части речи мы употребили слово он? ( вместо имени существительного).

- Как вы думаете, о какой части речи мы будем говорить? ( о местоимении)

- Сформулируйте тему урока.

- Правильно тема урока « Местоимение как часть речи».

- Какую цель мы поставим перед собой на этот урок? ( Узнаем что такое местоимение; будем учиться отличать местоимения от других частей речи)

4. Открытие нового знания.

- Для начала выясним, почему же эта часть речи получила такое название?

- Может быть это уже кто-то знает? ( ответы уч-ся)

- Попробуйте сделать вывод, что такое местоимение. ( ответы обучающихся)



В старославянском языке этот термин был образован слиянием сочетания слов «Вместо имени» с помощью суффикса –й-. а начальное «в» исчезло в результате фонетических процессов. Так появилось слово «Местоимение».

Есть такое стихотворение про местоимение ( слайд) :

- Как бы вы сказали про себя, используя местоимение? (Я)

- Про друга ? ( он)

- Про подругу? ( она)

- Про детей ? ( они)

- Как бы вы обратились к другу ? ( ты)

- А к взрослому человеку? ( Вы)

- В чем же различие существительного и местоимения?

( Существительное называет предмет, а местоимение только указывает на предмет, не называя его.)


5.Физминутка

Если я назову местоимение, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете.

Я, зеленый, стол, рисовать , мы, красный, говорить, облако.

6. Первичное закрепление.

Дифференцированная работа в группах.

- Вспомним правила работы в группах

( на слайде)

- Мы –команда!

- Мы активны!

- Мы слушаем и помогаем друг другу!

1 группа: Замени выделенные существительные местоимениями

По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки старых сосен и сеяли на землю холодный мелкий дождь.



2 группа: Замени, где нужно существительные местоимениями.

Мама! Ласковая и добрая. Мама всегда заботится о нас. Маша любит свою маму. Маша хочет быть похожей на неё.




3 группа: Замени, где необходимо, имена существительные местоимениями

Юра идёт на каток. Юра катается на коньках. Нина любит лыжный спорт. Нина участвует в лыжной эстафете. На небе появилось облако. Облако закрыло солнце.




4 группа: Замени, где необходимо, имена существительные местоимениями

Оля сегодня дежурная в классе. Оля пришла в школу пораньше. Чуть позже пришёл Миша. Миша будет поливать цветы. Дежурные навели порядок в классе. Дежурные приготовились к уроку.


( После выполнения всех заданий, все задания читают вслух)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Учитель: Ребята, посмотрите на слайд. Перед вами текст. Прочитайте этот текст и выпишите предложения с местоимениями. Местоимения подчеркните.

Ночью выпал снег. Он покрыл землю пушистым ковром. Налетела вьюга. Она подняла в воздух легкие снежинки. Они закружились в хороводе.

- Проверьте правильность выполнения задания по слайду.

- Поднимите руки те, кто выполнил задание верно.




8. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Наш урок заканчивается, давайте подведем итоги урока.

Вспомните ,какую цель мы ставили в начале урока. Добились мы целей?

- Почему вы считаете, что мы добились целей? ( Узнали, что такое местоимение, научились его использовать вместо имени существительного)

- Оцените свою работу по пятибальной системе, выберите смайлик цветом , который вам по душе. ( на карточке)