СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по окружающему миру "Тундра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Тундра".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по окружающему миру "Тундра"»

Окружающий мир 4 класс___________

Тема: Тундра

Цели деятельности учителя

Создать условия для ознакомления с географическим положением природной зоны – тундры, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека; определения границы знания и «незнания»; способствовать формированию у учащихся представления о природной зоне тундры; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»

Тип урока открытие нового знания

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, картой «Природные зоны», организовывать рабочее место.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях

Ход урока:


  1. Орг. момент.

  2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности


Кроссворд

В путешествиях можно многое узнать

И друзьям об этом потом рассказать.

Новая природная зона приглашает нас –

И опять в экспедицию отправляется класс.

А чтобы тему урока узнать,

Кроссворд нам надо разгадать!


1. Короткое название ледяной зоны. (Арктика.)

2. Птица с необычным клювом. (Тупик.)

3. Название острова, на котором расположен заповедник. (Врангеля.)

4. Арктика – царство снега и… (льда).

5. Растение, живущее в толще воды. (Водоросли.)

6. Виды рыбы обитающей в северных морях. (Чайка.)

Ключевое слово: ТУНДРА

II. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания.

Графический диктант

учитель читает предложения. Если высказывание верное, учащиеся ставят знак «+». Если высказывание неверное, ставят знак «–».

1. Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана.

2. Территория Арктики не имеет коренного населения.

3. В Арктике для растений и животных сложились суровые условия.

4. В ледяной зоне растут кедры, березы, черемуха.

5. В Арктике обитают белые медведи, моржи, тюлени.

6. Арктический заповедник расположен на острове Врангеля.

7. Большое скопление птиц на скалах называют «птичьи рынки».

О т в е т ы: 1 (–). 2 (+). 3 (+). 4 (–). 5 (+). 6 (+). 7 (–).

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя по теме урока.

Работа со схемой.

– Цель нашей экспедиции – тундра. Найдите эту природную зону на карте. Что вы можете сказать о географическом положении тундры?

– Слово «тундра» в переводе с финского означает «бесплодная» или «враждебная». Зима там долгая, температура достигает –50 °С. Большую часть года тундра покрыта снегом, а под ним – вечная мерзлота, которая уходит на глубину 50 метров. Вот это поверхность тундры (показывает на карте зону тундры). Вслед за зимой наступает весна, а затем короткое лето. Днем температура бывает от +10 до +25 °С. Как вы думаете, это отражается на почве? И если да, то как?

– Правильно. Оттаивает только верхний слой почвы

на глубине от 10 до 50 см. Талые воды не просачиваются глубже, поэтому в тундре много болот. И почва влажная или просто мокрая. Мы выясним, какие здесь природные условия, составим схему.



Работа с учебником

– Как вы думаете, богат ли растительный мир тундры? Какие растения смогли приспособиться к суровому климату тундры?

– Рассмотрите иллюстрацию «В тундре весной»

в учебнике (с. 88–89). Назовите растения тундры.

– Какая у них наземная часть? Почему?

– В тундре есть леса, которые не закрывают даже колени идущего человека. Все эти растения низкорослые. Мох-ягель – пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на меленькие деревца или кустики. Клюква – стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья не опадают даже зимой. Карликовая березка имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.

предлагает опять рассмотреть иллюстрацию

«В тундре весной» в учебнике (с. 88–89).

– Какие животные и птицы здесь обитают? Как они приспособились к жизни в тундре?

– Из-за суровых природных условий население тундры немногочисленное. Прочитайте статью «Тундра

и человек» в учебнике (с. 93–95).

– Какое основное занятие населения тундры?

IV. Практическая деятельность

Составление рассказа по плану.

После ответов предлагает заполнить пирамиду.

Составление цепей питания.

Игра «Растительный и животный мир арктической пустыни и тундры».

Задания из электронного приложения к учебнику

Далее предлагает составить 4–5 цепей питания.

1. Растения тундры → белая куропатка → песец.

2. Мох-ягель → северный олень → волк.

3. Растения тундры → лемминг → белая сова.

V. Итоги урока. Рефлексия

– С какой природной зоной мы познакомились?

– Чем эта зона отличается от других?

– Работа нашей экспедиции в тундре закончилась, оцените свою деятельность на уроке

VI. Домашнее задание Учебник, с. 87–97. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» (с. 95). выполнить задание 3 (с. 96)