Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Астраханской области
А. Куприн «Скворцы»
__________Калиева А.Н.
Целовальникова Н.В.
_______________Хамзяева О.В.
Астрахань, 2023 г.
познакомятся с жизнью и творчеством А. Куприна, научатся выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос; анализировать текст, обобщать, делать выводы; формировать навык осознанного, выразительного чтения.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный этап | - Здравствуйте, ребята, меня зовут Аделя Нурлыбековна, и сегодня урок «Литературного чтения» проведу у вас я. Садитесь, пожалуйста. -Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку, все ли у вас на месте? Учебник, (ручка, карандаш). -Давайте правильно сядем за парту: спинка прямая, ноги стоят на полу, ручки сложите правильно. | Дети приветствуют учителя и проверяют свою готовность к уроку. | Регулятивные: -самостоятельно организовывать своё рабочее место -осознавать необходимость рабочего настроя на уроке; настраивать себя на продуктивную работу Коммуникативные: -уметь слушать и понимать других |
2. Актуализация знаний. | - Ребята, вспомните название раздела, над которым вы работаете. - Как вы думаете, почему этот раздел так называется? -Любите ли вы весну? Почему? -Какие изменения происходят в природе весной? -Что происходит с животными после зимы? - А с птицами? - Какие птицы прилетают из теплых стран раньше других? - Да, ребята, все верно, и сегодня мы с вами продолжим изучать этот раздел и познакомимся с новым произведением. | - Весна, весна красная… - В этот раздел входят произведения, связанные с весной -Да, потому что теплая, хорошая погода, можно гулять на свежем воздухе-проводить больше времени с семьей и друзьями. -природа оживает -звери просыпаются после зимней спячки -птицы прилетают из теплых стран -скворцы, грачи, ласточки утки, жаворонки… | Коммуникативные: -воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя - оформлять свои мысли в устной форме: грамотно строить речевые высказывания - уметь слушать других и вступать в диалог |
Первичный синтез. Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения | -А теперь ребята, откройте учебник на странице 108. Какое название у нашего произведения? А имя автора? -Правильно, Александр Иванович Куприн. А знакомы ли вы с этим автором? -Давайте я расскажу вам об этом авторе. Александр Иванович Куприн (1870–1938) — писатель, переводчик. А. И. Куприн появился на свет 7 сентября 1870 года в Пензенской губернии. Когда писателю было шесть лет, его отправили в Московское училище. В 1880 году А. И. Куприн поступил во Вторую Московскую военную гимназию. Через семь лет он был зачислен в Александровское военное училище. Здесь Александр Куприн начинает писать стихи. В 1889 году А. И. Куприн публикует свою первую повесть «Последний дебют». С 1894 года писатель оставляет службу в армии и путешествует по России. В этот период он сменил несколько профессий. С момента выхода первого произведения писатель начинает издавать много рассказов, очерков и повестей. Критики и читатели высоко оценивали его творчество, в 1909 году А. И. Куприн получил Пушкинскую премию. -Какие произведения Куприна вы знаете? Некоторые рассказы А. И. Куприна: «Белый пудель» «Чудесный доктор» «Слон» «Синяя Звезда» «Собачье счастье» «Детский сад» «Волшебный ковёр» «Скворцы» -Теперь вы познакомились с ещё одним хорошим писателем. -Как вы думаете, какая будет тема нашего сегодняшнего урока, исходя из того, о чем мы сейчас с вами говорили? -Всё правильно | -«Скворцы», А. Куприн -Нет -Ответы детей -Тема нашего урока – А. Куприн «Скворцы» | Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; построение логической цепи рассуждения. Коммуникативные: -слушать и понимать речь других выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; -аргументация своего мнения и позиции. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. |
Этап первичного восприятия | -Ребята, а кто такие скворцы? -Все верно. Скворцы — одни из первых вестников весны. Они прилетают стаями уже в феврале или марте, когда ещё лежит снег. Как только становится теплее. -Что вы о них знаете? -К каким птицам они относятся? -Каких еще перелетных птиц вы знаете? -Какие птицы у нас зимующие? (картинки на слайде). -У нас зимующие птицы – это зяблик, зарянка, лесная канарейка, луговой конек, камышовая овсянка. -Как надо зимой заботится о птицах? -Что вы делаете? -Какую мы можем поставить цель на наш урок? -Будем стремиться достичь этих целей -Давайте приступим к чтению Рассказ читает учитель, дети внимательно слушают -Ребята я читаю текст, а вы следите и внимательно слушаете. | -Птицы -Знаю, что скворцы первые перелетные птицы, улетающие зимовать на юг. -Род певчих птиц из семейства скворцовых. -Ласточки, гуси, лебеди, утки, грачи, соловьи. -Ответы детей -Подкармливать птиц. -Ответы детей -Познакомиться с произведением, проанализировать его, научиться читать рассказ выразительно, сделать выводы и проверить насколько хорошо мы поняли рассказ. | Регулятивные: организация внимания и самоконтроля; Снятие напряжения и усталости во время проведения физминутки Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни Познавательные: восприятие на слух глаголов движения Метапредметные: овладение навыками физ. упражнений для снятия усталости |
Этап выявления специфики восприятия (проверка первичного восприятия) | - О ком говорится в рассказе? -Когда прилетели скворцы? Найдите точный ответ в тексте. -Какой фрагмент из рассказа вам запомнился больше всего? -Хорошо | -о скворцах -девятнадцатого марта вечером -ответы детей | Регулятивные: планирование, прогнозирование; Познавательные: моделирование, логическое решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование; |
Словарная работа | -Ребята, есть ли в тексте слова, которые вам незнакомы или вы не уверены, что понимаете их значения? -Тогда давайте разберём эти слова и узнаем, правильно ли вы понимаете их значение. Скворечник-небольшая деревянная будочка для птиц, укрепленная на шесте или дерева около дома. Беспечно-беззаботно. Истребить-уничтожить, погубить. Искоса, пристально подглядывают вниз-внимательно. Сажень-русская мера длины, равная трём аршинам (2,13 м). -Все правильно, молодцы. Теперь я уверена, что каждый из вас понимает смысл рассказа ещё лучше. | -Да | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; |
Физкультминутка | - Ребята, я вижу, вы немного устали, давайте немного разомнемся Лебеди летят, крыльями машут (Дети машут руками) Прогнулись над водой, качают головой (Качают головой) Прямо и гордо умеют держаться (Распрямляют спину) Очень бесшумно на воду садятся (Садятся) | Выполняют физ. разминку | Регулятивные: организация внимания и самоконтроля; Снятие напряжения и усталости во время проведения физ.минутки Личностные: формирование установки на здоровый образ жизни Познавательные: восприятие на слух глаголов движения Метапредметные: овладение навыками физ. упражнений для снятия усталости |
Этап постановки учебной задачи | -Тогда давайте приступим к перечитыванию | | |
Этап перечитывания и анализа художественного произведения | Деление на части: -Давайте прочитаем текст по цепочке 1 часть. | Читают по цепочке | Познавательные: -умение осознанно и произвольно строить высказывания; - извлекать необходимую информацию из текста; - ориентироваться в учебнике; - сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения; Коммуникативные: - умение выражать свои мысли. |
Анализ: -От чьего лица ведется рассказ? -Кто является героями рассказа? -Как люди готовятся к прилёту скворцов? Прочитайте. -Еще раз вспомним, когда прилетели скворцы? -Где сидели скворцы? -Сколько их было? -Как они себя вели? Почему? -Что делали скворцы в первые два дня прилета? -Как скворцы выселяют воробьёв? -Как ведут себя воробьи? Прочитайте. -Найдите в тексте и прочитайте. Как скворцы стерегут свой дом? -Что таскают скворцы в свое гнездо? Для чего? -Как устраивают свое гнездо? Для чего? -Почему входное отверстие делают маленьким? | - Герой, от лица которого ведется повествование в «Скворцах», описывает читателю весенний период. -Героями рассказа является скворцы, воробьи, люди, животные(кошка) -К прилёту скворцов люди подправляют старые скворечники, вешают новые. -девятнадцатого марта вечером -высоко на ветках тополей -пятнадцать -у скворцов не было ни шума, ни возни, потому что они набирались сил -набирались сил и навещали, осматривали знакомые места -«Обыкновенно скворцы по два сидят высоко над скворечниками и искоса, пристально взглядывают вниз…И только успеет воробей отлететь, как скворец уже у себя дома… Теперь пришёл конец воробьиному временному хозяйству». -«Воробью жутко и трудно. Нет-нет — высунет он свой острый хитрый нос из круглой дырочки и — назад». -«Скворцы стерегут гнездо…по делам…» -Мох, вату, перья, пух, тряпочки, солому, сухие травинки. Для того, чтобы обустроить свое гнездо. «Гнездо устраивает очень глубоко…ворона». -Чтобы туда не пролезли ворона и кошка. |
Озаглавливание: -Предложите вариант, как мы можем назвать данную часть рассказа. О чем эта часть? -Так как мы можем назвать эту часть? -Хорошее предложение | -О том, как прилетели скворцы, как началось выселение воробьев и про гнездо скворцов. -Прилет скворцов и выселение воробьев. |
Деление на части: -Давайте прочитаем по цепочке 2 часть. | Читают по цепочке |
Анализ: -Какие изменения происходят весной в природе и хозяйственной деятельности человека? -Почему для скворцов наступает раздолье? -Чем питаются скворцы? -Какая польза от скворцов? Почему все так их ждут? -Как сделать, чтобы скворцы вас не боялись? -Когда лучше слушать песню скворцов? Найдите ответ в тексте и прочитайте. -Рассмотрите иллюстрацию, найди в тексте слова, которым она соответствует. -Сравнивает ли автор только внешность и повадки птиц? | «А тут скоро и земля…огороды». -Корм и на земле, и в земле. -Червяки, жучки, личинки. -Потому что эти птицы в течение лета истребляют червяков, жуков и личинок в тысячу раз больше собственного веса. -Если вы…близко…» -«Настоящую песню скворца надо слушать лишь ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья». -«Скворец таскает в гнездо всякий строительный вздор: мох вату, перья, пух, тряпочки, солому, сухие травинки». - Автор сравнивает воробьев и скворцов. Воробей – вор, забияка. Он всегда готов ввязаться в драку за гнездо, еду. Скворцы же серьезные и умные птицы. |
Озаглавливание: -Как мы можем назвать эту часть? -Отличный вариант для названия нашей части | -Жизнь скворцов. |
Вторичный синтез. Этап обобщения | -Ребята, а вы видели когда-нибудь скворцов и воробьев? -Отлично! -Как вы считаете, какой вывод мы можем сделать, прочитав это произведение? | Отвечают на заданные вопрос -Автору удается описать жизнь птиц во всех ее деталях, уделив должное внимание красоте и богатству живой природы. Описывая скворцов, Куприн смог выразить восхищение красотой скворцов, их пением, заботой о потомстве, сплоченностью. Произведение "Скворцы" Куприна учит тому, что нужно относится к жизни, как к ней относятся скворцы. Необходимо быть общительными, жизнерадостными, милыми и веселыми к окружающим людям. | Познавательные: -формулировать ответы и выводы; - осознанно строить ответ в устной форме; - строить речевые высказывания в устной форме. Коммуникативные: -аргументировать свое мнение; -учитывать мнения своих одноклассников. |
Этап объяснения домашнего задания | Подробный пересказ рассказа «Скворцы» | | |
Подведение итогов Рефлексия | - Ребята, наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги -С творчеством какого автора мы сегодня познакомились? -А с каким произведением мы сегодня познакомились? -О чём этот рассказ? -Вам понравился этот рассказ? -Хорошо, а теперь посмотрите на слайд и продолжите фразы: -Все работали прекрасно. Спасибо за урок! | -Мы познакомились с творчеством Александра Ивановича Куприна -Мы познакомились с рассказом «Скворцы» -О скворцах и воробьях. -Да Оценивают свои достижения | Познавательные: - умение структурировать знания; - оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: - умение выражать свои мысли. Регулятивные: - волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |