Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Кинешемский педагогический колледж»
Методическая разработка
урока по дисциплине
ОП 02 Психология
Тема: «Ощущения»
Выполнил: преподаватель психологии Печникова О.Л
Рассмотрено на заседании ПЦК психолого-педагогических дисциплин
Протокол №______ от « »______________2016 г.
Председатель ПЦК____________________/Сивагина Е.Ф./
План урока
Специальность | 44.02.03. Педагогика дополнительного образования |
Учебная дисциплина /Междисциплинарный курс | ОП 02 Психология |
Курс | 2 |
Преподаватель | Печникова Ольга Леонидовна |
Урок № 57
Тема программы: Познавательные процессы личности
Тема урока: «Ощущения»
Цель:
расширение представлений студентов о познавательных психических процессах ; побуждение к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию.
Задачи:
• расширение представлений студентов об ощущениях, их видах, свойствах и взаимодействии ;
• • содействовать развитию социальной и коммуникативной компетентности, аналитического мышления, активности, рефлексивных способностей студентов
• создать условия для выражения собственного мнения.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Форма организации: фронтальная, групповая.
Методы обучения: проблемно-диалогический, рефлексивный.
Ощущения
Ощущения- это отражение отдельных свойств предметов, явлений и внутренних состояний при воздействии раздражителей на органы чувств. Все начинается с ощущений. Ощущение играет огромную роль в жизни человека .
Функции ощущений.
Сигнальная функция. Ощущение сигнализирует о том, что происходит в окружающей мире в данный момент времени.
Ориентировочная функция. Помогает ощутить свое место в природе.
Защитная функция. Ощущение тесно связано с восприятием, с памятью (вкус, запахи, цвета) связано с мышлением, с чувствами (могут вызывать положительные и отрицательные чувства6 приятный вкус, неприятный запах, красивая мелодия и голос и т.д.)
Обязательным условием возникновения ощущения является воздействие предмета или явления на наши органы чувств. Предметы и явления действительности, которые воздействуют на органы чувств, называются раздражителями. Процесс воздействия их на органы чувств называется раздражением.
Уже древние греки различали пять органов чувств и соответствующие им ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Современная наука значительно расширила представления о видах ощущений человека.
Орган чувств - анатомо-физиологический аппарат, расположенный на поверхности тела или во внутренних органах; специализирован для приема воздействия определенных раздражителей из внешней и внутренней среды. Каждый такой аппарат связывает мозг с внешним миром, обеспечивает поступление в мозг разнообразной информации. И.П. Павлов предложил назвать их анализаторами. Анализатор - сложный нервный механизм, воспринимающий и перерабатывающий внешнее возбуждение в ощущение. С помощью анализатора осуществляется связь человека с внешним миром. Анализатор состоит из трех отделов: орган чувств - рецептор, который воспринимает действующий на него раздражитель; проводниковая часть и нервные центры коры головного мозга, где происходит переработка нервных импульсов. Все отделы анализатора работают как единое целое. Ощущение не возникнет, если повреждена любая часть анализатора. Так, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при поражении зрительных нервов, и при разрушении соответствующих участков коры головного мозга.
Возникновение ощущений.
Физический Физиологический Психический
процесс процесс процесс
(см. таблицу-схему)
Мозг получает информацию и от внешнего мира и от самого организма. Анализаторы бывают внешними и внутренними. У внешних анализаторов рецепторы вынесены на поверхность тела - глаз, ухо и пр. Внутренние анализаторы имеют рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях. Своеобразное положение занимает двигательный анализатор.
Анализатор - сложный нервный механизм, который производит анализ окружающего мира, выделяет отдельные его элементы и свойства. Каждый анализатор приспособлен для выделения определенных свойств предметов и явлений: глаз реагирует на световые раздражения, ухо - на слуховые и пр.
Благодаря рецепторам организм человека раздражается, раздражение переходит в возбуждение. Возбуждение это нервный или физиологический процесс. По центростремительным нервам возбуждение передается в определенные участки головного мозга. Именно там возникает ощущение. Это психический процесс..
Виды ощущений
Зрительные - это отражение цвета и света действующего на наш глаз в данный момент. Физиологической основой зрительных ощущений является работа зрительных анализаторов
Цвет различно влияет на самочувствие и работоспособность человека, на успешность учебной деятельности. Психологи отмечают, что наиболее приемлемый цвет для окраски стен учебных помещений оранжево-желтый, создающий бодрое, приподнятое настроение, и зеленый, создающий ровное, спокойное настроение. Красный цвет возбуждает, темно-синий угнетает, и тот и другой утомляют глаза. В некоторых случаях у людей наблюдаются нарушения нормального цветоощущения. Причинами этого могут быть наследственность, заболевания и травма глаз. Чаще всего встречается красно-зеленая слепота, называемая дальтонизмом (по имени английского ученого Д. Дальтона, впервые описавшего это явление). Дальтоники не различают красный и зеленый цвет, не понимают, почему люди обозначают цвет двумя словами. Такую особенность зрения, как дальтонизм, следует учитывать при выборе профессии.
Слуховые. Возникают при помощи органа слуха. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы. В этих видах ощущений звуковой анализатор выделяет четыре качества: силу звука (громкий-слабый), высоту (высокий-низкий), тембр (своеобразие голоса или музыкального инструмента), длительность звука (время звучания), а также темпо-ритмические особенности последовательно воспринимаемых звуков.
Также можно выделить:
- Шумы могут вызывать у человека определенный эмоциональный настрой (шум дождя, шелест листьев, вой ветра), иногда служат сигналом приближающейся опасности (шипение змеи, грозный лай собаки, грохот идущего поезда) или радости (топот ножек ребенка, шаги приближающегося любимого человека, гром салюта). В школьной практике чаще приходится сталкиваться с отрицательным влиянием шума: он утомляет нервную систему человека.
- Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Такие ощущения человек получает, например, при прикосновении рукой к крышке звучащего рояля. Вибрационные ощущения обычно не играют важной роли для человека и развиты очень слабо. Однако они достигают весьма высокого уровня развития у многих глухих, которым они частично заменяют отсутствующий слух
- Слух к звукам речи (называется фонематическим)
3. Вкусовые. Физиологической основой является работа вкусового анализатора – вкусовые почки, находящиеся на языке, небе и глотке. Существует четыре вида основных вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, соленое.
Вкусовые ощущения человека находятся в большой зависимости от чувства голода, невкусная пища кажется вкуснее в состоянии голода. Вкусовые ощущения очень зависят от обонятельных анализаторов . При сильном насморке любое, даже самое любимое, блюдо кажется безвкусным.
Кончик языка лучше всего чувствует сладкое. Края языка чувствительны к кислому, а его основание - к горькому.
Обонятельные ощущения. Способность чувствовать запахи называется обонянием. Органами обоняния являются чувствительные клетки, находящиеся в носовой полости. Обонятельные ощущения предупреждают человека об опасной для организма воздушной среде (запах газа, гари). Благовоние предметов оказывает большое влияние на эмоциональное состояние человека.(вкусный запах пищи, аромат духов, запах цветов)
Кожные ощущения - тактильные (ощущения прикосновения) и температурные (ощущения тепла или холода). На поверхности кожи имеются разные виды нервных окончаний, каждый из которых дает ощущение или прикосновения, или ходода, или тепла. Чувствительность разных участков кожи к каждому виду раздражений различна. Прикосновение больше всего ощущается на кончике языка и на кончиках пальцев
Зрительные, слуховые, вибрационные, вкусовые, обонятельные и кожные ощущения отражают воздействие внешнего мира, органы всех этих ощущений расположены на поверхности тела или вблизи ее. Без этих ощущений мы ничего не могли бы знать об окружающем нас мире.
Другая группа ощущений сообщает нам об изменениях, состоянии и движении в нашем собственном теле. К этим ощущениям относятся двигательные, органические, ощущения равновесия, осязательные, болевые. Без этих ощущений мы ничего бы не знали о самих себе
Двигательные (или кинестезические) ощущения - это ощущения движения и положения частей тела. Благодаря деятельности двигательного анализатора человек получает возможность координировать и контролировать свои движения. Рецепторы двигательных, ощущений расположены в мышцах и сухожилиях, а также в пальцах рук, языке и губах, так как именно этими органами осуществляются точные и тонкие рабочие и речевые движения.
Органические ощущения рассказывают нам о работе нашего организма, наших внутренних органов - пищевода, желудка, кишечника и многих других, в стенках которых и находятся соответствующие рецепторы
Ощущения равновесия отражают положение, занимаемое нашим телом в пространстве. Когда мы впервые садимся на двухколесный велосипед, становимся на коньки, ролики, водные лыжи, то самое трудное - удержать равновесие и не упасть. Ощущение равновесия дает нам орган, расположенный во внутреннем ухе. Он похож на раковину улитки и называется лабиринтом При изменении положения тела происходит колебание особой жидкости (лимфы) в лабиринте внутреннего уха, называемого вестибулярным аппаратом. Органы равновесия тесно связаны с другими внутренними органами.При сильном перевозбуждении органов равновесия наблюдаются тошнота, рвота (так называемая морская или воздушная болезнь). При регулярной тренировке устойчивость органов равновесия значительно возрастает.
Болевые ощущения имеют защитное значение: они сигнализируют человеку о неблагополучии, возникшем в его организме. Если бы ощущение боли отсутствовало, человек не чувствовал бы даже серьезных ранений. Полная нечувствительность к боли - редкая аномалия, и она приносит человеку серьезные неприятности.
Ощущения можно объединить по разным признакам
- по расположению рецепторов:
Экстероцептивные (рецепторы находятся на поверхности тела - глаз, ухо, кожа, нос)
Проприоцептивные (занимают промежуточное положение и отвечают за движение тела и его положение - мышцы )
Интероцептивные (находятся внутри, отвечают за протекание обменных процессов во внутренней среде организма)
- по контакту:
Контактные ощущения (кожные- тактильные ощущения, вкусовые, двигательные, органические)
Дистантные ощущения (находятся на расстоянии (зрительные, слуховые, обонятельные.)
Свойства ощущений
Адаптация –это приспособление организма к воздействию внешней среды.
Адаптация бывает:
- физиологическая – это приспособление органов чувств к действию раздражителей (погода, шум, освещение)
- социальная - приспособление к новому обществу, коллективу, образу жизни
- профессиональная – привыкание к новой профессии , новым обязанностям.
Адаптация лучше развита в зрительных, слуховых, кожных и обонятельных ощущениях, хуже в болевых ощущениях.
Чувствительность – это способность к ощущениям. Бывает абсолютной и различительной. Способность человека ощущать слабые, едва заметные раздражители называется абсолютной чувствительностью. Она определяется величиной раздражителя – порогом абсолютной чувствительности. У каждого человека она разная. Существует определенная формула вычисления порога чувствительности. Чем выше результат (больше раздражитель)- тем ниже чувствительность (опыт с крупинками сахарного песка, количеством листов бумаги)
Взаимодействие ощущений
Ощущения могут помогать друг другу, а могут мешать друг другу. Слабые раздражители улучшают чувствительность других анализаторов. Например звуки улучшают работу зрительного и двигательного анализатора, но могут воздействовать и наоборот.. Ко взаимодействию ощущений относят компенсаторные возможности (Пример: если не работает один анализатор, то на помощь к нему приходит другой, она частично заменят друг друга. - запах шоколада при отсутствии зрения, ощущение холода для слепого человека при выходе на улицу)
Синестезия – возникновение под влиянием раздражителя на один анализатор ощущений характерного да другого. Бывают зрительно-слуховые, слухо-вкусовые, слухо-зрительные (бархатный голос, темный звук, холодные – теплые тона)
Сенсабилизация – это обострение чувствительности из-за ряда физиологических, и психологических причин.
Изменения происходят:
с возрастом (чем старше человек, тем большая чувствительность к громкой музыке)
с утомлением (-»-)
зависит от типа ВНД (повышенная чувствительность у меланхоликов)
от настроения и эмоционального состояния
у беременных (изменение связанное с изменением в эндокринной системе)