СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку на тему: "Виды глаголов". 5 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: "Виды глаголов". 5 класс.»

Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Виды глаголов"

Тема: «Виды глаголов»

Цель: дать представление о видах глагола; познакомить с различиями между глаголами совершенного и несовершенного вида.

Задачи:

Образовательные: формировать умения распознавать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать видовую пару.

Развивающие: развивать умения делать выводы и обобщения на основе наблюдений и сравнений.

Воспитательные: воспитывать чувство сплоченности коллектива; интерес к предмету русского языка;

Технологии: игровая, проблемная, дифференцированное обучение.

Планируемые результаты:

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; самоанализ и самоконтроль результата, осознанное построение речевого высказывания.

Предметные: повторение и закрепление знаний о глаголе; уметь определять вид глагола, отличать глаголы разных видов по вопросам, создавать видовую пару.

Метапредметные: умение анализировать, наблюдать.

Учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 книгах - Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др.

Оборудование: презентация, ноутбук, интерактивная доска, проектор.

Ход урока:

Слово учителя:

Солнце просыпается,

Урок наш начинается.

Будем дружно заниматься

И друг другу улыбаться.



Учитель: запишите пожалуйста число (15 марта), классная работа.

А нашу работу сегодня мы начнем с небольшого словарного диктанта,



Словарный диктант.

Учить, работать, любить, играют, поют, нашли, пришли, прочитают.



Учитель: Посмотрите внимательно на слова, которые мы с вами записали.

Кто ответить на вопрос….

Все слова относятся к какой части речи?

Что такое глагол?

Хорошо, спасибо, молодцы!



Учитель: Предлагаю вам рассмотреть рисунок на доске, каким глаголом (одним), можно описать каждую из этих картинок?


Мотивация учебной деятельности учащихся

- Ребята, давайте посмотрим на картинки Под какой картинкой вы напишете "Дети решают задачу", а под какой - "Дети решили задачу!"?

- Какова разница в значении выделенных глаголов? На какие вопросы они отвечают?
- Какой из этих глаголов подчеркивает достижение результата действий, а какой обозначает процесс самого действия?

Первичное усвоение новых знаний

Глаголы бывают совершенного или несовершенного вида.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы: что делать? что делал? что делаю? что суду делать?

Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы: что сделать? что сделал? что сделаю?

Глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени, а глаголы совершенного вида имеют формы только прошедшего и будущего времени.


Глаголы образуют видовые пары. Видовая пара – это пара глаголов, которые обозначают одно и то же действие, при этом один глагол является глаголов несовершенного вида, а второй – глаголом совершенного вида.

Например, бежали (что делали?) – несовершенный вид;
убежали (что сделали?) – совершенный вид.


Учитель: Посмотрим правила в ваших учебниках.

Закрепление материала: Упражнение 555, пишем глаголы и определяем их вид.


Учитель: Часто ли вы пишете своей маме записку или смску? И наши друзья - глаголы решили написать записки своим мамам: (на экране)

1. Мама я решал задачу и учил стихотворение.

2. Мама я решил задачу и выучил стихотворение.

- Проверьте их записи (допустили пунктуационную ошибку (обращение)

Запишите данные предложения, выделите обращение, поставьте вопрос к глаголам. (и не забывайте в записках и смсках выделять запятой обращение.)

- Как вы думаете, чья мама не будет волноваться, автора 1 или 2 записки? Почему?

-Что не так с содержанием 1 записки?

- Кому из наших друзей-глаголов принадлежит каждая из этих записок?

- Почему вы так решили? (1 – несовершенный вид, действие не закончено, показан процесс самого действия; 2 – совершенный вид, показано достижение результата действия)

 Вывод: 

- Значит, в 1 записке все глаголы какого вида? Во 2 записке? (подписываем сверху)

4.Однако, ребята, есть еще одна подсказка, по которой вы можете определять вид глагола: посмотрите на записанные вами вопросы, кто может дать эту подсказку? (совершенный вид дружит с приставкой с в вопросе.)





Игра «Мотогонки» (работа в группах).


Каждый ряд получает листок с записанными глаголами. Ваша задача: определить вид глагола и передать следующему ученику. Выигрывает команда, которая справится с заданием первой.


На карточках слова: Приплыть, спасать, пробегать, предложить, дружить, сражаться, принести, подружиться, сберечь, сберегать, мириться, примириться, белеть, белить, побелить, побелеть, запевать (песню), запеть.



Поведение итогов урока.

С каким новым морфологическим признаком глагола мы познакомились?

Как определить вид глагола?

Можно ли изменить вид глагола?

Рефлексия. (Карточки со смайликами).

Оценивание:

Объяснение домашнего задания.

Сделайте упр. 556. Списать, определить вид глаголов. Найти лишнее слово в каждой группе.