СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку "Связь слов в предложении. Словосочетание"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку "Связь слов в предложении. Словосочетание"»

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Меня зовут Анастасия Владимировна и сегодня я у вас проведу урок русского языка.

  1. Минутка чистописания.

-Угадайте, какую букву мы сегодня будем писать:

Удобная буква!

Удобно в ней то,

Что можно на букву

Повесить пальто! (У)

Е. Тарлапан

-Продолжите закономерность. Но для начала запишите сегодняшнюю дату Двадцать второе сентября, классная работа. Напоминаем технику посадки. Спина прямая, руки на парте, тетрадь лежит с наклоном, голова выше.

УуУ УууУ УуууУ УууууУ ……

  1. Словарно-орфографическая работа.

  1. Послушайте загадку. Запишите отгадку, проговаривая «опасные» места:

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Повезу вас под землей. (Метро)

(ВЫВОД: В словах, где есть безударный гласный звук, возникает опасное место при написании буквы

Где мы можем точно узнать, какая буква пишется в этом «опасном» месте?

-в словаре, в книге, у учителя

Чтобы научиться правильно писать буквы в опасных местах словах, что необходимо?

-произнести слово

-определить ударные и безударные звуки

-найти «опасные» места

-подумать и найти какими буквами обозначается данный безударный звук).

-Запишите отгадку в тетрадь. Подчеркните непроверяемую гласную.

(Метро-словарное слово, корень метро)

  1. Если вы правильно подберете рифму, то узнаете, с каким еще словарным словом мы познакомимся сегодня.

Побежал он на перрон,

Влез в отцепленный… (вагон).

С. Маршак

- Запишите слово вагон, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

(Вагон- ударение на О, безударная гласная А).

Подберите к слову однокоренные слова. (Вагончик, вагонный, вагоновожатый…..)

4. Повторение.

Проверка домашнего задания.

- Прочитайте найденное вами крылатое выражение. Объясните его значение.

5. Сообщение темы урока.

-Какие члены предложения являются главными? (Подлежащее и сказуемое.)

Записываем предложение под диктовку.

Осенью идут проливные дожди.

-Укажите главные члены предложения. Давайте попробуем задать вопросы к второстепенным предложениям. (Идут (когда?) осенью. Дожди (какие?) проливные). Только ли от подлежащего мы задавали вопросы? (От сказуемого тоже).

Сегодня на уроке речь пойдет о словосочетаниях, кроме этого, вы узнаете, что такое группа сказуемого и что такое группа подлежащего.

6. Работа по теме урока.

Коллективная работа (упр. 34)

  1. Кто прочитает, что нужно сделать. (Выписать словосочетания. Надпишите названия частей речи).

Перед тем, как выписывать словосочетания, учитель сообщает детям, что подлежащее и сказуемое словосочетанием не является.

После выполнения упражнения делается вывод:

Главные члены предложения-это подлежащее и сказуемое. Остальные слова составляют словосочетания. Группу подлежащего составляют словосочетания, в которых вопрос к второстепенному члену предложения ставится от подлежащего. Группу сказуемого образуют словосочетания, в которых вопрос, к второстепенному члену ставится от сказуемого.

  1. Допишите фразеологизм и обьясните значение.

Встретиться нос..(к носу)

-  Внезапно, неожиданно столкнуться с кем-то.

Физминутка.

Кто, скажите, сможет, дети

Повторить движенья эти?

Руки вверх я подниму, влево-вправо разведу,

И, как птица полечу.

Головою поверчу,

А потом присяду, встану

И нисколько не устану.

Я попрыгаю немного

И пешком пойду в дорогу.

Если надо побегу.

Все на свете я могу!

7. Закрепление изученного.

1. Выполнение упражнения 35.

Работа по вариантам:

Поднимите руки, кто 1 вариант.

Вариант 1- выписывают словосочетания группы подлежащего. (Группу подлежащего составляют словосочетания, в которых вопрос к второстепенному члену предложения ставится от подлежащего).

Поднимите руки, кто 2 вариант.

Вариант 2- выписывают словосочетания группы сказуемого. (Группу сказуемого образуют словосочетания, в которых вопрос, к второстепенному члену ставится от сказуемого.)

(Первое предложение вместе. Кленовые листья повисли на нитях осенней паутины.

1 гр: кленовые листья, на нитях паутины, осенней паутины, световые зайчики, опавших листьях;
2гр: повисли на нитях, прощался с солнцем, играли на листьях, световые зайчики, опавших листьях
;)

  1. Письмо по памяти (упр. 36).

Разбор предложений можно выполнить по вариантам. (Выполнить разбор предложений по членам - найти главные и второстепенные члены.

К группе подлежащего относятся словосочетанияроща золотая, листва золотая.

К группе сказуемого относятся словосочетанияотговорила языком, языком берёзовым, языком весёлым; закружилась в воде, закружилась на пруду, в розоватой воде).

  1. Допиши фразеологизмы.

Смотреть сквозь розовые….(очки)

-Смотреть на все жизнерадостно, не замечать плохого

Держать язык за…(зубами)

- Не нужно говорить лишнего, рассказывать секреты

-Ребята, как вы понимаете эти фразеологизмы?

8. Итог урока.

- Что такое группа подлежащего?

- Что такое группа сказуемого?

- Являются ли подлежащее со сказуемым словосочетанием?

Домашнее задание: упражнение 37.