Урок математики 3 класс
Тема :Таблица умножения и деления с числом 9 Планирование хода решения задач. Представление текста задачи (схема, таблица и другие модели)
Цели урока:
Образовательные:
Формирование навыков табличного умножения и деления, связанных с числом 9, совершенствование вычислительных навыков, знаний правил порядка выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их, умений решать текстовые задачи, задачи на нахождение периметра геометрических фигур.
Развивающие:
- развивать вычислительные навыки путём привлечения занимательного материала;
- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.
Воспитательные:
-воспитывать ответственность, взаимопомощь, аккуратность; -самостоятельность, дисциплину, наблюдательность;
- воспитывать желание учиться и делать открытия;
-воспитывать умение слушать других..
Ход урока
I.Организационный момент
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей,
Пожелаем всем удачи,
И успешности в придачу.
- Какие качества мы должны взять на урок? (сообразительность,смекалку, внимание,память, дружбу,старание и т.д)
- Чему мы учимся на уроках математики? (Рассуждать, вычислять…)
- Попрошу вас, ребята, на уроке быть внимательными, работать активно, не бойтесь ошибиться! Помните, что не ошибается только тот, кто ничего не делает
II.Актуализация знаний
1. Задачи в стихах. Учитель читает загадки и одновременно показывает иллюстрации из сказок ( слайд-шоу). Ребята считают, называют ответ, а затем вспоминают из какой сказки (или мультфильма) герои и кто автор произведения)
Двое шустрых поросят
Так замёрзли, аж дрожат.
Посчитайте и скажите:
Сколько валенок купить им. 2х4=8
У речки гуляли 4 утёнка
И 24 весёлых гусёнка.
Во сколько раз больше было гусят?
Во сколько раз меньше было утят? 24:4=6
К двум зайчатам в час обеда
Прискакали три соседа.
В огороде зайцы сели
И по 7 морковок съели.
Кто считать, ребята, ловок,
Сколько съедено морковок? (2+3)х7=35
Восемь жёлтеньких цыплят,
восемь пухленьких зайчат,
Восемь лис и восемь кошек
Дружно выстроились в ряд.
Всех зверушек, все игрушки
К нам прислали в детский сад.
Помогите вы Валюше,
сосчитайте все игрушки. 8х4=32
Мышка зёрна собирала
По три зёрнышка таскала,
Принесла их девять раз.
Каков мышкин стал запас? 9х3=27
9 пар танцуют польку,
Ну а всех танцоров сколько? 9х2=18
Испекла нам бабушка
Вкусные оладушки.
Всего оладий 27.
По 3 нам хватило всем.
Кто ответит из ребят,
Сколько было же внучат? 27:3=9
2. Работа в парах. Игра «Почемучки».
(В паре один ребенок задае , другой отвечает Почему?)
Сколько крыльев у 9 синиц? (18) Почему?
У 3 треугольников углов? (9) Почему?
Сколько ног вместе у 7 страусов и 1 кенгуру? Почему?
(Меняемся ролями)
Сколько рожек у 6 козочек? (12) Почему?
Сколько лап у 3 бобров? (12) Почему?
У кого больше лап: у 2-х собак или в четырех кур? Почему?\
- Что повторяли? (Табличные случаи умножения) и деления)
III.Самоопределение к деятельности
(Работа на карточках)
2• 9 4•9 6•9 8•9
3 •9 5•9 7•9
- Какое свойство умножения поможет нам найти значения этих произведений? (От перестановки множителей произведение не изменяется)
– Пользуясь этим свойством, назовем значения произведений.
– Какой новый случай появился? ? (9• 9.)
– Чтобы найти это значение, рассмотрим, что происходит с результатами во всей таблице. (Каждое следующее число увеличивается на 9)
– Как же получить последний результат? ( +9)
– Таким образом, из всей таблицы надо запомнить всего 1 случай, а все предыдущие мы уже знаем.
- Сформулируйте тему и задачи урока.
1.Работа по теме урока
Составление таблицы умножения и деления с числом 9
- Как найти значение произведения 9•9 ? (9+ 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 + 9 = 81 или 9•8 + 9 = 81.)
- Какой пример на деление мы запишем? (81: 9 = 9.)
– Кроме того, если кто-то еще не запомнил результаты таблицы умножения числа 9, то ее можно выучить на даже пальцах. Попробуем?
– Поверните обе руки ладонями к себе. Пусть каждый палец один за другим означает соответствующее число: первый слева - 1, второй за ним - 2, третий - 3, четвертый - 4, и так до десятого, который означает 10.
– Теперь, если нужно умножить 9 на каждое из первых десяти чисел, надо загнуть палец, обозначающий второй множитель. Тогда пальцы, слева от загнутого, дадут в сумме число десятков, а пальцы справа покажут число единиц.
9 ∙ 2
– Загибаем палец, обозначающий второй множитель, то есть 2:
Слева от загнутого пальца - 1 палец, справа - 8, значит, результат умножения равен 18.
9 ∙ 3
–Загибаем палец, обозначающий второй множитель, то есть 3:
Слева - 2 пальца, справа - 7, выходит результат умножения равен 27 и т.д. Интересно? Необычно? А как просто!

- Есть еще «Легкий способ запоминания таблицы»
Число, которое умножаешь на 9, превращаешь в десятки и его же вычитаешь. Например, 9х6 то же самое, что и 60-6=54
- При изучении умножения, мы всегда рассматриваем соответствующие случаи деления. Составьте выражение на деление. (81: 9=9)
Какое правило нужно вспомнить? (Если произведение двух чисел разделить на одно из них, то получится другое число)
2. Работа по учебнику
№ 1 (с. 65).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Ответы записаны на доске: 8, 8, 9, 7, 49, 64, 81, 36, 40, 28, 30, 20, 40, 81, 24, 64. Взаимооценка.)
IV.Физкультминутка (электронная разминка для глаз)
V.Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№2 (с. 65).
- Прочитайте условие задачи.
- Что такое 27? (Количество морковок у девочки.)
- Что показывает число 9? (Сколько морковок дали каждому кролику.)
- Что узнаем выражением 27 :9? (Количество клеток, в которые положила морковки девочка.)
- (Аналогично разбираются остальные выражения: 18:9- количество клеток, в которые положил морковки мальчик, 27 + 18 — сколько всего морковок у мальчика и у девочки, (27 + 18) : 9 количество клеток, в которые положили морковки цепочка и мальчик.)
№3(с. 65).
- Прочитайте задачу.
- О чем в ней говорится? (О проводе длиной 50м.)
- Какие действия с ним выполняли? (Отрезали 8 м, потом 7м.)
- Что нужно узнать в задаче? (Сколько метров провода осталось.)
- Сделайте схематический чертеж к задаче. (Возможны два варианта схематического чертежа.)

- Что делали в первом случае? (Отрезали по очереди 8 м, затем 7 м.)
- Что делали во втором случае? (Отрезали вместе 8м и 7м.)
- Запишите решение задачи двумя способами.
Решение
Первый способ: 50 — 8 — 7 = 35 (м).
Второй способ: 50 - (8 + 7) = 35 (м).
Ответ: осталось 35 м провода.
№6 (с. 65).
- Как найти периметр квадрата? (Длину стороны умножить на 4.)
- Как найти площадь квадрата? (Длину стороны умножить саму на себя.)
- Выполните задание.
VI.Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке.
Предлагаю учащимся оценить работу на уроке с помощью рефлексивных карточек:
Зеленый - Работаю отлично, со всеми заданиями справляюсь. Могу помочь товарищу.
Желтый - Работаю хорошо, иногда нуждаюсь в помощи.
Красный - Работать было интересно, но были проблемы, прошу помощи.
|
Учитель благодарит учащихся за работу на уроке.
VII.Подведение итогов урока
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Какие темы мы повторили?
– Найдите значение выражений и вставьте их в соответствующие квадраты. Прочитайте слово, которое получилось.
4 ∙ 9 = ы 9 ∙ 9 = л 63 : 9 = д
54 : 9 = м 9 ∙ 6 = ц 9 ∙ 8 = о
66
|
772
|
8 81
|
772
|
77
|
554
|
336
|
м
|
о
|
л
|
о
|
д
|
е
|
ц
|
VIII.Домашнее задание
Учебник: № 4, 5 (с. 65).