СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока " Умножение и деление степеней"

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " Умножение и деление степеней"»

Конспект урока по теме: «Умножение и деление степеней»

Урок алгебры в 7 классе по учебно-методическому комплекту под редакцией С.А.Теляковского, авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова «Алгебра 7 класс», издательство «Просвещение», Москва, 2014 год.


Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Технологии: Здоровье сбережения, развития исследовательских навыков, проблемного обучения, педагогики сотрудничества, индивидуально-личностного обучения.

Предметные цели: Научиться использовать принцип умножения и деления степеней с одинаковыми показателями; умножать и делить степень на степень, воспроизводить формулировки определений, конструировать несложные определения самостоятельно.

Коммуникативные УУД: Демонстрировать способность к эмпатии, стремиться установить доверительные отношения взаимопонимания; использовать адекватные средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить план действий в соответствии с ней.

Познавательные УУД: Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Личностные УУД: Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Знать: определение степени, свойства степени с натуральным показателем.

Уметь: выполнять действия со степенями с натуральным показателем; преобразовывать выражения, содержащие степени с натуральным показателем.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер.

Ход урока

1. Организационный момент

Доброе утро. Садитесь.

Ребята, начать наш сегодняшний урок мне хочется со слов великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова «Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь»

- О каком математическом понятии говорится в этом высказывании?

Да, именно о степени числа мы будет говорить на уроке

Какую тему мы изучали предыдущих уроках.

2. Актуализация знаний

 - Без знания теории вы не сможете решать практические задания.

Давайте вспомним теоретический материал, для этого ответьте на следующие вопросы. Внимание на слайд.

а) Ответьте на следующие вопросы:

1. Сформулируйте определение степени числа с натуральным показателемn?

Ответ: Степенью числа а с натуральным показателем n, большим 1, называется выражение n, равное произведению n множителей, каждый из которых равен а.

2. что означают буквы, входящие в это выражение?

Ответ: – основание степени, n – показатель степени

3. Чему равна степень числа с показателем равным 1?

Ответ: числу

4. Степень отрицательного числа с четным показателем является, каким числом?

Ответ: положительным числом

5. Степень отрицательного числа с нечетным показателем является каким числом?

Ответ: отрицательным числом

Немецкий писатель Гёте сказал: «Просто знать – мало, знания нужно уметь использовать».

Поэтому я предлагаю вам, используя полученные знания выполнить несколько заданий.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Представьте в виде степени произведение:

а) 3 ;

б)(b) (b) (b)

в) bb


а)

б)

в)

2. Назовите основание и показатель степени:

, , ,

Основания: 0,5; ; ; (xy)

Показатели степеней: 2, 3, 5, 6

3. Вам необходимо объяснить в чем заключена ошибка и дать правильный ответ.

а) 5∙5∙5∙5∙5∙5 = 65;

б) (3)2 = 9;

в) 6∙6∙6 = 63;

г) 71 = 1;

д) 24= - 8

е) 07 = 0.

4. Вычислить

1) 34 = 81 6) (- 2)³ = -8

7) 016 = 0

2)(2 =

8) (–1)18 = 1

3) (–10)4= 10000

4) - = -1,8 9) 32 · 36

5) - 7²= -49 10) 45 : 43


а) Основание 5, показатель степени 6;

б) при возведении любого числа в четную степень получается число положительное;

в) задание выполнено верно

г) любое число в первой степени равно самому числу.

(Создание проблемной ситуации:)

А представьте в виде степени такие выражения…


г) 32∙ 36 = ??? д) 45 : 43 = ???


Как посчитать?

(Ученики могут сказать ответ в г) 45 или 46или 8∙4 = 32; но в задании д) у них ответа не будет)

Посмотрите внимательно, какие действия нам необходимо научиться выполнять со степенью, чтобы решить предложенные примеры

(умножение и деление степеней)

- Сформулируем тему урока. (Умножение и деление степеней)

3. Постановка темы и определение цели урока.

Это и будет темой нашего урока.

В тетради тему урока: Умножение и деление степеней.

(и фиксируем на доске)

Пишите красиво и аккуратно

Какую мы поставим цель? Что будем делать?

Ученики: - УЧИТЬСЯ УМНОЖАТЬ И ДЕЛИТЬ СТЕПЕНИ

Учитель: - Правильно, УЧИТЬСЯ УМНОЖАТЬ И ДЕЛИТЬ СТЕПЕНИ при помощи правил.(фиксируем эту цель на доске)

4. Открытие нового знания:

Вернемся к нашему выражению: 32∙ 36= (распишем, используя определение степени) = 3·3·3·3·3·3·3·3 (свернем, используя определение степени) = 38

- Что вы заметили?

Чему равно основание? (везде 3 было 3 и осталось 3)(основание осталось прежним).

А что стало с показателем?

Как мы его получили? 2+6=8 – Мы их сложили.

Значит, 32∙ 36 = 32+6=38

Как вы думаете любые числа могут стоять вместо основания 3?

Какие числа могут быть вместо показателя степени?

В тетрадях запишем буквенном виде:

аn∙ аm = аn + mдля любого а и натуральных m и n

(на доску вывешиваю таблицу с правилом)

Попробуйте сформулировать правило умножения степеней. (слайд с пропущенными словами)

Откройте учебник на стр. 100 и посмотрите, такое ли там правило?

Прочитайте его.(Все читают правило в учебнике)

ПРИ УМНОЖЕНИИ СТЕПЕНЕЙ С ОДИНАКОВЫМИ ОСНОВАНИЯМИ ОСНОВАНИЕ ОСТАВЛЯЮТ ПРЕЖНИМ, А ПОКАЗАТЕЛИ СКЛАДЫВАЮТ

Приведите по одному примеру на это правило и запишите их в тетради.

(Ребята записывают примеры, затем несколько учеников зачитывают свои примеры.)

Это правило можно применять при умножении двух и более степеней

Например: 54 ∙53 ∙ 5 = 54+3+1 = 58

Какое действие мы учились выполнять? (жду ответа, потом показываю на цель урока на слово УМНОЖАТЬ)

- Ребята, как умножаются степени, мы с вами теперь знаем?

Чему еще сегодня будем учиться?

-ДЕЛИТЬ СТЕПЕНИ.

Вернёмся к нашему примеру на деление степеней.

45 : 43 = (запишем в виде дроби: в числителе делимое, а в знаменателе делитель) = = и сократим = 4∙4 = 42

Посмотрите внимательно, основание степени у нас изменилось?

Ученики: - НЕТ, оно осталось прежним

А чему равен показатель степени?

Ученики: 5-3 = 2

Значит 45 : 43 = 45-3 = 42

Как вы думаете любые числа могут стоять вместо основания 4? Все кроме нуля

Какие числа могут быть вместо показателя степени? 5 больше 3

В тетрадях запишем в буквенном виде:

аn: аm = аnm при условии, что а ≠ 0 mn

Какое у нас получается правило? Слайд с пропущенными словами.

ПРИ ДЕЛЕНИИ СТЕПЕНЕЙ С ОДИНАКОВЫМИ ОСНОВАНИЯМИ ОСНОВАНИЯ ОСТАВЛЯЮТ ПРЕЖНИМ, А….. ИЗ ПОКАЗАТЕЛЯ ДЕЛИМОГО ВЫЧИТАЮТ ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕЛИТЕЛЯ

Откройте учебник на стр. 100 и посмотрите, такое ли там правило?

Прочитайте его.



Выбрать правильный ответ

Физминутка

5. Первичное закрепление:

Работа с учебником

Учебник «Алгебра 7 класс» автор Макарычев Ю.Н.

  • № 403 (а, в, д, ж)

  • № 408 (а,б)

  • № 414 (а, в, д, ж)

  • № 416 (а,б)

  • № 418 (а,б)

Организация первичного закрепления материала. Закрепление знаний, умений и навыков при решении задач.

  • № 403 (а, в, д, ж) Представьте произведение в виде степени:c

  • а) =

  • в) =

  • д) =

  • ж) =

  • № 414 (а, в, д, ж) Представьте в виде степени частное:

  • а) =

  • в) =

  • д) =

  • ж) =

  • № 408 (а, в, д, е) Представьте в виде степени произведение:

  • а) =

  • в) m =

  • д) =

  • г) =

  • № 418 Вычислите:

  • а) = = 49; б) = = 81; в) = = 25; г) = = = 0,216



  • Самостоятельная работа (по вариантам) Раздается каждому учащемуся, решение можно выполнять прямо на листочках. После выполнения работы проверяются в классе, взаимопроверка.


Вариант 1.

1. Представьте в виде степени произведение:

1) с7 с4

2) а2 а

3) в в2в3

2) Представьте в виде степени частное

1) x8:x4

2) a10:a9

3) x10: x6·x4

3) Вычислить:


Вариант 2.

1. Представьте в виде степени произведение:

1) x 8 x3

2) y3 y

3) a 2a a5

2) Представьте в виде степени частное

1) y10 : y5

2) a19:a9

3) x20: x10·x

3) Вычислить:


Рефлексия

Выскажите свое мнение одним предложением , взяв за начало следующие фразы.

  • 1 Сегодня я узнал…

  • 2 Было трудно…

  • 3 Я понял , что…

  • 4 У меня получилось…

  • 5 Мне захотелось…

Домашнее задание

  • П.19 с. 99-100 (выучить правила)

  • №404, 415

  • №408(в,г), № 418 (в,г)



  • Попытаться вспомнить наш урок, и мысленно ответить на вопросы:

  • - Все ли на уроке было понятно?

  • - Как я себя чувствовал на уроке и доволен ли собой?

  • Поднимите руку кто считает “Я удовлетворён уроком, я хорошо работал на уроке, понимал всё и получил заслуженную оценку”.

  • “ Урок был интересен, я принимал в нём участие, но что-то осталось еще не понятным”.

  • “ Пользы от урока я получил мало, многое не понял”.