Конспект урока по теме: «Умножение и деление степеней»
Урок алгебры в 7 классе по учебно-методическому комплекту под редакцией С.А.Теляковского, авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова «Алгебра 7 класс», издательство «Просвещение», Москва, 2014 год.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Технологии: Здоровье сбережения, развития исследовательских навыков, проблемного обучения, педагогики сотрудничества, индивидуально-личностного обучения.
Предметные цели: Научиться использовать принцип умножения и деления степеней с одинаковыми показателями; умножать и делить степень на степень, воспроизводить формулировки определений, конструировать несложные определения самостоятельно.
Коммуникативные УУД: Демонстрировать способность к эмпатии, стремиться установить доверительные отношения взаимопонимания; использовать адекватные средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.
Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать познавательную цель и строить план действий в соответствии с ней.
Познавательные УУД: Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Личностные УУД: Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.
Знать: определение степени, свойства степени с натуральным показателем.
Уметь: выполнять действия со степенями с натуральным показателем; преобразовывать выражения, содержащие степени с натуральным показателем.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер.
Ход урока
1. Организационный момент
Доброе утро. Садитесь.
Ребята, начать наш сегодняшний урок мне хочется со слов великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова «Пусть кто-нибудь попробует вычеркнуть из математики степени, и он увидит, что без них далеко не уедешь»
- О каком математическом понятии говорится в этом высказывании?
Да, именно о степени числа мы будет говорить на уроке
Какую тему мы изучали предыдущих уроках.
2. Актуализация знаний
- Без знания теории вы не сможете решать практические задания.
Давайте вспомним теоретический материал, для этого ответьте на следующие вопросы. Внимание на слайд.
а) Ответьте на следующие вопросы:
1. Сформулируйте определение степени числа
с натуральным показателемn?
Ответ: Степенью числа а с натуральным показателем n, большим 1, называется выражение
n, равное произведению n множителей, каждый из которых равен а.
2.
что означают буквы, входящие в это выражение?
Ответ:
– основание степени, n – показатель степени
3. Чему равна степень числа
с показателем равным 1?
Ответ: числу
4. Степень отрицательного числа с четным показателем является, каким числом?
Ответ: положительным числом
5. Степень отрицательного числа с нечетным показателем является каким числом?
Ответ: отрицательным числом
Немецкий писатель Гёте сказал: «Просто знать – мало, знания нужно уметь использовать».
Поэтому я предлагаю вам, используя полученные знания выполнить несколько заданий.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Представьте в виде степени произведение: а) 3 ; б)( – b) ( – b) ( – b) в) bb | а) б) в) |
2. Назовите основание и показатель степени: , , , | Основания: 0,5; ; ; (x – y) Показатели степеней: 2, 3, 5, 6 |
3. Вам необходимо объяснить в чем заключена ошибка и дать правильный ответ. а) 5∙5∙5∙5∙5∙5 = 65; б) (–3)2 = –9; в) 6∙6∙6 = 63; г) 71 = 1; д) –24= - 8 е) 07 = 0. 4. Вычислить 1) 34 = 81 6) (- 2)³ = -8 7) 016 = 0 2)(2 = 8) (–1)18 = 1 3) (–10)4= 10000 4) - = -1,8 9) 32 · 36 5) - 7²= -49 10) 45 : 43 | а) Основание 5, показатель степени 6; б) при возведении любого числа в четную степень получается число положительное; в) задание выполнено верно г) любое число в первой степени равно самому числу. |
(Создание проблемной ситуации:)
А представьте в виде степени такие выражения…
г) 32∙ 36 = ??? д) 45 : 43 = ???
Как посчитать?
(Ученики могут сказать ответ в г) 45 или 46или 8∙4 = 32; но в задании д) у них ответа не будет)
Посмотрите внимательно, какие действия нам необходимо научиться выполнять со степенью, чтобы решить предложенные примеры
(умножение и деление степеней)
- Сформулируем тему урока. (Умножение и деление степеней)
3. Постановка темы и определение цели урока.
Это и будет темой нашего урока.
В тетради тему урока: Умножение и деление степеней.
(и фиксируем на доске)
Пишите красиво и аккуратно
Какую мы поставим цель? Что будем делать?
Ученики: - УЧИТЬСЯ УМНОЖАТЬ И ДЕЛИТЬ СТЕПЕНИ
Учитель: - Правильно, УЧИТЬСЯ УМНОЖАТЬ И ДЕЛИТЬ СТЕПЕНИ при помощи правил.(фиксируем эту цель на доске)
4. Открытие нового знания:
Вернемся к нашему выражению: 32∙ 36= (распишем, используя определение степени) = 3·3·3·3·3·3·3·3 (свернем, используя определение степени) = 38
- Что вы заметили?
Чему равно основание? (везде 3 было 3 и осталось 3)(основание осталось прежним).
А что стало с показателем?
Как мы его получили? 2+6=8 – Мы их сложили.
Значит, 32∙ 36 = 32+6=38
Как вы думаете любые числа могут стоять вместо основания 3?
Какие числа могут быть вместо показателя степени?
В тетрадях запишем буквенном виде:
аn∙ аm = аn + mдля любого а и натуральных m и n
(на доску вывешиваю таблицу с правилом)
Попробуйте сформулировать правило умножения степеней. (слайд с пропущенными словами)
Откройте учебник на стр. 100 и посмотрите, такое ли там правило?
Прочитайте его.(Все читают правило в учебнике)
ПРИ УМНОЖЕНИИ СТЕПЕНЕЙ С ОДИНАКОВЫМИ ОСНОВАНИЯМИ ОСНОВАНИЕ ОСТАВЛЯЮТ ПРЕЖНИМ, А ПОКАЗАТЕЛИ СКЛАДЫВАЮТ
Приведите по одному примеру на это правило и запишите их в тетради.
(Ребята записывают примеры, затем несколько учеников зачитывают свои примеры.)
Это правило можно применять при умножении двух и более степеней
Например: 54 ∙53 ∙ 5 = 54+3+1 = 58
Какое действие мы учились выполнять? (жду ответа, потом показываю на цель урока на слово УМНОЖАТЬ)
- Ребята, как умножаются степени, мы с вами теперь знаем?
Чему еще сегодня будем учиться?
-ДЕЛИТЬ СТЕПЕНИ.
Вернёмся к нашему примеру на деление степеней.
45 : 43 = (запишем в виде дроби: в числителе делимое, а в знаменателе делитель) =
= и сократим = 4∙4 = 42
Посмотрите внимательно, основание степени у нас изменилось?
Ученики: - НЕТ, оно осталось прежним
А чему равен показатель степени?
Ученики: 5-3 = 2
Значит 45 : 43 = 45-3 = 42
Как вы думаете любые числа могут стоять вместо основания 4? Все кроме нуля
Какие числа могут быть вместо показателя степени? 5 больше 3
В тетрадях запишем в буквенном виде:
аn: аm = аn – m при условии, что а ≠ 0 mn
Какое у нас получается правило? Слайд с пропущенными словами.
ПРИ ДЕЛЕНИИ СТЕПЕНЕЙ С ОДИНАКОВЫМИ ОСНОВАНИЯМИ ОСНОВАНИЯ ОСТАВЛЯЮТ ПРЕЖНИМ, А….. ИЗ ПОКАЗАТЕЛЯ ДЕЛИМОГО ВЫЧИТАЮТ ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕЛИТЕЛЯ
Откройте учебник на стр. 100 и посмотрите, такое ли там правило?
Прочитайте его.
Выбрать правильный ответ
Физминутка
5. Первичное закрепление:
Работа с учебником
Учебник «Алгебра 7 класс» автор Макарычев Ю.Н.
№ 403 (а, в, д, ж)
№ 408 (а,б)
№ 414 (а, в, д, ж)
№ 416 (а,б)
№ 418 (а,б)
Организация первичного закрепления материала. Закрепление знаний, умений и навыков при решении задач.
№ 403 (а, в, д, ж) Представьте произведение в виде степени:c
а)
=
в)
=
д)
=
ж)
=
№ 414 (а, в, д, ж) Представьте в виде степени частное:
а)
=
в)
=
д)
=
ж)
=
№ 408 (а, в, д, е) Представьте в виде степени произведение:
а)
=
в) m
=
д)
=
г)
=
№ 418 Вычислите:
а)
=
= 49; б)
=
= 81; в)
=
= 25; г)
=
= = 0,216
Самостоятельная работа (по вариантам) Раздается каждому учащемуся, решение можно выполнять прямо на листочках. После выполнения работы проверяются в классе, взаимопроверка.
Вариант 1. 1. Представьте в виде степени произведение: 1) с7 с4 2) а2 а 3) в в2в3 2) Представьте в виде степени частное 1) x8:x4 2) a10:a9 3) x10: x6·x4 3) Вычислить: | Вариант 2. 1. Представьте в виде степени произведение: 1) x 8 x3 2) y3 y 3) a 2a a5 2) Представьте в виде степени частное 1) y10 : y5 2) a19:a9 3) x20: x10·x 3) Вычислить: |
Рефлексия
Выскажите свое мнение одним предложением , взяв за начало следующие фразы.
1 Сегодня я узнал…
2 Было трудно…
3 Я понял , что…
4 У меня получилось…
5 Мне захотелось…
Домашнее задание
Попытаться вспомнить наш урок, и мысленно ответить на вопросы:
- Все ли на уроке было понятно?
- Как я себя чувствовал на уроке и доволен ли собой?
Поднимите руку кто считает “Я удовлетворён уроком, я хорошо работал на уроке, понимал всё и получил заслуженную оценку”.
“ Урок был интересен, я принимал в нём участие, но что-то осталось еще не понятным”.
“ Пользы от урока я получил мало, многое не понял”.