19.01.2022г. Русский язык 9- «Ч» класс.
Тема урока: Безличные предложения типа мне весело, ему приятно. Е.Чарушин . «Медвежонок».
Цель урока: 1.Дать понятие о безличных предложениях типа мне весело, ему приятно. Е.Чарушин «Медвежонок».
2.Воспитание любви к своей Родине, к Президенту к родной природе.
Оборудование урока: плакат, презентация, альбом «Наша Родина- Туркменистан».
Тип урока: Интегрированный урок.
Ход урока
I.Организационный момент. Приветствие. Отчёт дежурного. Пословицы и поговорки из книги нашего Президента «Источник мудрости».
Подготавливаю учеников к уроку.
II.Опрос пройденной темы.
Куда бегала ежедневно Малька? Про что она ни разу не забыла?
Почему нельзя было перебраться на другой берег реки?
Что увидел рассказчик однажды утром? Прочитайте об этом в тексте.
III. Обобщение пройденной темы. Обобщаю по ответам учеников.
IV.Объяснение новой темы. 1.Словарная работа
коричневый-goňur reňk рыжий-çypar кружиться-aýlanmak, pyrlanmak
украшение-bezeg барьер-päsgelçilik обруч- gurşaw
2.Советский писатель и художник-график Е.И. Чарушин родился 29 октября (11 ноября) 1901 года в Вятке в семье губернского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина, одного из видных архитекторов Урала. По проектам Ивана Чарушина было построено более 300 зданий в Сарапуле, Ижевске, Вятке. Был он, как любой архитектор, хорошим рисовальщиком. Семья Ивана Аполлоновича Чарушина жила широко и очень дружно. В доме собирались музыканты, художники, а сам дом был наполнен необыкновенными вещами, привезёнными дядей маленького Жени из Китая, Вьетнама, Японии, с Сахалина. Любовь к природе родители прививали сыну с детства: "Отец брал меня во все свои поездки по Кировской области. Ездили мы и днём и ночью, лесами и лугами, в пургу и осеннюю непогоду. И волки за нами гнались, и въезжали мы на токовище тетеревов, и глухарей вспугивали с вершин сосен. И восход солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, как птицы запевают, как колёса хрустят по белому мху, как полозья свистят на морозе - всё это я с детства полюбил и пережил".
В формировании характера мальчика огромную роль сыграла его мама, Любовь Александровна (урождённая Тихомирова). "Моя мать, - вспоминал Евгений Иванович, - садовод-любитель. Копаясь в своем садике, она делала прямо чудеса. Конечно, я принимал участие в ее работе. Вместе с ней ходил в лес собирать семена цветов, выкапывать разные растения, чтобы их "одомашнить" в своем саду, вместе с ней выкармливал уток и тетеревов, и моя мать, очень любящая все живое, передала мне эту любовь. Цыплята, поросята и индюшата, с которыми всегда было много хлопот; козы, кролики, голуби, цесарка с перебитым крылом, которое мы лечили; ближайший мой приятель - трехногий пес Бобка; война с котами, съедавшими моих крольчат, ловля певчих птиц - чижей, щеглов, свиристелей и голубей. Вот со всем этим связано мое раннее детство, к этому обращаются мои воспоминания". Он часто ездил с отцом по области, проводил время с бывалыми охотниками, лесниками, умельцами-кустарями. Будущий писатель хранил в памяти их шутки, смешные байки и народные сказки. Видел быт простых людей и впитывал в себя все своеобразие и прелесть живого народного языка.
Он стал оформлять и собственные сочинения, такие как "Разные звери" (1930), "Волчишко и другие" (1931), "Никитка и его друзья" (1938), "Моя первая зоология", "Про больших и маленьких", "Про Томку", "Медвежата", "Васька", "Про сороку" и другие. Но это оказалось самым трудным делом в его жизни, так как по его собственному признанию, иллюстрировать чужие тексты ему было намного проще, чем свои собственные. В 1930-е годы он стал одним из лучших художников детской книги, дизайн которой в то время уже окончательно сложился в особое направление в искусстве. Очень тепло о рассказах начинающего автора отозвался Максим Горький. Работая в технике свободного акварельного рисунка, монохромного или цветного, легким динамичным пятном, Чарушин воссоздавал в пространстве книги (в том числе и на полях) не просто кусочки натуры, но целостную пейзажную среду, средоточиями которой представали разнообразные животные. По-своему самобытны, лексически просты и изящны его очерки в жанре рассказов о животных и популярного краеведения. Медвежонок
Охотники убили трёх медведиц и три выводка медвежат продали в зоопарк.
В зоопарке их всех посадили в одну клетку, бурых, рыжих, черноватых, неодинаковых и мастью, и ростом - кто побольше, кто поменьше. Самый маленький - самый угрюмый.
Сидит в углу, чешет животик, лапу сосёт и всё время ворчит. А другие весёлые: борются, по клетке лазят, барахтаются, кричат, пыхтят - мохнатые, пузатые, большеголовые, косолапые медвежатки.
Один, хоть и всех перерос, а есть не умеет по-настоящему. Его служительница соской кормит. В бутылку молока нальёт, тряпку в горлышко сунет и отдаст ему. Он бутылку облапит и сосёт. Никого к себе не подпускает, ворчит. Страшно так! Другой, черноватый, с белым пятном-нагрудником, всё лазает, карабкается. Полез он по железным прутьям клетки к потолку. Прутья-то скользкие, два вершка пролезет да вершок обратно съедет. Лез, лез, до половины добрался, а дальше никак. Устал. Вовсю лапами работает, визжит со злости, хочется ему на потолок, а ничего не выходит - вниз съезжает. Придумал. Вцепился зубами в железный прут и висит - лапы отдыхают. Повисел, отдохнул и сразу до потолка добрался. Потом и по потолку полез, да сорвался, упал и завопил отчаянным голосом.
Прибежала служительница, взяла его на руки, укачивает, гладит. Медвежишка успокоился, учуял в кармане конфету, достал и вместе с бумажкой давай её сосать, причмокивать.
Принесли медвежатам молочной каши. Все на корытце навалились, толкаются, прямо в кашу лезут, огрызаются, чавкают, чмокают, сопят. Вдруг опять кто-то закричал. Орёт во всё горло - надрывается.
А это тот самый сосун, который по-настоящему есть не умеет. Выбрался он из клетки, когда кашу давали, и полез по метле - у клетки метла стояла. Полез Миша по метле и вместе с ней свалился. Об пол ушибся, да ещё и палка от метлы ударила. Лежит, закрыл глаза и вопит. А метлу из лап не выпускает. Дали ему опять соску. Медвежата съели кашу, так вывозились, что никакой масти не узнаешь все в каше. Стали полосатые, пятнистые. Поели и снова давай играть. Захотелось мне купить медвежонка, да нельзя: в зоопарке медвежат не продают.1931 г.
3. Языковое понятие.
Безличными называются простые односоставные предложения, в которых нет действующего субъекта, то есть подлежащего, а присутствует только сказуемое.
В безличных предложениях отражены процесс или состояние, независимые от действий кого-либо. Как правило, они описывают окружающий мир или события, происходящие с лицом или предметом. Примеры безличных предложений:
Вечереет. На море было жарко.
В безличных предложениях имеется только один состав — состав сказуемого. Главный член предложения обозначает действие, а его поясняют второстепенные члены — дополнение и обстоятельство. В предложении может быть слово с предметным значением, но не в форме именительного падежа.
V.Закрепление новой темы.
1.Где и когда родился Е.Чарушин ?
2. Какие произведения написал Е.Чарушин ?
3. Почему медвежата оказались в зоопарке?
4. Какими были медвежата?
VI. Задание на дом. Прочитать рассказ.
VII. Обобщение и итог урока. Оценить знания учеников.
Мадеминова Н.Б. Проверил:/ Джумабаев И.
21.01.2022г. Русский язык 9- «Ч» класс.
Тема урока: Внеклассное чтение Е.Чарушин . Рассказ «Кабан».
Цель урока: 1. Раскрыть идейное содержание рассказа «Кабан».
2.Воспитание любви к своей Родине, к Президенту к родной природе.
Оборудование урока: плакат, презентация.
Тип урока: Комбинированный урок.
Ход урока
I.Организационный момент. Приветствие. Отчёт дежурного. Пословицы и поговорки из книги нашего Президента «Источник мудрости».
Подготавливаю учеников к уроку.
II.Опрос пройденной темы.
1.Где и когда родился Е.Чарушин ?
2. Какие произведения написал Е.Чарушин ?
3. Почему медвежата оказались в зоопарке?
4. Какими были медвежата?
III. Обобщение пройденной темы. Обобщаю по ответам учеников.
IV.Объяснение новой темы.
1.Словарная работа
коричневый-goňur reňk рыжий-çypar кружиться-aýlanmak, pyrlanmak
украшение-bezeg барьер-päsgelçilik обруч- gurşaw
Кабаны - рассказ Евгения Чарушина, который будет интересно прочесть людям с живым воображением. В нем повествователь рассказывает о том, как рисует по утрам животных зоосада. Однажды утренние занятия иллюстратора прервали кабаны. Каким-то образом они выбрались из своего вольера, и рассказчик оказался с ними один на один. Сумеет ли обезопасить свои зарисовки художник, успеет ли спастись от них сам? Прочтите обо всех подробностях вместе с ребятами из небольшого рассказа. Он показывает, как важно не терять бдительности даже в знакомой обстановке.
Я рисую животных.
Рано… Часов в семь-восемь в зоосаду никого не бывает. Рисовать удобно. Никто через плечо не заглядывает, не расспрашивает. Хорошо!
Только звери в клетках да я. Рисую я оленя марала, Серёжку.
У него рога новые. Каждый год олени меняют рога. Старые отваливаются, а новые вырастают; сначала мягкие, тёплые, живые — не рога, а кровяной какой — то студень в кожаном пушистом чехле.
Потом студень твердеет, становится настоящим рогом, а кожа отпадает. Сейчас у Серёжи на рогах кожа висит клочьями.
Утром все звери играют. Ягуар шар деревянный катает в клетке.
Гималайский медведь-губач стоит на голове. Днём, при народе, он за конфетку стоит, а сейчас сам забавляется.
Слон боком сторожа к стене придавил, метлу отнял и съел. Волки по клетке бегают, кружат: в одну сторону — в другую, в одну — в другую, рысью, быстро.
В общей птичьей загородке танцуют журавли — красавки, подпрыгивают, вертятся.
А наш серый журавль их унимает. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок — суета или драка, он, не торопясь, пришагает и ткнёт кого надо клювом. Начальник-птица! За это его и на птичьих дворах часто держат начальником.
У оленя Серёжки в рогах зуд. Он их чешет. Изгибается весь передо мной: то на меня бросится — пугает, то шею вытянет, приподнимет ноздри, противно сопит. Тоже пугает, — а может, подраться зовёт.
Забьёт передними острыми копытами землю, начнёт скакать по загородке телёнком и хвост поднимет. А сам — чуть не с лошадь.
Интересно мне рисовать!
Рисую — и ничего не вижу, кроме оленя.
Хрустнуло что-то сзади. Оглянулся. И ничего не могу понять. Идут на меня шесть кабанов гуськом, передний в пяти шагах от меня.
А решётка-то где перед ними? А решётки-то нет! Вырвались на волю!
Всё у меня из рук попадало. И полез я на Серёжкину загородку. Залез и сижу.
Подо мной с одной стороны Сергей буянит, на задних ногах ходит, меня хочет сшибить с загородки, растоптать, забодать. Пена изо рта тянется.
А с другой — кабаны.
Громадные, с жёлтыми клыками, в щетине, как в щётке. Толпятся, на меня смотрят, не умеют голову поднимать, смотреть вверх. Сверху узкие, как рыбы, — только клыки торчат в стороны.
Прощай, моя акварель! Сжевали вместе с деревянным ящиком.
А что, если меня или ещё кого-нибудь так сжуют?
Делать что-то надо! Да что делать-то? Заорать — прибежит кто-нибудь на крик, а они — на него. Догонят, повалят!
Полезу лучше к забору. К забору — по загородке, за забором улица. По телефону в пожарную часть позвоню, администрации скажу…
Ползу, перебираюсь по загородке, будто по небоскрёбу. Свалишься — тут и смерть тебе: справа Сергей сопит, танцует, слева кабаны чавкают, идут толпой.
Верхняя доска на загородке подо мной качаться стала, старая совсем; вспотел я со страху.
Вдруг — крик:
— Сашка, Машка, Яшка, Прошка, Акулька!
Чуть я не слетел! Едва-едва удержался. Маленький парнишка забежал в кабанью толпу и стегает кабанов хворостиной.
— Обратно! — кричит. — Я вас!
Повернулись кабаны. Простыми свиньями побежали в свой хлев — в свою клетку. А парнишка их подгоняет прутиком.
Похрюкивают кабаны, бегут, хвостиками вертят. Загнал в клетку и запер.
Тут я быстро-быстро с решётки слез, чтобы парнишка не заметил, и ходу из сада. Стыдно стало. Кабаны-то ручные!
V.Закрепление новой темы.
1. Кого рисует автор ?
2. Кто такой Серёжка ?
3. Что случилось в зоопарке?
4. Кто загнал кабанов?
VI. Задание на дом. Прочитать рассказ.
VII. Обобщение и итог урока. Оценить знания учеников.
Мадеминова Н.Б. Проверил:/ Джумабаев И.
11.02.2022г.
Русский язык 9- «Ç»класс.
Тема урока: Односоставные предложения. Фёдор Александрович Абрамов «О чём плачут лошади» Элементы фантастики в произведении.
Цель урока: 1.Закрепит знания об односоставных предложениях, раскрыть идейное - содержание рассказа
«О чём плачут лошади», развивать речь и образное мышление учащихся.
2.Воспитание любви к своей Родине, к Президенту.
Оборудование урока: плакат, видеоролик , презентация, портрет Абрамова.
Тип урока: Интегрированный урок.
Ход урока
I.Организационный момент. Приветствие.Отчёт дежурного.
Подготавливаю учеников к уроку.
II.Опрос пройденной темы.
1.Что чувствовал вначале старый журавль?
2.Как описана его родина?
3.Что случилось с ласточкой?
4.Что ей угрожало?
5.Подумайте, почему журавль, подставляя своё «плечо» ласточке, говорит: «Будь спасеньем моим».
6.Как доверие лёгкой ласточки подействовало на журавля?
III. Обобщение пройденной темы. Обобщаю по ответам учеников.
IV.Объяснение новой темы.
1.Словарная работа
Человек забыл о милосердии в отношениях с лошадьми. Что означает это слово? (Готовность оказать помощь; способность помочь, простить; милосердный человек способен чувствовать чужую боль).
2. И. Беседа о биографии писателя.
Слайд №4.В деревне Веркола Пинежского уезда Архангельской области 29 февраля 1920 года забилось сердце Феди Абрамова, седьмого ребенка в бедной крестьянской семье.В этом году емуисполнилось бы94года.
Слайд №5. Истоки доброты Фёдора Абрамова. С детства Абрамов знал и любил сказки, былины, легенды, которыми так богат Север. Он очень любил деревню, и каждый год приезжал в родную Верколу.Поэтому главная тема в творчестве писателя была тема деревни.Таких писателей называют «деревенщиками»,«солью земли». Личным жизненным примером и своим творчеством они приносят добро, свет в души людей. Фёдор Александрович был добрым и отзывчивым человеком, умел сострадать, всегда старался помогать своим землякам.
Слайд №6.Он любил животных, особенно лошадей.
Сообщение темы и целей урока.
Слайд № 7-8
Сегодня на уроке мы обратимся к рассказу «О чём плачут лошади», который был написан в 1973 году.
(Запись темы урока в тетрадь Ф.Абрамов «О чем плачут лошади») Обратите внимание, что в названии рассказа не звучит вопросительной интонации. Почему? О чем рассказ? (о лошадях)
- Какие слова-ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово “лошадь”? (Добро, тепло; нежное, сильное животное; незаменимая помощь; быстрое передвижение…)
IV. Беседа по произведению.
1) О чём этот рассказ? (О горькой судьбе лошади в современном обществе).
Слайд №92) Чтобы вспомнить содержание рассказа, давайте обратимся к плану. (Один из учащихся зачитывает подготовленный дома план).
План
1. Рассказ автора о своей дружбе с лошадьми, особенно с Рыжухой.
2. Рыжуха пытается узнать правду о лошадиной жизни.
3. Лирическое отступление о прежней жизни лошадей.
4. Нынешнему поколению лошадей эта правда недоступна.
5. Дружба человека и лошади дала трещину.
3) Работа с текстом и беседа. Зачитать начало рассказа.
Слайд №10.- Какими мыслями и чувствами проникнуто описание природы в начале рассказа (зачитать его)? Как ощущает себя рассказчик в миреприроды? (Природа ассоциируется с детством – самым чудесным временем в жизни.Уважительное отношение к природе, единство существования с нею утверждается как норма жизни людей.)
- Какие эпитеты находит Ф.Абрамов, описывая лошадей? Прокомментируйте их.
(«Бархатные губы», «добрые и умные животные», «особая лошадиная красота».
- Где и почему в изображении лошадей возникает антитеза? О чем она говорит?
(Красота лошадей в описании, и вдруг: они «томились, умирали от жажды». Это отношение людей к лошадям. «Особо-лошадиная красота луга» - резкий контраст с состоянием лошадей. Автор подчеркивает отношение людей к животным.
- Зачитайте, какой показана Рыжуха?
Чем она отличается от других лошадок? (Зачитывают отрывки из рассказа)
- Как вы думаете, с какой целью автор сравнивает Рыжуху с остальными кобылками?
…автор сравнивает людей с лошадьми: многие, попав в одинаковые условия ведут себя по-разному. Кого-то трудности изменяют в худшую сторону, а кто-то сохраняет неунывающий характер и внешне отличается от первых.
- Какие сказочные черты присутствуют в этом рассказе? (Диалог рассказчика и лошади Рыжухи на человеческом языке).
Вывод: Да, животные дают нам многое, но главное – учат нас быть людьми, добрыми, мудрыми. Именно они являются для нас тем зеркалом, в которое чаще нужно смотреть. И мне очень хочется, чтобы мы там видели не звериный оскал или холодную, равнодушную маску, а человеческое лицо.
Вера в разум человека должна победить в неравной борьбе человека с природой, пыл которой пока угасает слабо. И поэтому: воспитай в себе жалость к сломанному дереву, к одичавшей, брошенной собаке. Боль «меньшего брата» прими как свою. Все в природе подчинено извечному закону добра. Уважай его! Тогда и он уважит тебя.
3. Языковое понятие.
Односоставные предложения всегда имеют только один главный член предложения подлежащее или сказуемое. Например: Холодный ветер. Темнеет. И т.п.
Вывод: Да, животные дают нам многое, но главное – учат нас быть людьми, добрыми, мудрыми. Именно они являются для нас тем зеркалом, в которое чаще нужно смотреть. И мне очень хочется, чтобы мы там видели не звериный оскал или холодную, равнодушную маску, а человеческое лицо.
Вера в разум человека должна победить в неравной борьбе человека с природой, пыл которой пока угасает слабо. И поэтому: воспитай в себе жалость к сломанному дереву, к одичавшей, брошенной собаке. Боль «меньшего брата» прими как свою. Все в природе подчинено извечному закону добра. Уважай его! Тогда и он уважит тебя.
V.Закрепление новой темы.
1. Кто такой Ф.Абрамов?
2. Где и когда он родился?
3.Кто главный герой рассказа «О чём плачут лошади»
- Зачитайте, какой показана Рыжуха?
Чем она отличается от других лошадок? (Зачитывают отрывки из рассказа)
- Как вы думаете, с какой целью автор сравнивает Рыжуху с остальными кобылками?
4.О чём плакали лошади?
Задание №1
Найдите из рассказа и выпишите в тетради односоставные предложения.
VI. Задание на дом. Придумать проект памятника, устно описать его, подобрать надпись к памятнику
VII. Обобщение и итог урока. Оценить знания учеников.
Мадеминова Н.Б. Проверил:/ Джумабаев И.
15.02.2022г. Русский язык 9- «А»класс.
Тема урока: Грамматическая основа предложения(повторение). Фёдор Александрович Абрамов «О чём плачут лошади» .
Цель урока: 1.Закрепить знания о грамматической основе предложений, раскрыть идейное - содержание рассказа
«О чём плачут лошади», развивать речь и образное мышление учащихся.
2.Воспитание любви к своей Родине, к Президенту.
Оборудование урока: плакат, видеоролик , презентация, портрет Абрамова.
Тип урока: Интегрированный урок.
Ход урока
I.Организационный момент. Приветствие.Отчёт дежурного.
Подготавливаю учеников к уроку.
II.Опрос пройденной темы.
1. Кто такой Ф.Абрамов?
2. Где и когда он родился?
3.Кто главный герой рассказа «О чём плачут лошади»
4.Зачитайте, какой показана Рыжуха?
5.Чем она отличается от других лошадок? (Зачитывают отрывки из рассказа)
6. Как вы думаете, с какой целью автор сравнивает Рыжуху с остальными кобылками?
7.О чём плакали лошади?
III. Обобщение пройденной темы.
Обобщаю по ответам учеников.
IV.Объяснение новой темы.
1.Словарная работа
«угор» - место, идущее в гору, крутой берег реки; «истово» - очень усердно; «заулок» - переулок, глухая улица; «бесшабашность» - беспечность, отчаянность и т. д.
2. 1)Чтение учителем рассказа «О чём плачут лошади».
2)Беседа по содержанию рассказа (анализ произведения):
1. О чём этот рассказ? (дети высказывают своё мнение, вероятно, будут отвечать, что рассказ о взаимоотношениях между человеком и лошадьми).
2. Какие чувства вызывали у рассказчика лошади? («Самые сложные, самые разноречивые чувства вызывали у меня эти лошади. Они волновали, радовали моё крестьянское сердце, придавали пустынному лугу с редкими кочками и кустиками ивняка свою особую – лошадиную – красоту, и я мог не минутами, часами смотреть на этих добрых и умных животных… Но чаще всего лошади эти вызывали у меня чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними»).
3. Почему рассказчик испытывает чувство вины перед лошадьми? (Конюх Миколка зачастую забывал о лошадях: «…вокруг кола не то что трава – дернина была изгрызена и выбита дочерна. Они постоянно томились, умирали от жажды, их донимал гнус…»).
4.За что рассказчик любил Рыжуху более других лошадей? («…Рыжуха выгодно выделялась среди своих сородичей…: была кобылка чистая, да к тому же ещё сохранила свой весёлый, неунывающий характер, норовитость молодости»).
5. Какой Рыжуха встретила своего друга в этот раз? («…и ничем, решительно ничем не отличалась от остальных кобыл и коней»). Обращаю внимание учеников на слова: «Я схватил её за густую с проседью чёлку, которую сам же и подстриг недели три назад – напрочь забивало глаза, притянул к себе. И что же я увидел? Слёзы. Большие, с добрую фасолину, лошадиные слёзы».
6. Почему Рыжуха плачет? (Дети рассказывают об услышанных ею песнях от одной старой кобылы Забавы, из которых она узнала, что были времена, когда лошадей называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами). Здесь можно прочитать отрывок произведения, где автор вспоминает о том, как раньше человек ценил лошадь. Какой литературный приём использует Ф.А. Абрамов, говоря нам о прошлом и настоящем в жизни лошадей? (Антитеза). Зачем автор применяет именно антитезу? (Чтобы показать с ещё большей силой несправедливое отношение современного человека к лошадям).
3. Языковое понятие.
Грамматическая основа предложения –основная часть предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, или одного из них. Любая синтаксическая работа с предложением начинается с определения его грамматической основы. Грамматическая основа включает в себя два главных члена в двусоставных предложениях или один главный член в односоставных.
V.Закрепление новой темы.
1.Какова главная тема произведений Абрамова?
2. Какие раздумья вызвал у вас рассказ?
3.В какой мере он обращен ко всем нам?
Задание №2 Спишите. Подчеркните грамматическую основу предложения.
Вторым счастьем он считает то, что родился в деревне. И в своих романах, повестях, рассказах он писал о деревне, о человеке-труженике, проявляя к нему уважение. Абрамов любил все живое, особенно любил лошадей, потому что в тяжелые годы, в тяжелые времена они были опорой всей крестьянской жизни.
VI. Задание на дом.
Задание: зачитать строчки (выборочно) о том, как кормили лошадей, лелеяли, скребли, чистили.
VII. Обобщение и итог урока. Оценить знания учеников.
Мадеминова Н.Б. Проверил:/ Джумабаев И.
17.02.2022г. Русский язык 9- «А»класс.
Тема урока: Грамматическая основа предложения(повторение). Фёдор Александрович Абрамов «О чём плачут лошади» .
Цель урока: 1.Закрепить знания о грамматической основе предложений, усвоить содержание рассказа Ф. А. Абрамова; закрепить умение определять тему и основную мысль произведения; развивать речь и образное мышление учащихся, привлечь к обсуждению авторского призыва к гуманному отношению к тому, что нас окружает.
2.Воспитание любви к своей Родине, к Президенту.
Оборудование урока: плакат, видеоролик , презентация, портрет Абрамова.
Тип урока: Интегрированный урок.
Ход урока
I.Организационный момент. Приветствие.Отчёт дежурного.
Подготавливаю учеников к уроку.
II.Опрос пройденной темы.
1. Кто такой Ф.Абрамов?
2. Где и когда он родился?
3.Кто главный герой рассказа «О чём плачут лошади»
4.Какова главная тема произведений Абрамова?
5. Какие раздумья вызвал у вас рассказ?
6.В какой мере он обращен ко всем нам?
III. Обобщение пройденной темы.
Обобщаю по ответам учеников.
IV.Объяснение новой темы.
1.Словарная работа
«угор» - место, идущее в гору, крутой берег реки; «истово» - очень усердно; «заулок» - переулок, глухая улица; «бесшабашность» - беспечность, отчаянность и т. д.
2. 1)Чтение учителем рассказа «О чём плачут лошади».
2)Беседа по содержанию рассказа (анализ произведения):
1. О чём этот рассказ? (дети высказывают своё мнение, вероятно, будут отвечать, что рассказ о взаимоотношениях между человеком и лошадьми).
2. Какие чувства вызывали у рассказчика лошади? («Самые сложные, самые разноречивые чувства вызывали у меня эти лошади. Они волновали, радовали моё крестьянское сердце, придавали пустынному лугу с редкими кочками и кустиками ивняка свою особую – лошадиную – красоту, и я мог не минутами, часами смотреть на этих добрых и умных животных… Но чаще всего лошади эти вызывали у меня чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними»).
3. Почему рассказчик испытывает чувство вины перед лошадьми? (Конюх Миколка зачастую забывал о лошадях: «…вокруг кола не то что трава – дернина была изгрызена и выбита дочерна. Они постоянно томились, умирали от жажды, их донимал гнус…»).
4. Почему Рыжуха плачет? (Дети рассказывают об услышанных ею песнях от одной старой кобылы Забавы, из которых она узнала, что были времена, когда лошадей называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами). Здесь можно прочитать отрывок произведения, где автор вспоминает о том, как раньше человек ценил лошадь. Какой литературный приём использует Ф.А. Абрамов, говоря нам о прошлом и настоящем в жизни лошадей? (Антитеза). Зачем автор применяет именно антитезу? (Чтобы показать с ещё большей силой несправедливое отношение современного человека к лошадям).
Обращаю внимание детей на последние строчки произведения (прочитать отрывок):
Всё моё существо, весь мой слух были обращены назад, к лошадям. Я ждал, каждым своим нервом ждал, когда же они начнут грызть хлеб, с обычным лошадиным хрустом и хрумканьем стричь траву на лугу.
Ни малейшего звука не доносилось оттуда.
И тогда я вдруг стал понимать, что я совершил что-то непоправимое, страшное, что я обманул Рыжуху, обманул всех этих несчастных кляч и доходяг и что никогда, никогда уже у меня с Рыжухой не будет той искренности и того доверия, которые были до сих пор.
И тоска, тяжёлая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле. И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной природы…
Что вы увидели в этих строчках рассказа? (Рассказчику стыдно перед Рыжухой и остальными лошадьми; он ставит себя в один ряд с этими животными: с одной стороны – они, как люди, с другой – он (рассказчик), как лошадь).
Зачем автор в финале произведения сопоставляет (как бы сближает) лошадь с человеком? (Таким образом он подчёркивает, что лошадь тоже чувствует…).
Вывод: герой рассказа ощущает страдания лошадей. Он чувствует единство всего живого в мире, а значит, не способен на жестокость. Но в современной жизни не нужны не только лошади, но и люди искренние, любящие, близкие к природе – об этом тревожится писатель
3. Языковое понятие.
Грамматическая основа предложения –основная часть предложения, состоящая из его главных членов: подлежащего и сказуемого, или одного из них. Любая синтаксическая работа с предложением начинается с определения его грамматической основы. Грамматическая основа включает в себя два главных члена в двусоставных предложениях или один главный член в односоставных.
V.Закрепление новой темы.
Так о чём же всё-таки плачут лошади? (О несуществующей людской благодарности, поддержке, любви).
Тест по рассказу Ф. А. Абрамова «О чём плачут лошади» (выполняют в тетрадях)
Какое лакомство герой рассказа носил лошадям? А) хлеб б) соль в) сдобную булочку г) пшеницу
Как по- настоящему звали Рыжуху? А) Воронуха б) Звезда в) Клара г) Идея
О чём спорили лошади? А) о том, какая трава вкуснее б) о лошадиной жизни в) о том, почему конюх часто забывает о них г) о том, какая работа им предстоит
Что понимает герой в конце рассказа?
А) что нужно изменить что-то в судьбе Рыжухи
Б) что обманул Рыжуху
В) что ему не нужно больше приходить на луг
Г) что ему нужно работать конюхом
5. Как звали конюха?
6. Что было первой игрушкой крестьянского сына?
Взаимопроверка теста. Ответы на слайде: 1,3,2,2, Миколка, деревянный конь
VI. Задание на дом.
Составить 3 вопроса по тексту рассказа; подготовить краткий, выборочный, художественный пересказ эпизодов рассказа
VII. Обобщение и итог урока. Оценить знания учеников.
Мадеминова Н.Б. Проверил:/ Джумабаев И.