Предмет - русский язык
Класс – 3
Учебник русского языка - автор А. Полякова
Тема урока –Второстепенный член предложения - дополнение.
Тип урока – учебное исследование.
Цель: научить детей находить второстепенный член - дополнение.
Задачи:
Создание условий для формирования исследовательской деятельности.
Создать условия для ознакомления обучающихся с понятием дополнение, его особенностями, применения полученных знаний.
Создать условия для доброжелательной совместной работы.
Развивать универсальные учебные действия (личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные).
Применяемые формы работы:
1.Работа в группах.
2.Самостоятельная индивидуальная работа.
3.Работа в парах.
4.Фронтальная работа.
Оборудование:
Компьютер, проектор, презентация, карточки для рефлексии деятельности, опорные схемы, памятки, маршрутные листы.
Мотивация к учебной деятельности.
- Прозвенел уже звонок. Начинается урок.
Мы сегодня не одни, Гости на урок пришли. Повернитесь поскорей, Поприветствуйте гостей!
- Тихо сели девочки, тихо сели мальчики.
- Какие устойчивые выражения нам помогут на уроке? Объясните свой выбор.(слайд 1)
Выбирают нужные фразеологизмы. Объясняют свой выбор.
- Работать, засучив рукава (Так говорят об умелом работнике).
- Не покладая рук (Очень старательно выполнять работу).
- Слушать во все уши (Внимательно слушать).
- Вооружённый до зубов (Говорят про человека, на которого нападать опасно, поскольку он может дать достойный отпор).
- Я желаю вам сегодня на уроке быть только внимательными, старательно выполнять работу открыть для себя новые знания, т.е. быть настоящими исследователями. Что значит «исследовать?» Обратимся к словарю Ожегова. (слайд 2). Вспомним алгоритм исследования (слайд 3)
II. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.
Запишите число. Какой сегодня праздник по народному календарю?
Народный праздник Тимофей Весновей отмечается 6 марта. В церковном календаре это дата почтения памяти преподобного Тимофея Олимпийского пустынника. Название «Весновей» праздник получил потому, что с этого дня часто начинают дуть теплые ветра, в которых чувствуется запах весны. Другие названия: Весняк, Весновки, Тимофей весенний.
Словарная работа. Дорога, Оттепель, Праздник, Овраг ,Лисица ,Начало ,Енот ,Народ ,Иней ,Ездить . Взаимопроверка. Выставление отметок. Какая общая тема? Какие задания можете предложить к этим словам? ( Найти лишнее слово, указать склонения существительных и т.д.)
Из первых букв составьте слово. Это тема нашего урока. Что такое дополнение? Сформулируйте цели урока. Составьте предложение со словом дорога, чтобы оно употребилось в именительном падеже. А теперь в косвенном падеже. Запишем. Какой член предложения дополняет существительное дорога?
Упр. 139. (Один ученик работает у доски).
Сформулируем правило. Прочитаем его на стр. 68.
Работа в парах. Расскажите правило друг другу. (слайд 4)
III.Физминутка «Весенний дождик» (слайд 5)
IV. Первичное закрепление. Работа в группах. Составьте памятку « Как найти дополнение?»
Памятка: «Как найти дополнение?»
1.Выдели в предложении главные члены.
2.Найди среди второстепенных членов существительное.
3.Укажи его связь с главным членом стрелочкой с вопросом.
4.Определи у него падеж.
5.Если падеж косвенный, то это дополнение.
6.Подчеркни: _ _ _ _ _
Для какой цели мы её составили?
V. Индивидуальная работа по дифференцированным заданиям. Учебная игра. «Корректоры», «Редакторы», «Знатоки русских пословиц».
Задание для «Корректоров».
Спиши текст, исправив ошибки. Подчеркни в предложениях дополнения.
Вот дятил застучял па дереву сваим длинным и крепким клювом. Он достаёт из-под кары дерева жуков и ест их. Люди называют дятла лисным доктором, ведь он лечит бальные диревья.
Задание для «Редакторов».
Сделай нераспространённые предложения распространёнными. Подчеркни в каждом предложении дополнения.
Почки набухли … Птицы питаются…. Белка делает…. Заяц гложет…. Лиса охотится …
Задание для «Знатоков». Вставь нужные слова в пословицы. Подчеркни дополнения.
Весна красна ____________, а осень ___________________.
Что написано ______________, не вырубишь и ___________________.
Сам погибай, а __________________ выручай. Без _____________ не выловишь и ________________ из пруда.
Не спеши ____________, а торопись __________________.
Проверка выполнения заданий (слайды 6,7,8).
VI. Итоги урока.
Тест.
1.О каком члене предложения говорится:
Член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет называется:
а) подлежащим в)дополнением
б) сказуемым
2.Какой частью речи выражено дополнение?
а) глаголом в)существительным
б) прилагательным
3. Подчеркни дополнение:
а) Дети играют. в)Идёт дождь.
б) Солнце пригревает землю. г)Дует весенний ветер.
Рисунок вложите в тетрадь.
Проверка (слайд 9)
Самооценка.
Рефлексия. - Наше общение завершается. Если вы чувствовали себя на уроке комфортно, и у вас всё получалось, то покажите солнышко. Если всё удавалось, но не сразу, - выберите солнышко с тучкой. Если трудных моментов было очень много, возьмите тучку. Дети на маршрутных листах выставляют себе оценку, отражая степень понимания новой темы.
Я знаю, что такое дополнение?
Умею ли я находить дополнение?