Коммуникативные УУД: активно участвовать в совместной работе с одноклассниками (в работе всего класса); уважительно вести диалог, не перебивать других, аргументировано (т. е., ссылаясь на согласованное правило, эталон) выражать свое мнение; понимать при коммуникации точки зрения других учащихся, задавать при необходимости вопросы на понимание и уточнение. | Пропишите цифры, которые у вас обозначены в тетради. Внимание на доску. Давайте поработаем с математическим тренажёром. У каждого на столе лежит лист, вы можете его использовать как черновик. Ребята, чему вы научились на прошлых уроках? Каким приемам вычисления? Откройте конверты. Достаньте карточку под номером 1. Решите примеры в столбик самостоятельно. Работаем на карточке. Карточка № 1. Реши примеры в столбик. 45-30 67-16 32-15 | Какой пример вам не удалось решить? | Прописывают цифры, обозначенные в тетради. Выполняют задания. | 7 мин |
Регулятивные УУД: определять причину затруднений в учебной деятельности. | Почему у вас возникают трудности при решении примера 32-15? Что вам необходимо сделать, чтобы решить такой пример? Как вы думаете, с каким приёмом вычисления мы сегодня познакомься? Давайте проверим, правы ли вы. | У нас возникают трудности при решении, потому что это новый приём. Вычитание двузначных чисел в столбик с переходом через разряд. | 1 мин |
Регулятивные УУД: грамотно ставить цель учебной деятельности; | Откройте учебник на странице 25. Амир, прочитай пожалуйста в рамке какой приём нам предлагают для изучения. Верно! Тема нашего урока «Вычитание двузначных чисел в столбик с переходом через разряд» (Слайд 2). Какова будет цель урока? Для решения поставленной цели, какие задачи нам нужно перед собой поставить? | Открывают учебник. Амир читает: Вычитание двузначных чисел в столбик с переходом через разряд. Цель урока: научиться вычитать двузначные числа в столбик с переходом через разряд. Узнать, как решать такие пример. Узнать алгоритм решения. | 1 мин |
Коммуникативные УУД: активно участвовать в совместной работе с одноклассниками (в работе всего класса); понимать при коммуникации точки зрения других учащихся, задавать при необходимости вопросы на понимание и уточнение. Познавательные УУД: комментировать ход выполнения учебного задания, применять различные приемы его проверки. | Вернёмся к нашему примеру и поработаем с заданием №1 на странице 25. Нам необходимо объяснить решения примеров используя рисунок. Давайте вспомним. Что обозначает треугольник? Что обозначает точка? Рассмотрите рисунки самостоятельно. Варя, попробуй объяснить по рисунку решение первого примера. Какой можно сделать вывод при решении таких примеров? Давайте найдём значение выражения 32-15 в столбик опираясь на алгоритм. Отступаем одну клетку. Записываем в столбик 32-15. Как мы записываем выражения в столбик? Дальше что проговариваем? Заняли один десяток. Какое второе действие мы выполним? Дальше что проговариваем? Третье действие? Какой ответ? Хорошо! Кому ещё сложно решать примеры таким способом? Поработаем с заданием под номером 2. Отступаем одну клетку. Записываем в тетрадях: С. 25 №2 Маша, работает на доски, проговаривая алгоритм. Остальные решают в тетрадях и внимательно слушают. Записываем первое выражение 82-29. Физкультминутка (Слайд 3) Следующее выражение, на доске работает Вита. Записываем 83-29. Что вы заметили при решении этих выражений? | Треугольник обозначает количество десятков. Точка обозначает количество единиц. Объясняет решение примера по рисунку. Чтобы вычесть из уменьшаемого у которого единиц меньше, чем у вычитаемого необходимо занять один десяток у уменьшаемого. Пишу единицы под единицами, десятки под десятками: В уменьшаемом не хватаем единиц, поэтому занимаю 1 десяток, чтобы не забыть об этом ставлю точку на 3. Вычитаю единицы 10-5 получится 5, да ещё два получаю 7. Записываю 7 под единицами. Уменьшаю количество десятков на 1. Вычитаю десятки 2-1 получится 1, записываю под десятками. Получаю ответ 17. Записывают в тетрадях: С. 25 №2 Пишу единицы под единицами, десятки под десятками. В уменьшаемом не хватаем единиц, поэтому занимаю 1 десяток. Чтобы не забыть об этом, ставлю точку над цифрой 8. Вычитаю единицы 10-9 получаю 1, да ещё 2, пишу под единицами 3. Уменьшаю количество десятков на 1. Вычитаю десятки 7-2, получаю 5. Читаю ответ: 53. Пишу единицы под единицами, десятки под десятками. В уменьшаемом не хватаем единиц, поэтому занимаю 1 десяток. Чтобы не забыть об этом, ставлю точку над цифрой 8. Вычитаю единицы 10-9 получаю 1, да ещё 3, пишу под единицами 4. Уменьшаю количество десятков на 1. Вычитаю десятки 7-2, получаю 5. Читаю ответ: 54. Мы заметили, что уменьшаемое увеличивается на одну единицу, а вычитаемое не изменяется, значит разность увеличивается на одну единицу. | 12 мин |
Познавательные УУД: комментировать ход выполнения учебного задания, применять различные приемы его проверки. | Отройте страницу 26. Работаем с заданием №8. Отступите одну клетку. Запишите: С. 26 № 8. Денис, прочитай задание. Рассмотрите самостоятельно уравнения и определите для решения каких уравнений используется новый способ. Какое первое уравнение подходит к новому способу решения? Верно! Давайте решим его. Саша, работает на доске. Записываем 63-х=27. Что нам неизвестно? Денис, подчеркни, что нам неизвестно, остальные сверяют запись у доски с записью в своей тетради. Как найти вычитаемое? Что у нас уменьшаемое, что разность? Как запишем это? Денис, реши этот пример способом, с которым мы сегодня работали. Запиши ответ в уравнении. Делаем проверку. Берём линейку и проводим черту. Как выполняется проверка уравнения? Верно! Записываем. Под равно ставим еще одно равно. Записываем 22 ( ... = 22). Считаем пример в левой части. Правильно решили? Перед равно ставим 22 (22= 22) У всех так? Хорошо! | Записывают в тетрадях: С. 25 №8 Денис читает задание. 63-х=27 Нам неизвестно вычитаемое. 63-х=27 Чтобы найти вычитаемое нужно разности вычесть вычитаемое. Уменьшаемое – 63, разность – 27. х=63-27 Пишу единицы под единицами, десятки под десятками. В уменьшаемом не хватаем единиц, поэтому занимаю 1 десяток. Чтобы не забыть об этом, ставлю точку над цифрой 6. Вычитаю единицы 10-7 получаю 3, да ещё 3, пишу под единицами 6. Уменьшаю количество десятков на 1. Вычитаю десятки 5-2, получаю 3. Читаю ответ: 36. х=36 ______________ Переписываем уравнение полностью, но вместо неизвестного пишем число, которое получили. 63-36=27 | 5 мин |
Познавательные УУД: комментировать ход выполнения учебного задания, применять различные приемы его проверки; y использовать эталон для обоснования правильности своих действий. Личностные УУД: формирование опыта самоконтроля по образцу, подробному образцу и эталону. | Сейчас вы поработаете самостоятельна. Достаньте с конверта карточку №2. Вам необходимо решить задачу, используя новый вычислительный приём. Карточки подписывать не нужно, пишем все ручкой. Приступаем, на выполнение работы 3 минуты Карточка №2. В парке посадили ромашки. Таня посадила 45 ромашек, а Петя 27. На сколько больше ромашек посадила Таня, чем Петя? | Закончили. Сверьте свою работу с той, которая на доске. (Слайд 4) Т – 45р. на? больше П – 27р. Решение: 45-27=18(р.) – на столько больше посадила Таня. _45 27 18 Ответ: 18 ромашек. Кто сделал работу без ошибок? Молодцы! Поднимите руку кто допустил ошибки? Поработайте дома над своими ошибками. Работы сдавать не нужно. | Решают задачу. Т – 45р. на? больше П – 27р. Решение: 45-27=18(р.)– на столько больше посадила Таня. _45 27 18 Ответ: 18 ромашек. Сравнивают свою работу с образцом на слайде. Подминают руки. Подминают руки. | 5 мин |