Пунктуационный разбор предложения с однородными членами.
Цели:
Образовательная: сформировать пунктуационную грамотность.
Развивающая: развить навык правильной постановки знаков препинания при однородных членах предложения.
Воспитательная: формировать потребность к парной и коллективной работе. Воспитывать интерес к изучаемому предмету.
Задачи:
1) познакомить учащихся с с грамматическими признаками однородных членов, формировать умение находить однородные члены в предложении, понимание назначения однородных членов предложения в речи,
2) обосновывать правила пунктуации при интонации перечисления, развивать орфографическую зоркость в процессе работы с орфографическими задачами,
3) развивать коммуникативные УУД: формулировать связный ответ на поставленный вопрос, участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, отстаивать свою позицию, объяснять, рассуждать, доказывать, используя речевые средства.
4) развивать регулятивные УУД: умение ставить, принимать и решать учебную задачу, сознательно выполнять действия для ее решения, оценивать свое знание и незнание, продвижение в овладении знанием по изучаемой теме, планировать общий способ действия для решения конкретных задач, осуществлять действия самоконтроля и контроля, самооценки и оценки, выявлять свои трудности и достижения;
5) развивать познавательные УУД: вести наблюдения, читать учебник, слушать учителя для приобретения, уточнения, извлечения необходимой информации.
Ожидаемые результаты:
Предметные:
Находить и выделять однородные члены предложения;
Соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами;
Обосновывать постановку знаков препинания при однородных членах.
Использовать однородные члены для повышения точности, богатства и выразительности своей речи.
Метапредметные:1) Познавательные УУД: умение выделять необходимую информацию, структурировать знания, анализировать, сравнивать и обобщать.
2)Коммуникативные УУД: умение кооперироваться в малую группу, вести учебный диалог, согласовывая свои позиции с партнерами и находить общее решение;
3)Регулятивные УУД: Ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения. Планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Контролировать процесс и результаты своей деятельности, оценивать свои достижения и трудности.
4)Личностные УУД: Воспитание лингвистической культуры; повышения богатства и выразительности своей речи.
Оборудование урока: компьютер, учебники, тетради учащихся, компьютерная презентация.
Ход урока
І. Организационный этап
ІІ. Повторение
№1 Работа с текстом
Гроза надвигалась. Все чаще слышались раскаты грома. Нависли над степью тяжелые тучи, опустились низко и обняли ее. Они двигались неторопливо, точно раздумывали, где бы им поудобнее лечь на еще горячую землю. Ветер утих, наступила тишина, которая предвещала близость дождя. Все растения насторожились: подсолнухи, лопухи, ростки сочной лебеды, которая росла возле дороги. Все птицы, кроме жаворонка, который еще вился в небе и напевал что-то веселое, почуяли запах дождя и умолкли. Дождь уже был близко, уж чувствовалось его дыхание.
И вот разразился ливень. Крупные капли упали на землю, заблестели на листьях, смочили траву. Промокнув насквозь, мы побежали домой, уже не разбирая дороги.
•Найдите в тексте слова с чередующимися гласными в корне слова. Объясните графически написание гласной. Приведите примеры чередований, отсутствующих в данном тексте.
•Укажите слова (10) с безударными гласными в корне слова, подберите к ним проверочные.
№2 Комплексное повторение различных видов разбора и правописания суффиксов. Выписать слова с суффиксами, выделить их.
Мы произносим: «Человек!», и видится нам за этими словами скромный мужественный, величественный образ.
Мы говорим: «Человек» и представляем крошечное существо, беспомощное, неуклюжее, или маленькую забавную игрушки, изображающую как взрослого, так и ребенка.
Скажем «человечище и гигант не только по росту, но – и это особенно важно – силе мысли, по значению в жизни общества встает за ним.
А есть еще в нашей лексике слово «человечишко», обозначает оно себялюбца, эгоиста, ничтожество в обществе.
Актуализация опорных знаний
1. Беседа (Слайды 1-7)
— Расскажите об употреблении союзов при однородных членах предложения.
---- Признаки ОЧП.
Примеры схем
2. Практическая работа
1.Составьте предложения по схемам: (на доске)
2. Сочетаниями слов, записанными на доске.
чудная, ласковая, тропическая (ночь);
ранние, махровые (тюльпаны);
новое, кожаное (пальто);
прекрасный, фруктовый (сад).
III. Мотивация учебной деятельности
Однородные члены предложения «ходят в одной упряжке», потому что зависят они от одного слова и выполняют одинаковую функцию (поэтому и отвечают на один и тот же вопрос).
IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
1.Письменная работа
Спишите предложения в следующем порядке:
1) с однородными членами, отвечающими на вопросы косвенных падежей,
2) с однородными членами, отвечающими на обстоятельственные вопросы (где? куда? откуда? как?),
3) с однородными членами, к которым можно поставить те и другие вопросы. Расставьте запятые.
1) На красноватой траве на былинках на соломинках блестели бесчисленные нити осенних паутин. 2) Песня слышалась то справа то слева то сверху то из-под земли. 3) Увидел Егорушка равнину холмы лиловую даль. 4) И тихая скромная речка огласилась фырканьем плеском и криком. 5) Егорушка (не) увидел ни Пантелея ни тюка ни себя. 6) В это время что-то посыпалось и застучало по дороге по оглоблям по тюку. 7) Раньше Егорушка (не) видел никогда ни пар...ходов ни лок...мотивов ни широких рек. 8)Раскаленные лучи заливают круглую клумбу с цветами тёмную зелень сирени садовые аллеи. 9). Такая музыка казалась к лицу и погоде и старику и его речам. 10) Надя ходила по саду по улице. Она глядела на дома на серые заборы.
(А. П. Чехов)
Упражнение 2.Выпишите вначале предложения с однородными членами, не соединенными союзами, затем — с однородными членами, которые соединены союзами. Обозначьте однородные члены буквой о. Поставьте, где нужно, запятые.
1) Звёзды меркнут и гаснут. 2) По з..ркальной воде по кудрям л..зняка от з..ри алый свет разливается. 3) Проснулись утки с шумом и скрылись. 4) Рыбаки в шалаше пробудились сняли сети с шестов вёсла к лодке несут. 5) И ст..ит себе лес улыбается. 6) Вот и солнце вст..ёт из-за пашен бл. хтит за морями ночлег свой покинуло. 7) Зашумела разгулялась в поле непогода. Месяц смотрит сквозь сетку ветвей зажигает росу на траве.
(И. С. Никитин)
3. Философская минутка
И.А. Гончаров
Ф. Бэкон
V. Рефлексия. Подведение итогов урока выполнение тестовых заданий + НА СЛАЙДЕ
Выберите правильный ответ. \
1. Однородными являются те члены предложения, которые:
А) связаны с одним и тем же членом предложения и выполняют одинаковую синтаксическую функцию;
Б) связаны с разными членами предложения, но выполняют одинаковую синтаксическую функцию;
В) связаны с одним и тем же членом предложения, но выполняют раз
Личные синтаксические функции.
2. Запятая между однородными членами предложения ставится:
А) если они соединены одиночным разделительным союзом;
Б) если они соединены противительным союзом;
В) в цельных предложениях фразеологического характера.
3. Запятая между однородными членами предложения не ставится:
А) если они соединены повторяющимися соединительными союзами;
Б) если они соединены противительным союзом;
В) в цельных предложениях фразеологического характера.
VI. Домашнее задание
Напишите сочинение-миниатюру (6—7 предложений) на одну из тем: «На школьной перемене», «Из окна автобуса», используя конструкции с однородными членами.