СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по литературному чтению М. Пришвин "Золотой луг"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению 2 класс по программе ПНШ

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению М. Пришвин "Золотой луг"»

.

Открытый урок литературного чтения во 2 а классе Учитель Горелова Л.П.


Тема : Природа для поэта – любимая и живая.

Михаил Пришвин «Золотой луг».

Цели.1. Учить ценить красоту живой природы.

  1. Развивать наблюдательность.

  2. Продолжать развивать представления об олицетворении.

  3. Работать над техникой чтения.

  4. Дать дополнительные сведения об одуванчике.



. Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения:

развитие навыков сотрудничества со   сверстниками,

 умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

 развитие доброжелательности, самостоятельности; привитие любви к русской литературе, к природе.

Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: 

развитие познавательных способностей учащихся;

расширение и обогащение словаря читателя; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения:

формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному; умение пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.



Оборудование.

Учебник, отрывок из рассказа М.Пришвина «Золотой луг»; тексты:

названия одуванчика, фото, рисунки с изображением одуванчиков ,музыкальное сопровождение).

Ход урока


I. Организационный момент



Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.

Учитель:

По какой теме мы сейчас путешествуем?( слайд 1)


2 Проверка домашнего задания

Чтение наизусть стихотворения Ф. Тютчева: »Зима недаром злится» Слайд 2(картины зимы, весны, музыка Чайковского «Времена года»


- Кого можем назвать поэтом?

- Можно сказать, что этот человек делает открытия?

- А вы хотите сделать открытие? Давайте попробуем.

- А для чего нужны открытия?, (узнавать, удивляться, радоваться, восхищаться, )


3 Прогнозирование

Учащиеся объясняют выражения »золотые руки»» золотое сердце» «золотое кольцо»

Дети находят в оглавлении название произведения в котором есть слово золотой

На какой странице?(123)

- Откройте учебник на стр.123. Прочитайте тему урока.


4. Знакомство с произведением.


1 Сообщение темы урока (слайд 3 портрет Пришвина, )

Что вы знаете о М. Пришвине? ( Очень любил природу и написал о ней много книг)

Учитель: Михаил Михайлович очень любил лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин.

  1. Слайд 4

(На экране фото зимнего леса. Звучит музыка. )

Учитель: Идёт человек по серебряно-зимнему лесу. Кругом сугробы, на деревьях тяжёлые снеговые шапки. Но ёлки стоят прямо, сильные еловые лапы держат снег. А берёзки согнулись дугой под тяжестью снега, уткнувшись головой в сугроб. Да так низко стоят, что и не пройти, только заяц может пробежать под ними.

Но человек этот знает «одно простое волшебное средство», чтобы помочь березкам. Он выломал увесистую палку, ударил по заснеженным ветвям, снег с вершины свалился, березка вскинулась, распрямилась и стоит, подняв голову, наравне со всем лесом. Так идет этот человек и освобождает одно дерево за другим.

Это ходит с волшебной палкой писатель Михаил Михайлович Пришвин

3 Вернемся к названию произведения -Кого удивило это название?

- Какую цель поставим перед собой? (Узнать, почему луг называется золотым?)

- Давайте наметим план работы.

1. Познакомимся

2 Исследуем

3. Ответим на вопросы

4. Сделаем вывод

5. Оценим себя


Рассказы М.М. Пришвина не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием.


3 Чтение рассказа

а.) - Какой условный знак стоит перед текстом? (толковый словарь)

- Значение каких слов посмотрим? (промысел, в пяту).

б.)Чтение текста по абзацам.(слайд 5 фото одуванчиков когда светит солнышко)

- От чьего имени написан рассказ?

- Где происходили события?

- О чём рассказ?

- Почему эти цветы они считали неинтересными?

- Какая забава была у мальчиков?

- Какое открытие сделали дети?

- Что помогло им сделать это открытие? (наблюдательность).

- От чего зависело каким был луг? ( от солнечных лучей)

- Изменилось ли отношение ребят к этим цветам? (зачитать)

-Почему рассказ называется «Золотой луг» ?


4- Учёный Кот сказал, что одуванчик – загадочный цветок. Вы согласны?

5 Деление текста на части

- Какие три части должны присутствовать в любом тексте?

(Вступление. Основная часть. Заключение.)

- В чем особенность каждой из них?


6 Физкультминутка

Просыпаются цветочки, когда солнышко встаёт.

Раскрывают лепесточки и закружат хоровод.

А как солнышко за тучку – лепесточки быстро в кучку.


7 Поход в Музейный Дом. Ван Гог «Подсолнухи»

(слайд 7 картина Ван Гога «Подсолнухи»

Оказывается, есть ещё один цветок, очень похожий на одуванчик. Догадались?

1 Работа с картиной

- Как цветы попали в вазу?

- Где они росли сначала?

- Выделите рамочкой центральную часть букета. Рассмотрите через лупу. Что можно сказать об этих цветах? (достаточно свежие, пушистые).

- Выделите верхний чёрный цветок. Что можно сказать о нём? (Завял)

- Выделите левый чёрный цветок.

- Какое чувство вызывает у вас этот букет?

- Сколько цветов в букете? (12 и это не случайно).

Вывод. Крупные срезанные цветы лежат, подобные каким-то диковинным, умирающим на наших глазах существам. Примятые, теряющие упругость лепестки, похожи на взъерошенную шерсть или на языки гаснущего пламени. Чёрные сердцевины – на огромные скорбные глаза. Стебли – на судорожно изогнувшиеся руки. От этих цветов веет печалью, но в них ещё есть жизненная сила, сопротивляющаяся увяданию.

Много оранжевого цвета - хочет жить, радоваться, но чья – то безжалостная рука лишила его жизни , его дни сочтены.

- Если бы цветы умели говорить, что бы они нам сейчас могли сказать?

- Какой вывод вы можете сделать для себя? (Не рвать охапками цветы).

- Что общего у одуванчика и подсолнуха?

По одной из древних легенд боги подарили людям подсолнух для того, чтобы их никогда не покидало солнце. Ведь цветы подсолнечника всегда обращены к солнцу, при любой погоде, даже в самый туманный и дождливый день. Неслучайно подсолнух стал символом солнца, радости и оптимизма, а также — верности и достоинства... Благодаря своей жизнеутверждающей красоте подсолнухи стали частыми персонажами полотен великих мастеров мировой живописи. Подсолнечники радуют многих, но только поэты и художники способны запечатлеть свое восхищение "цветами солнца".

Ван Гог писал эти цветы 11 раз. Это был его любимый цветок.(слайд8)

- Какое открытие помог нам сделать Ван Гог?

Подсолнечник – это загадочный цветок.


- Можно ли сказать, что природа не всем и не сразу открывает свои секреты? Кому же она их раскрывает? (наблюдательным, кто любит и бережёт природу)

- Какие же мы сегодня с вами сделали открытия?

- Я предлагаю вам дома найти дополнительную информацию об этих цветах и нам завтра рассказать

Замечательный писатель и большой любитель природы М. Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас — кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать».

(Слайд 9 ) Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину.

- Как вы понимаете смысл этих слов ?

8 Самооценка

Кто открыл для себя что-то новое? (поднимите желтый кружок, кому было неинтересно красный)






-