Урок
Дата
Тема Театральные маски
Цели: познакомить учащихся с назначением масок, их разнообразием; научить практическому созданию театральных масок; повторить понятие «стилизация».
Вид деятельности: бумажная пластика, работа с бумагой и вспомогательными материалами.
Оборудование: образцы или рисунки с изображением театральных масок разных эпох, бумага, карандаши, фломастеры, ножницы, клей, рисунки-пиктограммы.
Ход урока
I. Организационный момент (Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)
II. Вводное слово
Когда вы смотрите по телевизору фильм или в театре спектакль, где действующие лица - люди, то вы видите лица актеров, которые эти роли исполняют. Но ведь бывают спектакли, в которых все персонажи — животные.
— Назовите сказки, в которых все персонажи — животные. («Три поросенка», «Зимовье зверей» и др.)
Конечно, актеры могут мимикой лица передать переживания и облик нужного животного. Но, наверное, лучше, если такой герой станет как можно больше похожим на свой реальный прообраз.
Что надо делать в таком случае? Можно, конечно, с помощью специального грима придать лицу актера какие-то детали, помогающие ему приобрести сходство с нужным героем — поросенком или волком. А еще на помощь могут прийти специальные театральные маски. Изготовление таких масок станет темой следующих уроков в этой четверти. Сегодня с помощью листа бумаги, ножниц и карандаша вы попробуете изготовить маску любого животного — кошки, собаки, поросенка и т. д., чей портрет подскажет вам ваша фантазия.
VI. Оформительская работа
Полукруглая часть маски будет ее верхом. Но маска должна быть узнаваема: если актер с ее помощью изображает героев театральной постановки, значит, ее нужно соответствующим образом оформить разными деталями. Проще всего изготовить несложные полумаски, которые изображают мордочки всем вам хорошо знакомых животных.
А пока послушайте, с чего следует начать оформление заготовки. Сначала к верхней полукруглой стороне полумаски надо подрисовать ушки выбранного вами животного.
Вспомните, какие ушки у разных животных. У кошки - треугольные, торчащие вверх; у собачки — висячие, опушенные вниз; у поросенка — особые, фигурные. (Педагог рисует элементы оформления на доске.)
Пририсуйте выбранные вами ушки к верхней части полумаски. Видите, ваша полумаска уже приобрела узнаваемые черты нужного облика.
Ниже, уже на самой полумаске, надо двумя овалами обозначить глаза и на этом месте вырезать отверстия. Учтите, что и глаза у каждого из этих животных имеют свою форму. (Педагог рисует элементы оформления на доске.) У кошки глаза вытянутые, у собаки — полукруглые, а у поросенка — маленькие и круглые. Выбирайте подходящие для вашей маски глаза и прорисуйте их.
Далее чуть ниже и примерно между глаз фигурной линией следует обозначить носик. Посмотрите: оказывается, что и носики у этих трех зверей разные.
(Педагог рисует элементы оформления на доске.)
Пусть носик в форме сердечка будет у кошки, в виде восьмерки — у собачки и в виде круглого пятачка — у поросенка.
На самой нижней стороне маски, в центре, надо нарисован, карандашом, а затем вырезать ножницами плавный изгиб — чтобы здесь вырезать кусочек бумаги для носа того, кто наденет маску. ! (Школьники оформляют нижнюю часть маски.)
VII. Выбор цветового решения маски
VIII. Вырезание маски
IX. Физкультминутка
X. Присоединение резинки
Вы добавили к маске нужные детали, раскрасили ее и вырезали. Но сама по себе маска ничего не значит: она должна находиться на лице актера. Значит, осталось выполнить последние действия по ее изготовлению. Чтобы маска держалась на лице, к ней надо прикрепить кусочек бельевой резинки. Резинка прикрепляется к боковым краям поделки. Помните, что специально для резинки вы и оставили клапаны по бокам маски, когда вырезали ее. Теперь вырезанные клапаны загните внутрь маски, на ее изнаночную сторону. Таким образом резинка будет прикрепляться на уплотненные края бумаги — двойные, подвернутые, - и поэтому сама маска прослужит дольше.
В центре каждого из этих подвернутых клапанов надо сделать отверстия для продевания в них резинки. Такие отверстия можно проделать кончиками ножниц. Только осторожно, не уколов пальцы.
Теперь отрежьте кусок резинки длиной около 15 см и на одном его конце завяжите узелок. Другой конец проденьте в оба отверстия маски и на оставшемся конце также завяжите узелок, Резинка нужна, чтобы маска держалась на голове, а сама резинки при этом слегка натягивается.
Ваша маска готова — можете ее примерить.
XII. Рефлексия
Уборка рабочего места, задание на следующий урок