Урок русского языка 11 класс 06.02.2017
Тема: Жанры публицистического стиля. Путевой очерк, портретный очерк
Цели урока:
организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний;
создать условия для осознанного применения знаний;
развивать умение работать в парах;
воспитывать культуру общения, чувство ответственности за результативность своего труда
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
- Какие цели стоят сегодня перед нами?
- Следовательно, мы будем решать определённые задачи. Какие?
1). Закреплять, что такое очерк.
2). Рассматривать разновидности очерка и их особенности.
3). Учиться практически применять полученные знания.
- К какому стилю речи относятся составленные тексты? (публицистическому).
- Подберите однокоренные слова к названию этого стиля, запишите и объясните их
лексическое значение.
Публика - люди, находящиеся где-нибудь в качестве зрителей, слушателей, а также вообще - люди, общество.
Публицист - писатель, занимающийся публицистической деятельностью.
Публицистика- литература по общественно-политическим вопросам современности.
III. Работа по теме урока
1.Работа с учебником
Чтение теоретического материала стр. 139-140
2.Беседа по усвоению теоретического материала.
Составление кластера (схемы на доске)
- Что такое очерк?
- Назовите характерные особенности очерка.
На доске появляются записи:
1. ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ
2. ДОСТОВЕРНОСТЬ ФАКТОВ.
3. ПОДЛИННЫЕ ИМЕНА И ФАМИЛИИ.
4. ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ МЕСТА СОБЫТИЙ.
5. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА.
6. ЛОГИЧНОСТЬ.
М. Горький говорил: «Осью очерка, по возможности, всегда должны быть живые люди, будут ли они одиночки - строители, борцы или творческий коллектив».
1). - Какую разновидность очерка имел ввиду М. Горький? (портретный)
Чтение теоретического материала из учебника стр.143-144
Беседа по усвоению теоретического материала. Составление кластера. (схема портретного очерка)
- Назовите характерные особенности этого очерка и сделайте соответствующие записи в тетради.
2). - О какой разновидности очерка можно сказать, что этот древний жанр возник из-за стремления человека рассказать об увиденном, поделиться впечатлениями, наблюдениями в пути? (путевой).
Чтение теоретического материала из учебника стр.141
. Составление кластера. (схема путевого очерка)
Слово учителя
- А.П. Чехов, чтобы написать очерки «Остров Сахалин», побывал в каждом населённом пункте острова, провёл статистическую перепись населения, заполнил около 10 тысяч учётных карточек. Такое глубокое изучение жизни на Сахалине нужно было Чехову для того, чтобы создать сильную и правдивую картину места каторги и ссылки в царской России - этого «кусочка ада», как называли тогда этот остров.
- Этих знаний достаточно для понимания данной темы?
IV. Применение полученных знаний
Выполнение упражнений из учебника
упр. 190 (устно)
упр.191 (письменно)
упр.193 (устно)
V. Организация сотрудничества, совместной творческой деятельности в парах.
Текст из упр. 194 (устно)
Предлагается один и тот же текст, и в течение 10 минут выполняются следующие задания: (задания на листочках для каждой пары).
1). Сформулировать тему.
2). Определить основную мысль.
3). Указать проблему, поставленную автором.
4). Назвать авторскую позицию с аргументацией.
5). Языковые средства, воздействующие на чувства читателя.
6). Объяснить стилевую особенность текста.
- Проверка работы:
- К какому стилю вы отнесли данный текст и почему?
- Можно ли определить его жанровую принадлежность? Объясните.
- По каким характерным особенностям мы можем определить разновидность данного очерка?
- Проанализируйте данный текст по предложенному плану.
VI. Рефлексия.
- Что у вас получилось на уроке, а что вы бы хотели повторить?
- Проанализируйте карточку ваших достижений, и, исходя из этого, выберите домашнее задание.
VII. Домашнее задание
стр.148, упр. 195, 200